нод старшая группа
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 1. Россия на шаре земном
(По проекту «Приобщение детей к истокам русского народного творчества»)
Цель: расширить представления детей о нашей Родине, о ее месте на планете Земля; дать понятия: Северный и Южный полюс, Арктика и Антарктида, уточнить понятия пустыня, степь, океан, море, озеро; воспитывать интерес к Земле, на которой мы живем; пробудить в душе ребенка тревогу за будущее планеты, желание предотвратить экологическую опасность.
Материал: глобус, иллюстрации: морж, тюлень, белый медведь, пингвин.
Словарь: полезные ископаемые, пустыня, степь.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на глобус и просит объяснить, что это (модель планеты Земля, на которой мы живем: уменьшенная копия земного шара).
- Что вы можете рассказать о планете Земля? Что вам подсказывает глобус? (форма шара; синий и голубой цвета обозначают воду: моря, океаны, реки, озера; коричневый цвет – горы, желтый, зеленый – равнины. Воды больше, чем суши, т.к. на глобусе больше синего и голубого цветов и т.д.).
- Земной шар огромный. Если бы мы захотели объехать его вокруг, то понадобилось бы много месяцев. На этом шаре и мы с вами живем. Давайте найдем на глобусе нашу Россию (воспитатель показывает местонахождение России).
- Мы сейчас с вами отметили два города: Москву и наш город, а ведь городов в нашей стране очень много. Какие еще города вы знаете? (ответы детей).
- Но есть еще поселки, деревни – и везде живут люди – россияне.
В нашей стране много рек. Давайте вспомним, какие реки мы знаем (дети отвечают). В России много морей. Кто-нибудь из вас может назвать российские моря? (ответы детей).
- А как вы думаете, ребята, чем отличается море от океана? Море – от озера? (Дети отвечают. Воспитатель направляет, дополняет ответы детей).
- В нашей стране есть места, покрытые лесами. Огромные леса – куда ни посмотри, везде шумит лес, даже на самолете его не скоро облетишь – это тайга. А есть места, где деревьев нет – там земля покрыта травами – это степи. Есть и пустыня – Каракумы. А что такое пустыня? (Место, где только песок и растут колючие растения: всегда страшная жара; нет воды). А знаете, если в пустыне оказаться весной, то глазам не поверишь: зеленая трава, алые маки, кусты, птицы поют. Но это бывает только весной, и только 2 недели. Все быстро высыхает без воды.
И еще на земном шаре есть два интересных места. Посмотрите на глобус: вверху – белый цвет и внизу – тоже белый. Это, дети, Арктика. Ее вершина – Северный полюс; а внизу – Антарктида.
А хотите, мы сейчас побываем и в Антарктиде, и в Арктике? На чем бы нам туда добраться? (корабль, самолет и другие предложения детей).
Ну тогда давайте полетим на каком-нибудь сказочном ковре-самолете. Назовем его ковролет. Итак, садимся поудобнее на наш ковролет. Приготовились… пять…четыре…три…два…один…
Как вы думаете, что там внизу под нами? Под нами огромный Северный Ледовитый океан. Вот он на глобусе. Он весь покрыт льдом, которые никогда не тает, снежными сугробами, которые здесь лежат вечно, потому что солнышко их не прогревает и они не тают. А темно тут, потому что в Арктике ночь длится полгода. Она называется Полярная ночь. И только летом здесь светло круглые сутки.
Да, наверное, тут никто и не живет: ни звери, ни люди… Как вы думаете: живут ли какие-нибудь животные в Арктике? (ответы детей: белый медведь, тюлень, морж и др.).
- Живут тут и работают отважные полярники. Одни круглые сутки следят за погодой и сообщают нам о ней по радио, потому что из Арктики ветер разносит холод по всей стране; другие изучают животный мир Арктики; специалисты наблюдают за подвижкой льда т.д.
Ну что ж, а теперь летим на другую сторону Земного шара, на Южный полюс, в Антарктиду. Смотрите, под нами белая страна. Это не океан, а земля, закованная в ледяной панцирь. И здесь тоже живут и трудятся россияне.
Мерзлая земля Антарктиды хранит в себе огромные богатства. Они залегают глубоко под землей: это уголь, алмазы. Специалисты бурят глубокие скважины, чтобы найти эти богатства.
В Антарктиде живут очень симпатичные животные, которые всегда одеты в нарядные черные костюмы. Догадались, кто это? Конечно пингвины.
Возвращаемся в детский сад, а то мы тут совсем замерзли (музыка).
- Давайте подойдем к глобусу и посмотрим, где мы сейчас были. Где на нем Арктика и где Антарктида?
Мы с вами говорили о подземных богатствах Антарктиды. Но они залегают не только там – ими богата наша Россия, и называют их полезными ископаемыми. Без них человеку не прожить. Вот, например, надо суп посолить, для этого нужна соль, а это тоже полезное ископаемое. И газ в кухонной плите – полезное ископаемое. Бензин делают из нефти, а нефть – это тоже полезное ископаемое. И все это дарит нам щедрая Земля.
Лес – это тоже богатство. Почему (ответы детей).
Есть и другие важные полезные ископаемые – каменный уголь, железная руда. О них вам в другой раз почитаю сказки из нашей «Почемучки».
Но сейчас я должна сделать тревожное сообщение. Дело в том, что наша планета Земля больна. Случилось это потому, что люди не всегда берегли ее, не всегда вели себя правильно. Построены заводы, на которых делают много полезных вещей: автомобили, электроприборы, самолеты, велосипеды и др.; фабрики, на которых шьют обувь, делают ткани и шьют одежду; электростанции и атомные станции, которые вырабатывают электричество. Все это необходимо, но беда в том, что заводские трубы дымят, автомобили отравляют воздух отработанными газами, фабрики сливают в моря и реки отходы. Все это загрязняет Землю. Растения, животные, насекомые, люди болеют и даже погибают. И это настоящая беда. Взрослые пытаются с ней справиться, но не получается пока.
И мы с вами должны подумать, что может сделать каждый человек, чтобы спасти свою планету, что можем сделать мы с вами. Вы подумайте, посоветуйтесь дома с папой, мамой, а потом мы примем решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....
НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая
Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...