Конспект занятия «Определение свойств разных веществ»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
План-конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Определение свойств разных веществ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opyty_.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МК ДОУ БТО Борисоглебский д/с №16
Комбинированного вида
Конспект занятия
«Определение свойств разных веществ»
Подготовила: Попова Н.И.
г. Борисоглебск 2016
Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- учить приобретать новую информацию посредством экспериментирования;
- формировать умение делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Оборудование и материалы: по числу детей – 6 мерных стаканчиков ( 5 с водой, горячую воду воспитатель наливает перед опытом № 4), лупа, оранжевый стаканчик с сахарным песком, оранжевая баночка с крышкой с сахарной пудрой, голубой стаканчик с солью, ложка, палочки, лист черного картона; 4 стола для экспериментирования; чайник с горячей водой; поднос с чашками для чаепития; таблица; персонаж Незнайка (взрослый).
Ход занятия
В гости к детям приходит Незнайка. Вид у него опечаленный.Воспитатель и дети здороваются с ним и спрашивают, ото чего он такой грустный. Незнайка рассказывает, что он пришел домой и хотел выпить чаю. На столе стояли два стаканчика, он точно знает, что в одном была соль, а в другом – сахарный песок. А как отличить сахар от соли, он не знает. Вот он и пришел к детям, они ведь наверняка знают это.
Воспитатель спрашивает у детей, готовы ли они помочь Незнайке.
Воспитатель. Не грусти, Незнайка. Ты пришел очень к стати. Сейчас ребята будут ставить опыты и смогут тебе многое рассказать о свойствах некоторых веществ. Они обязательно научать тебя отличать соль от сахарного песка.
Ребята, на столах у вас приготовлено оборудование. Рассмотрите его.
В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и сахарный песок. Можно ли их различить по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Верно, они оба белые.
Попробуйте их осторожно понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества, и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут? (Ответы детей.)
Вот видишь, Незнайка, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные по запаху.
Сейчас мы попробуем рассмотреть частицы этих веществ и узнаем, одинаковой ли они формы.
Опыт №1
Воспитатель. Положите перед собой черные листы картона и приготовьте лупы. Для чего нужны лупы? Правильно, они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект.
Из каждого стаканчика палочкой осторожно отделите несколько кристаллов и поместите их на разные углы черного листа. Рассмотрите их через лупу. Одинаковые или разные частицы по форме? На что похожи одни частицы? А другие?
Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, а другие – на кирпичики. Что можно сказать о их величине? Правильно, «горошины» меньше, чем «кирпичики».
Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. Почему? Правильно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Но сначала вспомните, какая на вкус соль? А сахарный песок? (Ответы детей.)
Осторожно наберите на кончик палочки те кристаллы, которые крупнее и имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус? Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? (Сахарный песок.) В каком он находится стаканчике? (В оранжевом.)
Можете ли вы сейчас сказать, какими на вкус будут частицы вещества в форме горошин? Правильно, они соленые, потому что это соль.
Теперь мы можем помочь Незнайке!
В чем сходство и различие соли и сахарного песка? (Ответы детей.)
Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина частиц и форма. Значит, какое вещество находится в оранжевом стаканчике? (Сахар.) А в голубом? (Соль.)
Незнайка радуется, что ребята ему помогли и собирается уходить.
Воспитатель . Незнайка, не уходи, мы обязательно угостим тебя чаем, но чуть- чуть попозже. А сейчас ребята хотят рассказать тебе кое что интересное о свойствах веществ.
Давайте снова рассмотрим наше оборудование. У нас на столах стоят закрытые емкости. Они такие же оранжевые, как и стаканчики с сахарным пеком. А закрыты они, потому что в них находится мельчайшие частицы сахарного песка. Они на столько мелкие, что это вещество называют сахарной пудрой. С ней нужно обращаться очень осторожно, потому что эти частички могут разлетаться от любого неосторожного дуновения.
Ребята, как вы думаете, что раствориться быстрее- частицы сахарной пудры или частицы сахарного песка, которые крупнее их? (Ответы детей.)
Сейчас мы проверим ваши утверждения опытным путем. Осторожно откройте емкости, и вы убедитесь, на сколько частицы пудры мельче частиц сахарного песка.
Опыт №2
Воспитатель. Подвиньте к себе два мерных стаканчика с водой, ложечкой возьмите сахарную пудру и всыпьте ее в один стаканчик. Теперь этой же ложечкой возьмите сахарный песок и всыпьте его в другой стакан. Посмотрите, что растворяется быстрее. Почему? Правильно, чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются, то есть частички исчезают в воде.
Закройте емкость крышкой, отодвиньте ее от себя, рядом с ней поставьте эти два стаканчика.
Сейчас мы посмотрим, когда сахарный песок растворяется быстрее: когда мы его растворяем, не мешая ложечкой, или когда перемешиваем. Как вы думаете? (Ответы детей.) Давайте поставим еще один опыт.
Опыт №3
Воспитатель. Подвиньте к себе оранжевый стаканчик и два других с водой. Вода в стаканчиках холодная. Берем одинаковое количество сахарного песка, то есть по ложке, и опускаем в каждый стакан. И сразу же в одном стакане быстро перемешиваем ложечкой сахар с водой. Что вы видите? Где сахарный песок растворился быстрее? Значит, какой вывод мы можем сделать? Правильно, вещество быстрее растворяется при перемешивании.
Отодвиньте эти стаканчики и подумайте, где быстрее растворяется вещество: в горячей или холодной воде? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Опыт №
Воспитатель. Поставьте перед собой два стаканчика: в одном горячая вода, а в другом – холодная. Опустите по ложечке сахарного песка в каждый стаканчик. Где сахарный песок растворился быстрее? (Ответы детей.) Осторожно потрогайте стакан. Какая в нем вода? (Горячая.)
Значит, мы можем сделать вывод, что в стакане с горячей водой сахарный песок растворился быстрее, потому что частицы вещества перемешивается быстрее с горячей жидкостью.
Вот видишь, Незнайка, теперь ты тоже будешь знать, что в горячем чае сахарный песок растворится быстрее, а если еще и перемешать ложечкой, то чай сразу станет сладким.
А сейчас, ребята, давайте расскажем Незнайке о других веществах. По каким свойствам мы их различаем? Перед вами лежат таблицы, выберите любое знакомое вам вещество и расскажите о его свойствах.(Таблица составлена произвольна.)
Воспитатель. А теперь, Незнайка, мы с ребятами приглашаем тебя пить чай.
Незнайка благодарит детей за то, что сегодня он узнал так много нового и интересного, и говорит, что он очень доволен, что вместе с ребятами, как настоящий ученый, проводил опыты с веществами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Строение и свойства сыпучих веществ»
Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....
Картотека рабочих листов по исследованию свойств разных материалов
Рабочие листы для организации самостоятельной детской деятельности в исследовательском центре группы....
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Что мы знаем о сахарном песке и соли. Определение свойств различных веществ"
Цель непосредственной образовательной деятельности формировать представление детей о свойствах разных веществ (соли, сахарного песка), через экспериментально-исследовательскую деятельность....
Развёрнутый конспект открытого мероприятия "Свойства веществ"
Методическая разработка по обобщению знаний дошкольников о свойствах веществ (жидких, твёрдых, газообразных). Представлены игры, опыты....
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»
на занятии дети в игровой и опытнической деятельности получат представление о строении знакомых сыпучих веществах - песка и сахарного песка...
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»
на занятии дети в игровой и опытнической деятельности ролучат представление о сыпучих веществах - песок и сахарный песок...