Методические рекомендации по оформлению зимних участков в дошкольных образовательных организациях
материал на тему
Методические рекомендации для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по оформлению зимних участков в дошкольных образовательных организациях.
Данный документ представляет собой рекомендации для педагогов по оборудованию и оформлению участков ДОУ в зимний период. В нём представлены основные элементы оснащения и оформления территории дошкольного учреждения.
Участок является своеобразной «визитной карточкой» детского сада. Он должен быть максимально расчищен от снега, оформлен эстетично, в едином стиле. Его устройство должно создавать радостное настроение у воспитанников и положительно эмоциональную атмосферу в ДОУ.
Красивые и удобные участки – радость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и позволяла решать педагогические задачи. Поэтому проектирование снежных построек, способных обеспечить двигательную активность детей, их трудовую и игровую деятельность, наблюдение за природой, планируется заранее.
Постройки из снега не только стимулируют активное участие детей в творческих, ролевых, и подвижных играх, но и позволяют детям упражняться во всех видах основных движений (упражнениях на равновесие, прыжках, метании, лазании, и.т.д.), способствуют увеличению двигательной активности малышей на свежем воздухе в зимнее время, укреплению здоровья детей, улучшению их психического состояния, снижению количества респираторных заболеваний. Сооружение построек – это создание условий, обеспечивающих реализацию содержания и требований образовательной программы дошкольного образования.
При проектировании зимних участков проявляется неиссякаемое творчество, трудолюбие, заинтересованность педагогов и родителей. Сооружение снежных композиций – увлекательное занятие, прежде всего для детей. Они переносятся в сказочный мир фантазий и приключений, забав и развлечений.
Большую радость доставляют детям расположенные на территории ДОУ ледяные горки для катания, горки для вбегания, барьеры для перешагивания, оборудование для метания (вертикальные и горизонтальные мишени, стенка-мишень), оборудование для ходьбы на равновесие (вал), лыжня, ледовые дорожки (функциональные) и др. При сооружении этих построек необходимо учитывать их рациональное размещение, а также обеспечить доступ к имеющемуся спортивному оборудованию.
Особое внимание уделяется оборудованию спортивной площадки. Наиболее удобный размер площадки 24х15м, но, в зависимости от характеристик территории детского сада, может изменяться от 31х18м до 18х9м. В зимнее время вся площадка должна быть расчищена от снега, на её территорию наносится разметка с помощью контрастной краски. Обычно разметка производится следующим образом: в одном метре от краёв площадки наносят прямые линии, они отделяют беговую дорожку; поперечная линия делит площадку на две половины; на расстоянии 0,5м от неё справа и слева проводят две параллельные линии; в центре площадки рисуют два концентрических круга, диаметром 5 и 6 метров. Такая разметка удобна для проведения большинства игр и упражнений.
Для дошкольников старшего возраста зимой утрамбовывается площадка размером 10×10м для игры в хоккей. Площадка обносится валом высотой 50см. Используются ворота хоккейные высотой 100см, длиной 150см, глубиной 80см с сеткой, клюшки хоккейные (деревянные) длиной 60-70см, массой 50г. Шайба может быть пластмассовой (масса 50г), резиновой (масса 50-70г), высотой 2-2,5см, диаметром 5-6см.
Для ходьбы на лыжах по беговой дорожке и территории дошкольного учреждения прокладывается лыжня длиной 100-150м (желательно проложить 2 параллельные лыжни, что позволит проводить со старшими дошкольниками эстафеты). После того, как толщина снега достигает 10см, можно начинать обучение детей ходьбе на лыжах. Большое удовольствие доставляет детям спуск на лыжах с небольших горок, которые можно построить, используя естественный рельеф местности.
На спортивной площадке или по краю её (если позволяет место) можно разместить постройки, из которых можно устраивать полосу препятствий. При этом необходимо учитывать определённые требования к их устройству. Обычно оборудуют снежные валы для упражнения в равновесии и перелезании (высота – 30см, длина 3м), горку для вбегания (высота - 25 см, длина - 1м), препятствие для пролезания (высота над уровнем площадки – 80 см, длина – 1м, диаметр верхнего бруса – 20-50см), грибок для чехарды (высота – 40см, диаметр опорной поверхности – 20см), мишени для метания (высота 110-120см), башни для влезания (высота 2,5м). Эти же постройки можно разместить на территории групповых площадок.
Много удовольствия приносит детям катание с ледяной горки. При этом дорожка для раската ледяной горки должна быть как можно длиннее, на пути раската не должно быть стационарного оборудования (с целью недопущения травматизма). Скат горки не должен выходить на территорию массового движения. Высота горки для младшей группы должна быть не выше 1 метра, со скатом длиной 3м, для старшей и подготовительной групп – 1,5 – 2 метра, со скатом длиной 5-6м. Скат горки должен быть пологий, расширяющийся к низу. Наверху горки делают площадку 1,2х1,2м, по краям площадки и ската горку оборудуют барьерами. Сзади горки устраивают ступеньки и площадку для провоза санок. Ступеньки и верхнюю площадку посыпают песком.
Технология устройства ледяной горки проста и доступна:
- во время оттепели снег скатывают комьями и складывают их в кучу, чтобы получилась горка (при этом необходимо учесть рельеф участка);
- снег утрамбовывают в снежную кучу, затем придается форма усеченной пирамиды с завершенной площадкой и скатом;
- в первый мороз горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, создает ледяную корку;
- после этого воду можно лить более интенсивно и намораживать лед до требуемой толщины (5 см);
- поливать горку теплой водой не следует - могут появиться проталины;
- в большие морозы, когда снег нельзя скатать, его уминают ногами.
Если территория спортивной площадки не позволяет разместить на ней ледяную горку, её следует соорудить в другом удобном месте.
Сказочный вид участку детского сада придают малые архитектурные формы, постройки для развития сюжетных игр (лабиринт, крепость, транспорт, дом, фигуры животных, сюжеты сказок и т. п.), соответствующие возрастным особенностям детей (высотой в рост ребенка). Фигурки животных можно использовать в качестве целей для метания. Например, в блюдо или корзину в лапах медведя или зайца дети бросают снежки, мячи, мешочки с песком; отверстие в снежной стене может служить горизонтальной целью и т.п.
Постройки необходимо размещать рационально, не загромождая центральную площадку - место для удовлетворения двигательной активности детей.
Снежные постройки можно украшать различными способами: с использованием тканевой аппликации, разноцветных льдинок или окрашивания (в недоступных для детей местах, в целях безопасности и избегания окрашивания одежды); можно использовать крышки от пластиковых бутылок, формы для игры с песком, игрушки и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка. Для окрашивания снежных построек лучше пользоваться пульверизатором. Не следует поливать окрашенной водой из лейки, это придаёт неэстетичный вид постройкам.
Зимой, когда деревья и кустарники теряют свою декоративность, их можно украсить размещёнными на ветвях поделками из бросового материала. Украшением групповой площадки должна быть веранда. Её оформление (композиционное или единичными элементами: флажками, бусами из цветных льдинок) играет большую роль в эстетическом развитии дошкольников.
Большое значение для создания эмоционально положительного настроения детей имеет оформление входа на территорию детского сада. Детям нравится, когда их приветливо встречают и провожают сказочные персонажи. Хорошо, если снежные валы, окаймляющие дорожки вокруг территории и ведущие на групповые площадки, будут аккуратно сформированы или утрамбованы.
Для развития разных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной и др.) необходимо обеспечить наличие достаточного количества выносного материала. Например:
- лопатки для снега;
- ледянки, печатки, султанчики, вертушки, «карандаши», клюшки;
- мешочки, мячи для метания;
- материал для игр со снегом;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр: кукла, одетая по сезону, саночки, руль, материал для игры «Магазин» и др.;
- атрибуты для спортивных игр: маски, ленточки и др.;
- материал для разметки (ленты, верёвочки, фишки и др.);
- набор для исследовательской деятельности: емкости для снега и воды, формочки для заморозки, палочки для измерения глубины снега, лупа.
На территории дошкольного учреждения в зимнее время можно оборудовать экологическую тропу, на станциях которой («Метеоплощадка», «Уголок леса», «Эко-дом» и др.) дети будут получать новые знания о жизни животных зимой, здесь же можно организовать наблюдения за изменениями в природе, поэкспериментировать, разместить декоративные кормушки для птиц.
При оборудовании и оформлении территории дошкольного учреждения, прежде всего, необходимо учитывать требования безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников. Для этого, при необходимости, нужно спилить нижние ветки на деревьях, обвязать лентами ветки кустов, обеспечить безопасность металлических конструкций (можно обмотать тканью, либо облепить снегом и заледенить), дорожки на территории детского сада должны быть своевременно и максимально расчищены, посыпаны песком, кровля здания детского сада, навесы должны быть очищены от снега, льда и сосулек.
Территория детского сада должна быть не только рационально оборудована, эстетично оформлена, но и максимально безопасна для прогулок детей, особое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях
Методические рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях...
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций...
Рекомендации для оформления зимних участков
В статье содержатся краткие рекомендации для создания условий двигательной активности детей на прогулке в зимний период....
Рекомендации к оформлению зимних участков
Рекомендации к оформлению зимних участков...
Методические рекомендации по оформлению зимних участков.
Методические рекомендации по оформлению зимних участков....
Протокол №1 секционного заседания методического ресурсного центра"Развитие добровольческого движения среди дошкольных образовательных организаций". от 18.09.2018г.
Тема "Значимость и актуальность развития и распространения добровольческой деятельности в дошкольных образовательных организациях"....
Методические рекомендации по благоустройству зимних участков ДОУ
Материал адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений....