Проект "Масленица"
проект (младшая группа) по теме

Черевашенко Евгения Васильевна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников  на основе традиций национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проект « Масленица»

F:\Отчёт Масленица (2)\20160311_115745.jpgF:\Отчёт Масленица (2)\20160311_110058.jpg

Черевашенко Е.В.

Воспитатель МБДОУ детского сада №8 «Зоряночка»

г.Ессентуки, Март 2016г

Вид проекта: игровой, творческий,познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный,  1 неделя.

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Актуальность темы:Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Наш коллектив знакомит детей с традициями проведения этого праздника, опираясь на проект нашего ДОУ «Отцы и дети»  в рамках работы городской экспериментальной площадки «Реализация проектных технологийв формировании духовно-нравственных качеств дошкольников в семье».Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой.  Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Цель проекта:Духовно-нравственное воспитание дошкольников  на основе традиций национальной культуры.

Задачи:

1.Познакомить с народным праздником «Масленица»

2.Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

3.Обогащать духовный мир детей.

4.Вызвать эмоциональное сопереживание детей и родителей  от участия в игре-действии.                                                                                        5.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника в духовно-нравственном воспитании.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

НОД:занятия,беседы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Участие в интернет-конкурсе

Выставка детского творчества «Масленичные гуляния»

Рассматривание альбомов,картин, иллюстрации о Масленице.

Детская игровая деятельность.

Слушание русских народных масленичных песен.

Вечер-развлечения :«Прощай, Масленица»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Оформить папку-ширму  «Масленица-что за праздник?»

Оформление фотовыставки "Как мы Масленицу гуляли";

Оформление родительского уголка.

Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек, частушек.

 Организация выставок детских рисунков.
Консультация: «История Масленицы»,«Рецепты блинов .Идеи стола.»

Вечер-развлечения:«Прощай, Масленица»

Выставка семейного творчества «Масленица - праздник весны, солнца, жизни!»Анкетирование родителей.

ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Изготовление чучела Масленицы.

Изготовление куколок «Масленички», «Мотанки»

Изготовление костюмов скоморохов, ряженых.

Подборка художественно-публицистической литературы .

Оформление альбомов: «Народные гуляния», «Катальные горы», «Кулачные бои», « Утварь быта крестьян прошлого века», «Петрушечные комедии»

Предполагаемый результат:

  • Осознание родителями важности повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.
  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости, эмоционального сопереживания детей и родителей  от участия в игре-действии.

План работы

Образовательные области.

 

Вид детской деятельности

Познание

 

Презентации

Беседы:

Рассматривание иллюстраций

ТСО:

Загадывание загадок

НОД: 

«Сударыня  Масленица»

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу,со значением и символикой блинов.

 «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели.

Рассматривание энциклопедий.Рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).

Встречи с работниками городского музея: просмотр фильма «Масленица»

мультфильм «Смешарики. Масленица»

о домашней утвари, продуктах.

Коммуникация

 

НОД: 

- Разговор «Что вы узнали о празднике Масленица?»

Чтение художественной литературы

 

НОД:  Разучивание масленичных закличек, дразнилок.,частушек. Чтение потешек.

Социализация

 

Дидактические игры:

« Узнай по вкусу»(начинку блинов), чай ( чёрный, зелёный,с вареньем, с травой,с лимоном)

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Печём блины»,

Театрализованные игры

По желанию детей.

Физическая

культура

Физкультурное занятие

НОД: «Масленичный разгуляй»

Подвижные игры:

Игры - состязания

Развлечение

«Кто быстрее на метле?», «Прятки»; «Перетягивание каната»,.«Петушки»,«Снежный тир»;«Карусель» ,Катание на лошадях,санях.

«Сковорода», «Кто дальше бросит метлу?»,«Баня»

«Прощай, Масленица!»

Музыка

 Прослушивание песен:

«Разучивание хороводов “Прощай,Масленица”, песен “Мы блинов давно не ели”, “Блины”, частушек, русские народные игры “Заря – Зарница”.                                                                                                      Слушание: Оркестр народных инструментов, слушание звона колоколов .

Слушание русской народной музыки (масленичные песни).

Художественное

творчество

Аппликация:

Коллаж:

«Блины»

Детская газета « Масленица»

Рисование:

« Блины»

Работа с раскрасками.                                                                               Выставка совместных детских с родителями работ

Художественный труд:

НОД:  Коллективная  работа: Изготовление кукол «Масленичка»         

 

Литература:

1. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.

3. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.

5. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.
6. «Календарные и народные праздники в детском саду»,        Г.А. Лапшина, Волгоград 2001 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЦА» Автор: Черевашенко Е.В. воспитатель МБДОУ детского сада №8 « Зоряночка » г. Ессентуки

Слайд 2

Актуальность Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Слайд 3

Цель: Повышать интерес к традициям русских праздников.

Слайд 4

Задачи: возрождение интереса к обрядовым русским праздникам; воспитание патриотизма, основанного на русских традициях; обогатить духовный мир; провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Слайд 5

Тип проекта: по числу детей – групповой ; по доминирующему методу – игровой, творческий; по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура); по продолжительности – 1 неделя.

Слайд 6

Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Слайд 7

Планирование работы над проектом: Проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов; Распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ: -. Изодеятельность (рисование, лепка блинов ) И зготовление чучела Масленицы - Проведение народных игр. Рассказ воспитателя об истории праздника Масленица; Просмотр презентации о празднике Масленица; Рассматривание иллюстраций о проведении праздника; подбор музыкального сопровождения. разучивание песен, пословиц, считалок, частушек для выступления во время праздника. проведение инструктажа по технике безопасности. Посещение городского праздника, выставки-ярмарки

Слайд 8

Достигнутые результаты Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.


Предварительный просмотр: