Консультация для родителей "Пути повышения речевой активности детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Воспитание у детей речевой активности -одна из важнейших задач начального этапа обучения общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_ak.odt | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Пути повышения речевой активности детей раннего возраста».
Воспитание у этих детей речевой активности – одна из важных задач начального этапа обучения общению.
При нормальном становлении речи развитие речевой активности ребенка протекает незаметно. Вместе с тем, правильная организация условий жизни и общения позволяет стимулировать речевую активность детей раннего возраста.
Если на просьбу малыша дать игрушку, выраженную жестом, не следует ответной реакции от взрослого, то ребенок начинает сам проявлять речевую активность, хотя и испытывает при этом большие трудности. Вызвать речевую активность можно и другим способом, расставив любимые игрушки на высоко расположенных полках. Дети не могут их достать самостоятельно, и вынуждены обращаться к взрослым с просьбой, для которой они ищут словесное выражение. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу: «Что тебе дать? Скажи: «Дай куклу»».
Одним из приемов активизации речи является – поручение. После выполнения поручения необходимо спросить его: «Что ты принес?», «Где ты это взял?», «Что у тебя в руках?» и т.д. Также детям раннего возраста даются задания речевого плана: «Спроси у Даши, она будет кушать?», «Спроси у папы, где твой мяч?», «Попроси у …»
Вызывание речевого подражания должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при следующих обязательных условиях:
– эмоциональности контакта с ребенком,
– наличие у него определенного уровня понимания речи,
– устойчивости внимания,
– подражательной мотивации.
Для достижения требуемого эффекта в активизации подражательной речевой деятельности необходимо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить подражать движениям рук, ног, головы, например: «Полетим, как птички», «Походим, как мишки», «Постоим на одной ножке». Свои действия и действия детей взрослый должен сопровождать речью, желательно в стихотворной форме.
Появление элементов активной речи может происходить непроизвольно в процессе самых разнообразных предметных игр, когда дети перекладывают, показывают, подталкивают, ощупывают, наблюдают предметы. При этом взрослый должен разговаривать с ребенком, задавая ему наводящие вопросы: «Какой это шарик? Маленький? Синий?», «Эта машина едет? Стоит?», «Как сигналит машина? А как паровоз?» Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе взрослый: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Туту!». Этот метод инициирования активной речи ребенка называется методом имитации: взрослый отчетливо, энергично артикулирует звук и своей речи и выразительно интонирует ее, а ребенок слушает и повторяет, имитирует речь взрослого, усваивая при этом артикуляцию, модуляцию голоса и смысл обращенной речи.
При этом взрослый активизирует слуховую ориентировочную реакцию ребенка. Добиться от малыша произношения слова по подражанию взрослый может также с помощью приема внезапного исчезновения и появления предмета: «Позови лялю: иди, иди! Скажи: ляля, ляля!» и т. п. Так как подражание часто носит отсроченный характер, нужно несколько раз повторить новое слово.
Другим направлением по воспитанию речевой активности у детей раннего возраста является накопление пассивного словаря. Накопление слов происходит благодаря ознакомлению детей с окружающей предметной действительностью и должно рассматриваться как единый процесс: ребенок знакомится с объектом и одновременно узнает его словесное обозначение. Сначала он воспринимает слово вместе с предметом, действием, признаком, затем это слово в соответствующих ситуациях должно повторяться взрослыми для ребенка многократно, и, наконец, оно становится «своим», т. е. ребенок начинает использовать его в общении. При этом необходимо, чтобы ребенок как можно полнее воспринимал предмет: ощупывал его, мял, слышал издаваемые им звуки, проделывал с ним разнообразные действия.
Важное значение имеет создание ситуации, в которой движения и действия сопровождаются определенными звуками или словами: баюкает куклу и напевает «бай-бай», показывает, как кукла ходит, и говорит: «Идет, идет Катя, ножками «топ-топ»; машина едет «би-би», колокольчик звенит «динь-динь». Особенно благоприятные условия для подражания создаются тогда, когда двигающиеся предметы или животные издают звуки (машина и паровоз гудят, собачка лает, петушок поет).
Эффективными, как отмечает В. А. Куликова, для развития активной речи являются занятия по конструированию, рисованию, лепке, аппликации. На этих занятиях легко соединить реальные предметы, действия и признаки со словами, которыми они обозначаются. Кроме того, на них легко создаются «проблемные ситуации». Так, если кому-то из детей педагог «забывает» положить лист бумаги или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее .
Повысить речевую активность, вызвать произношение звуков, звукоподражаний, слов помогает артикуляционная гимнастика. Проведение ее в раннем возрасте положительно воздействует на мышцы артикуляционного аппарата ребенка, позволяет добиваться их мягкости, эластичности, подвижности, тем самым предупреждая возникновение неправильного звукопроизношения. Например, дети выполняют артикуляционное упражнение «Птичка и птенчики»: широко открывают рот.
При выполнении упражнения взрослый называет произношение: кукла «а» и объясняет: «Так разговаривает кукла». Тут же спрашивает: «Как разговаривает кукла? Кто так разговаривает?» После выполнения упражнения «Лошадка» (дети открывают рот и щелкают кончиком языка) педагог предлагает выполнить упражнение «Улыбка» и вызывает произношение звука «и», объясняя: «Так кричит лошадка». Затем спрашивает: «Как кричит лошадка? Кто так кричит?» Выполнение артикуляционного упражнения «Кошка лакает молочко» сопровождается произнесением звукоподражания «мяу-мяу, мур-мур». Взрослый спрашивает: «Кто так разговаривает?».
Благоприятно воздействуют на психическое развитие ребенка в целом и повышают речевую активность пальчиковые игры. Применение пальчиковой гимнастики, как указывает Н. И. Левшина, необходимо как при своевременном речевом развитии, так и в тех случаях, когда речевое развитие задерживается. Очень важно, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами, которые привлекают внимание малышей и легко запоминаются [16, c. 54].
Необходимо сделать все режимные моменты содержательными, развивающими для развития активной речи, а, следовательно, результативными для развития активной речи. Такие регулярно повторяющиеся моменты в режиме дня, как умывание, одевание и раздевание, прием пищи, обеспечивают многократность повторения простых и доступных для понимания образцов речи с опорой на собственные действия детей.
Так, разговор ведется в форме своеобразного диалога: взрослый спрашивает и тут же сам отвечает, стимулируя познавательную активность ребенка. Важно, чтобы эти слова подкреплялись ощущениями малыша, его восприятием. Вот, например, собирая ребенка на прогулку, взрослый говорит: «Сейчас мы будем одеваться, чтобы идти гулять. Куда мы пойдем? Что мы наденем на голову? А где же у нас шапка? Найди шапку. Нашел? Вот она, шапка. Давай наденем шапку на голову. Что мы надели на голову? Посмотри в зеркало, какая у тебя красивая шапка. У шапки есть ленточки. Вот какие ленточки у шапки! Мы завяжем ленточки, чтобы шапка на улице не соскочила с головы. Вот так! Смотри, как тепло! Тебе тепло? Да? А теперь наденем пальто. Где твое пальто? Вот оно, пальто, синего цвета. Что мы надеваем? Пальто теплое, мягкое. Тебе будет тепло в нем. А где варежки? Наденем их на ручки. Что мы надели па ручки? Варежки пушистые, мягкие, теплые. Теплая варежка? Мягкая? Пушистая?» И т. д.
Подводя ребенка к умывальнику, взрослый говорит: «Идем мыть ручки, потому что будем обедать. Сначала мы засучим рукава, чтобы они не намокли. Теперь откроем кран. Открыл? Что ты открыл? Что бежит из крана? Теперь подставим руки под воду так, чтобы вода не стекала с локтей, вот так. Намочили руки. Что мы намочили? Теперь бери мыло. Взял? Что ты взял? Намыль руки как следует. Не спеша потирай ручки круговыми движениями. Давай я тебе помогу намылить руки. Вот так. Вот как хорошо! А теперь хорошо смоем мыло водой. Смыл? Молодец! Теперь нам нужно взять полотенце. Что нам нужно взять? Возьми свое полотенце и вытри им руки. Приведи рукава в порядок. Давай я помогу тебе». Как указывает А. М. Бородич, приемами активизации речи при выполнении режимных моментов являются вопросы, просьбы, а также раскрытие не только способов действия с предметами, но и их мотивации: «Будем одеваться, чтобы идти гулять»; «Идем мыть ручки, потому что будем обедать» .
Активизации речи детей способствуют также наблюдения на прогулке. Взрослый обращает внимание на яркий цветок, на поведение птицы, на проезжающую машину и т. д. и тут же спрашивает, что едет, как гудит машина, кто летает, как кричит птица, побуждая воспроизводить имитационные движения (машина едет и гудит, птица летит и кричит и т. д.). Хорошо, если на прогулке малыши не только наблюдают за работой взрослых, но и оказывают посильную помощь: собирают осенние листья, сгребают снег и т. п. Яркие впечатления после прогулки могут стать поводом для беседы: «Где были? Что видели? Что делали?».
Как отмечает М. И. Лисина, осуществляя работу по активизации речевой деятельности ребенка нужно помнить о том, что он должен захотеть заговорить сам. Поэтому педагог хвалит ребенка за любое проявление инициативы, поощряет его, показывает, как нужно говорить четко, правильно, выразительно .
Таким образом, создавая «проблемные ситуации», используя речь в разных видах деятельности детей, взрослый оказывает благоприятное влияние на повышение речевой активности детей. Для этого используются разные методы и приемы: поручения, вопросы, беседы, рассказывание сказок, чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, создание коммуникативных ситуаций и т.д.
В дошкольном учреждении воспитание речевой активности у детей раннего возраста осуществляется как на занятиях, так и в процессе всех режимных моментов. Речь детей активизируется в ходе поручений, когда ребенок отвечает на вопросы взрослого, в процессе беседы. Также педагог рассказывает сказки, небольшие рассказы, стихотворения, организуется работа с иллюстрациями книг, по которым задаются вопросы, создаются коммуникативных ситуации и игры и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...
Консультация «Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов....
Консультация «Музыкально- игровая деятельность, как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает...
Консультация для родителей малышей: "Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста"
Консультация для родителей малышей:"Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста"...
Консультация "Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста"
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие...