Проект "Масленица"
проект (младшая группа) по теме
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa_e.v.docx | 833.99 КБ |
prezentatsiya_shirokaya_maslenitsa_-_e.v.2016.pptx | 2.54 МБ |
k_fototchyotu_maslenitsa.docx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Масленица»
Черевашенко Е.В.
Воспитатель МБДОУ детского сада №8 «Зоряночка»
г.Ессентуки, Март 2016г
Вид проекта: игровой, творческий,познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Актуальность темы:Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Наш коллектив знакомит детей с традициями проведения этого праздника, опираясь на проект нашего ДОУ «Отцы и дети» в рамках работы городской экспериментальной площадки «Реализация проектных технологийв формировании духовно-нравственных качеств дошкольников в семье».Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Цель проекта:Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций национальной культуры.
Задачи:
1.Познакомить с народным праздником «Масленица»
2.Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
3.Обогащать духовный мир детей.
4.Вызвать эмоциональное сопереживание детей и родителей от участия в игре-действии. 5.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника в духовно-нравственном воспитании.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
НОД:занятия,беседы. Участие в интернет-конкурсе
Выставка детского творчества «Масленичные гуляния»
Рассматривание альбомов,картин, иллюстрации о Масленице.
Детская игровая деятельность.
Слушание русских народных масленичных песен.
Вечер-развлечения :«Прощай, Масленица»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Оформить папку-ширму «Масленица-что за праздник?»
Оформление фотовыставки "Как мы Масленицу гуляли";
Оформление родительского уголка.
Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек, частушек.
Организация выставок детских рисунков.
Консультация: «История Масленицы»,«Рецепты блинов .Идеи стола.»
Вечер-развлечения:«Прощай, Масленица»
Выставка семейного творчества «Масленица - праздник весны, солнца, жизни!»Анкетирование родителей.
ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Изготовление чучела Масленицы.
Изготовление куколок «Масленички», «Мотанки»
Изготовление костюмов скоморохов, ряженых.
Подборка художественно-публицистической литературы .
Оформление альбомов: «Народные гуляния», «Катальные горы», «Кулачные бои», « Утварь быта крестьян прошлого века», «Петрушечные комедии»
Предполагаемый результат:
- Осознание родителями важности повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости, эмоционального сопереживания детей и родителей от участия в игре-действии.
План работы
Образовательные области. |
| Вид детской деятельности |
Познание |
Презентации Беседы: Рассматривание иллюстраций ТСО: Загадывание загадок | НОД: «Сударыня Масленица» «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу,со значением и символикой блинов. «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели. Рассматривание энциклопедий.Рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века). Встречи с работниками городского музея: просмотр фильма «Масленица» мультфильм «Смешарики. Масленица» о домашней утвари, продуктах. |
Коммуникация |
| НОД: - Разговор «Что вы узнали о празднике Масленица?» |
Чтение художественной литературы |
| НОД: Разучивание масленичных закличек, дразнилок.,частушек. Чтение потешек. |
Социализация
| Дидактические игры: | « Узнай по вкусу»(начинку блинов), чай ( чёрный, зелёный,с вареньем, с травой,с лимоном) |
Сюжетно-ролевые игры: | «Семья», «Печём блины», | |
Театрализованные игры | По желанию детей. | |
Физическая культура | Физкультурное занятие | НОД: «Масленичный разгуляй» |
Подвижные игры: Игры - состязания Развлечение | «Кто быстрее на метле?», «Прятки»; «Перетягивание каната»,.«Петушки»,«Снежный тир»;«Карусель» ,Катание на лошадях,санях. «Сковорода», «Кто дальше бросит метлу?»,«Баня» «Прощай, Масленица!» | |
Музыка | Прослушивание песен: | «Разучивание хороводов “Прощай,Масленица”, песен “Мы блинов давно не ели”, “Блины”, частушек, русские народные игры “Заря – Зарница”. Слушание: Оркестр народных инструментов, слушание звона колоколов . Слушание русской народной музыки (масленичные песни). |
Художественное творчество | Аппликация: Коллаж: | «Блины» Детская газета « Масленица» |
Рисование: | « Блины» Работа с раскрасками. Выставка совместных детских с родителями работ | |
Художественный труд: | НОД: Коллективная работа: Изготовление кукол «Масленичка» |
Литература:
1. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».
2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.
3. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.
4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.
5. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.
6. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г.А. Лапшина, Волгоград 2001 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель: Повышать интерес к традициям русских праздников.
Задачи: возрождение интереса к обрядовым русским праздникам; воспитание патриотизма, основанного на русских традициях; обогатить духовный мир; провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Тип проекта: по числу детей – групповой ; по доминирующему методу – игровой, творческий; по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура); по продолжительности – 1 неделя.
Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом: Проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов; Распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ: -. Изодеятельность (рисование, лепка блинов ) И зготовление чучела Масленицы - Проведение народных игр. Рассказ воспитателя об истории праздника Масленица; Просмотр презентации о празднике Масленица; Рассматривание иллюстраций о проведении праздника; подбор музыкального сопровождения. разучивание песен, пословиц, считалок, частушек для выступления во время праздника. проведение инструктажа по технике безопасности. Посещение городского праздника, выставки-ярмарки
Достигнутые результаты Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.