Проект "Путешествие с мышкой-Экономишкой"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_myshka-ekonomishka.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Департамент по социальной политике
г.о.Саранск МДОУ «Детский сад №16»
Проект
инновационной деятельности на тему: «Путешествие с мышкой-Экономишкой»
Авторы проекта:
Балбашова Е.И.
Куршева Н.В.
Актуальность
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Вопрос элементарного экономического образования детей дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности. С другой стороны, очевидна неразработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников . Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому. Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей , на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений: -научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; - с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; - объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой; - научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней; - вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми. Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями.
Новизна материала
Новизна исследования, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика». А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические задачи. Это неверный подход. Опыт показывает: многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей — небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно строить в игровой форме.
Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Путешествие с мышкой-Экономишкой». Апробация проекта позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата) ;
- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный. (3 года)
Участники проекта:
Дети средней, старшей, подготовительной к школе группы, родители и воспитатели группы.
Этапы реализации проекта
I этап – информационно- аналитический
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
- проведение теоретического анализа экономической и психологопедагогической литературы.
- разработка критериев, показателей и уровня оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.
- спрогнозировать ожидаемые результаты и риски проекта.
- оптимизировать программно- методическое обеспечение в группе.
II этап - основной
1. Обеспечение реализации и коррекции проекта.
2. Проведение мониторинга эффективности проекта.
3. Проведение занятий для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.
4. проведение экскурсии в банк, магазины.
5. Организация и проведение сюжетно- ролевых игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».
6. Изготовление и проведение игр, моделирующих жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.
7. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.
9. Повышение уровеня педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через:
-консультации;
-родительское собрание;
- совместное с детьми изготовление товара для ярмарки;
- оформление «папки – передвижки».
10. Систематизировать накопленный материал.
III этап - заключительный
1. Осуществить анализ работы по проекту.
2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.
3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.
4. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «КВН», «Аукцион детских работ».
5. Показательное занятие для воспитателей детского сада
Перечень основных мероприятий
1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы.
2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.
3. Обновление развивающей среды группы ( создание игровых уголков «Банк», «Фитоаптека»
4.Изготовление и приобретение атрибутов для сюжетно- ролевых игр;
5. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы) ;
6. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.
7. Проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
8.Совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика? », «Что мы знаем об экономике? », «Что хотим узнать? », «Как мы будем это узнавать? »
9. Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей
10. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений
Ожидаемый результат:
- дети, понимающие и ценящие окружающий предметный мир как результат труда людей ; - уважающие людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; - осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт– деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; - видящие красоту человеческого творения; - признающие авторитетными качества человека -хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.) ; - ведущие себя правильно в реальных жизненных ситуациях; - контролирующие свои потребности в соответствии с возрастом.
В процессе реализации проекта будет осуществляться мониторинг знаний детей по экономическому образованию.
Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.
Список литературы
- Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? / Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
- Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
- Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
- Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре / Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163
- Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127
- Рыжова, Н. А. Играем в рекламу / Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29
- Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
- Табулова, Л. П. Страна детства / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95
- Успенский, Э. Бизнес Крокодила Гены / Э. Успенский. – М. : Владос, 2000. – с. 125
- Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.