Игры с кубиками Зайцева
методическая разработка на тему
Игры для лошкольников разного возраста с кубиками Зайцева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_kubikami_zaytseva.doc | 1011 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Кубики Зайцева
Воспитатель:
Т.М. Таюнда
Методика обучения чтению Николая Зайцева хорошо выводит в чтение детей самого разного возраста и способностей. Таблицы и кубики могут появиться в группе с 2-х лет. Раннее обучение чтению помогает малышам стать «болтунишками», потому что опора на графические элементы при чтении «запускает» речевой механизм. Хорошая речь малыша - это уже сама по себе ценность. Кроме всего сам процесс обучения чтению помогает развивать память, мышление, внимание. Петь, танцевать, развивать с кубиками логику, играть и обучать в игре. А прежде всего, развивать и корректировать речь.
Игры для детей 2-х лет
«Погремим-позвеним»
Все кубики выставляются сразу. Показываем сами и предлагаем детям погреметь, потом позвенеть. Затем можно погреметь и позвенеть одновременно, поочередно.
«Классификация»
Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, а сюда – все железные. Вот послушай: вот эти звенят, а вот эти – гремят.
Классификация возможна не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван. Раскладывать будем еще по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие).
«Меткий стрелок»
Для этого понадобится корзина или ведро, несколько кубиков. В ведро нужно аккуратно бросить все железные кубики, а все не железные останутся лежать. Можно использовать раскладывающуюся сумку для игрушек или баскетбольную сетку, для детской игры. А можно попросить принести большой золотой кубик и показать его на таблице. Если ребенок затрудняется принести, то пусть несет, какой хочет, а воспитатель сам или с ребенком пропевает его и только потом бросают в корзину.
«Кегли»
В середине нескольких полуторалитровых пластиковых бутылок сделать отверстие, по размеру кубиков. В отверстие просим малыша положить кубики и расставим их как кегли. Небольшим мягким мячиком или маленькой мягкой игрушкой будем сбивать кегли. Как только сбили - кубик надо вытащить, он споет малышу песенку и отправится спать в коробку. И так пока все используемые кубики не будут пропеты.
«Поющие башенки»
С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. А потом все склады башни весело пропевает воспитатель и потом вместе.
«Паровоз»
По группе раскладываем кубики. Говорим детям: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: «чух-чух-чух», а когда подъезжает к станции «ту-ту». - Все пассажиры готовы? Двигаемся, держась друг за друга, а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его: «Мы приехали на станцию – БУ».
«Неси кубик!»
Детки очень хорошо отзываются на такую игру: «Неси мне кубик, я спою тебе песенку». Спели – отложили в сторону, просят принести другой. Даже если дети не пытаются повторить песенку, надо продолжать играть, пока играется.
«Поехали, с орехами…»
Вместе с детьми пропеваем все по таблицам, под попевки отлично танцуется и поется.
«Поедем через железную страну»
Строим поезд из стульчиков и говорим, что сейчас поедем по «железной стране», поем только звонкие склады. Внимание держится до конца строки.
«Как тебя зовут?»
Этот пример отлично описал в своей методичке Н. Зайцев. « Как тебя зовут? – Ка-тя». Всего два кубика. Походи со своим именем, покажи всем взрослым и ребятам. А теперь поиграем с именем. Поменяем кубики местами. Ты КЫТЬ? Ты ТЮКА? Ты ТЬКА?
«Четвертый лишний»
Из кубиков составляем ряд: большой БО, большой кубик ХА, маленький НЬ, и золотой А. «Угадай, какой кубик не подходит к остальным?»
Можно поставить на полку все деревянные кубики, а один - золотой. И спросить у детей: какой лишний?
Или ставим три маленьких, а один - большой.
«Логоритмика»
Можно использовать кубики, читая ритмичные стихи, например:
СА-СА-СА
СА-СА-СА,
ПРИЛЕТЕЛА К НАМ ОСА.
СЫ-СЫ-СЫ,
НЕ БОИМСЯ МЫ ОСЫ.
Стихи эти есть в любом пособии по логоритмике.
«Как мычит корова?»
С двухлетками поем веселую и задорную песенку "Прыгал козлик на лугу" (из пособия "Читай и пой"). Используем плакат с картинками и звукоподражания. Сюжет песенки очень простой: потерялся козлик и ищет свою маму. Он встречает овцу, корову, собаку и, наконец, свою маму - козу. Все они издают звуки, эти звуки и показывают потом кубиками: БЕ, МУ, ГАВ, МЕ.
«Сдуваем пылинки»
Берем обыкновенные ватки-комочки и выкладываем их на кубики, а потом, прочитав кубик, сдуваем комочек ваты. Переворачиваем кубик и опять повторяем.
«Поставь игрушку на кубик …»
Очень помогает в играх с малышами какой-нибудь персонаж. Любимая игрушка, маленькая лошадь или игрушечный слоник. Матрешка, в общем, что угодно, главное, чтобы ребенку нравилось. Этому замечательному персонажу можно помогать прыгать с башенок, можно спасать колобка от злобной лисы, прыгая по кубикам и пропевая их. А можно просто попросить отнести игрушку в ее домик- черепахе- ЧЕ, зайчику –ЗА и т.д.
Игры с детьми 3-4 лет
«Пишем слова из кубиков»
Начинаем с самого простого, постепенно переходя к более сложным заданиям. Вначале находим нужные кубики и склады и просим ребенка поставить их рядом. Например: возьмем 2 кубика со складами МА, даем ребенку в руки и предлагаем поставить на полку. Когда малыш это сделает, похвалим его за то, что он сам написал слово мама. Повторяем то же самое со словами «ПАПА», «БАБА», «КАША», ЖАБА» и т.п. Далее научим малыша на примере этих же слов самостоятельно находить нужный склад. Затем покажем (опять же на примере этих слов), как находить нужный кубик. Далее, называя слово, допустим «КАША», произнесем первый слог КА и спросим ребенка, какой именно нужен кубик. Если он не может сообразить, скажем «КА ищем на кубике КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К», и так далее. Постепенно уменьшаем количество подсказок.
«Озвучим кубик»
Суть игры такова: ребята из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим.
Игру можно усложнить, пропев все грани кубика, принесенного ребенком. Здесь важно соблюсти определенные условия:
1. Вся игра должна занять как можно больше пространства помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположить в противоположном конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между взрослым и столом, тем лучше.
2.Лица взрослого и малышей и кубик должны быть на одном уровне. Для этого лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б .
3. Кубик должен быть выбран самим ребенком. Если ребенок принес маленький железный, значит, исполняем соответственную песенку: ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЯ-ЙЕ-ЙИ-Й. Маленькие беленькие озвучиваем без называния знаков препинания (тем более, правил их постановки!), просто даем грамотный пример интонирования на конкретный знак. Звучать это может так: Курица. (.) Курица? (?) Ку-урица-а! (!) Не курица, а петух (,). Проговаривая подобный текст, в нужном месте показываем знак.
4. Не допускать искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала. Не забывать, что установки на запоминание не было и не будет, рассчитывая исключительно на эмоциональную память и не требуя повтора. Но если малыш непроизвольно запел или просто замычал вместе с вами, это значит, что вы на правильном пути. Поощрять, но не настаивать! Есть детишки, которые должны много раз услышать от других, прежде чем сами захотят воспроизвести. Просто нужно поддержать, когда это произойдет естественно!
5. Не ограничивать ребенка во времени. Дать наиграться всласть, пока не начнет отвлекаться. Это верный признак, что пора менять вид деятельности.
«Паровоз»
Предложить детям построить паровоз. Для этого на полку поставить локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Говорим, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и показать на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставить его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешиваться лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А. Обязательно пояснить, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д. ? Как это делается? Убедиться, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки показать первый большой золотой кубик и назвать его.
Пусть малыш повторит. То же самое — с другими вагончиками, причем сначала взрослый или игрушка передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.
На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут вагончики его поезда.
«Смешные слова»
Предложить малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомнить ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, на ножки, а не на голову. Затем прочитать написанное слово, как обычное. Получится, естественно, абракадабра. Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным — из 9-12 кубиков). Это — этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.
«Поющие башенки, говорящие башенки».
Если ребенок сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: -Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик. Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?» Только помните о взгляде ребенка — во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа теряет смысл. Помочь в этом случае может любимая игрушка, которая ищет для себя домик, перепрыгивая с одного кубика на другой.
«Братишки и сестренки»
Объяснить, что у всех кубиков есть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе. Вы берете первый кубик (СЮ СЁ СЯ СЕ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите). Малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.
«Обед»
Предложить малышу сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ребенок захочет добавки.
«Зоопарк»
Пусть ребенок назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).
«Магазин»
Выберете какой-либо раздел магазина, например игрушки. Что там может продаваться? Ребенок перечисляет, а вы пишите. После того, как ребенок увидел много написанных вами слов, предложите ему самостоятельно написать или переписать со складовых картинок слова.
По аналогии можно придумать игры:
«Путешествие»,
«Больница»,
«Кафе»,
«День рождения» и многое другое.
Игры с детьми 4 -7 лет
«Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?»
Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие -не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.
«Волшебные цепочки»
Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего. Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова. Например, курица - цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим - лямка. Попробуем еще: следующим может стать каша, затем шапка: И так до бесконечности, пока есть интерес. Вам обязательно будут попадаться интересные, с точки зрения правописания, слова. Здесь с ними и поработаем, не планируя специально орфограмму на сегодняшний день.
«Загадки»
Загадаем детям загадки. Они отгадывают, а воспитатель пишет ответ кубиками. Например, такая загадка: Кто над нами вверх ногами? Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте слово: пусть дети сами попробуют.
«Посмотри и повтори»
Предложите написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем воспитатель предлагает отвернуться. В это время переставить и перекрутить кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть дети попробуют восстановить написанное , опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое писали не раз. Затем поиграйте с именами или фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать. В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило — не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих — поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если дети не справляются и расстраиваются по этому поводу, помогите им.
«Задуманное слово»
Загадочным тоном сообщите, что вы придумали одно интересное словечко, а какое - не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово стол. Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память. Если кубик никак не находится, называете его полную характеристику: это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.
«Угадай-ка»
Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга. Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличьте до 8-10.
«Бесконечный круг»
Предложите малышам, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Можно самим поднять соответствующий кубик, не более. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Вариации заданий:
• поднимите деревянный,
• покажите маленький,
• поднимите большой,
• поднимите золотой,
• покажите двойной.
«Компьютер»
Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и независимо от его положения показать пальчиком (нежно нажать кнопочку), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, озвучиваете программу: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить озвучить самостоятельно. Уже озвученные программы допустимо менять (т.е. после озвучивания нажимать другие кнопочки)-в этом случае можно много раз проходить у детей за спинами и произносить не повторяющийся смешной текст.
Если таблицы висят так, что малыши могут достать их руками, или у вас имеются указки, игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные клеточки. У взрослого действия те же.
Еще более веселый вариант — нажимать на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук (или двумя указками) нажимать на две разные кнопочки. Здесь необходимо введение правила: нельзя перекрещивать руки -ни свои, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче, веселее. А у взрослого есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей воспитатель будет, попеременно нажимать то на левое плечико, то на правое, говоря, что показывает пальчик левой, а потом правой руки.
Строительные и сюжетные игры
Из кубиков дети всех времен и народов первым делом строят домики. Замечательно, если играет не один, а несколько малышей. Попробуйте строить выборочно: одна бригада возводит дома из маленьких кубиков, другая - из больших. При строительстве обратите внимание на фасадную часть зданий (здесь не бойтесь пользоваться этими почти профессиональными терминами, со временем ребята быстро с ними разбираются): на ней кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т.е. не вверх ногами и не боком. После этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже живет, сходите друг к другу в гости. В конце дайте детям возможность обыграть постройки самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.
Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....
Консультация для педагогов и родителей. "Играя с кубиками Зайцева, учимся читать"
В данной консультации раскрою основную идею технологии Н.А. Зайцева, расскажу о первых играх с "кубиками Зайцева" для детей 3 - 5 лет....
Игры с Кубиками Зайцева
Игры с Кубиуами Зайцева...
Дидактические игры по Кубикам Зайцева
Игры по обучению чтению по Кубикам Зайцева...
Использование специальных дидактических средств – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, кубики Зайцева.
Использую специальные дидактические средства – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера. Изучаю и применяю в работе методику Н.А.Зайцева «Кубики Зайцева»....
Методика обучения чтению Николая Зайцева. «Кубики Зайцева».
Кубики Зайцева, интересный материал, для обучения чтению....
Комментарии
Интересные и не сложные игры.
Интересные и не сложные игры. Давно хотела поближе познакомиться с кубиками, но все не решалась. Теперь обязательно попробую поиграть со своими малышами.