консультация для воспитателей: « ЭКОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО».
консультация (старшая группа) на тему

Остапенко Таиса Васильевна

Материал разработан в помощь воспитателям, для экологического и эстетического образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_2016.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           « ЭКОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО».

Культуру России невозможно   представить без русского народного творчества, которое должно широко включаться в содержание естественного и экологического образования детей.

Включение  ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале различных видов творчества,-одно из главных условий  полноценного эстетического воспитания  и развития  у них художественно-творческих способностей, понимания прекрасного в природе, усвоения эталонов красоты и эмоциональных переживаний. Все это способствует формированию ответственности у детей за жизнь растений, животных и всего живого на планете, так как  все в конечном итоге зависит от каждого из нас.

Вопрос развития  детского творчества на основе поэтических произведений о природе считается важным и сложным. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче и ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово  как сигнал  второй сигнальной системы помогает ребенку  обобщить впечатления от наблюдений. К 5-ти годам ребенок имеет некоторый опыт восприятия  образов живой природы, ему понятны стихи, иллюстрации. Живое наблюдение природы подготавливает восприятие ее в стихах, ребенок сам  представляет образы и старается отразить их в своих рисунках. Большое значение в произведениях, которые используются  для детского рисования, имеет олицетворение в них природы. Рисуя ели, можно использовать стихотворение И. Токмаковой, где говорится о том, как маленькие «внучата-елочки водят хоровод». Это очень  близко детям, они хорошо  понимают смысл строк. Стихотворение А.Толстого «Осень» описывает «Листья желтые», кисти «ярко-красные», здесь  идет подсказка какую краску нужно взять.

В стихах О.Высотской «Одуванчик» цветок « золотистый». Эпитеты – прилагательные указывают на цвет, на определение различных тонов, оттенков, например: «темный лес» - нужно изобразить темной краской, насыщенной, а «прозрачный лес» - светлыми тонами.

В произведении А.П.Пушкина «Идет волшебница зима» помогают передать колорит- глаголы: «пришла», «рассыпалась»,  «повисла»,  «легла»-здесь дети проявляют свое творчество. Своеобразно, творчески, передают дошкольники пространство в виде  одной линии, широкой полоски земли, могут изобразить линию горизонта, дороги, реки, пригорка и т.д.

Стихи о природе помогают правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить на листе бумаги изображения. Определенные слова говорят о месте происходящего действия, например Л.Квитко «Одуванчик» подмечает, что  цветок растет «и на дорожке, и в  ложбинке, и в траве».А.Толстой подсказывает:  «Вдали красуются листья ярко-красные вянущих рябин». У Е.Трутневой «Зима» - «пролетела тучка низко-низко».

Чтобы рисунок был выразительным, следует подчеркнуть индивидуальные особенности образа, например : колючая елка, тонкие иголки, снег пушистый и т.д. Выразительные средства повышают эмоциональное настроение маленького художника. К.Тютчев называет зиму «чародейкою»,  А.Пушкин -  «волшебницей». Оба подметили сказочное очарование этого времени года, и ребенок проявляет свое творчество в желании необычно, волшебно нарисовать зимнюю картинку.

В стихотворении Т.Новицкой «Ромашки» выражение «ромашки улыбаются» вызывает желание создать веселый рисунок. У Е.Трутневой в стихотворении «Осень» говорится  «по тропинкам ходит, бродит осень». Создается мечтательное, задумчивое настроение у детей, желание вместе с осенью побродить по лесу.

Вот такие действующие образы помогают детям изображать природу в рисунках. При знакомстве с опоэтизированной природой   воспитатель должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, научить сравнивать как отражено одно и тоже природное явление в разных строках.

Во время рисования деревьев в осеннем убранстве, используя наблюдения с детьми за деревьями осенью, окраской листьев, мы читали стихи И.Бунина «Листопад»,А.Пушкина «Уж небо осенью дышало»,С.Есенина «Пороша»,И.Сурикова «Первый снег» и сделали вывод о том, что каждый поэт прав, описывая осень и зиму в стихах. Оказывается во все времена года лес и  деревья по-своему красивы.

Дети начинают понимать эту красоту, связывают ее с  тем, что их окружает, например, лес – это богатство нашей Родины ,ее могущество. У них воспитываются не только эстетические чувства ,но и нравственные. Беречь лес, окружающую природу в целом – вот чему должен научиться человек с раннего  детства. Во всем примером должны быть мы взрослые! Гуляя по улице, наблюдая, как  ветки гнутся под тяжестью снега и могут сломаться, мы отряхиваем их, где это возможно, чтобы сохранить наши рябины.

Эстетическое восприятие детьми художественного слова способствует более глубокому познанию реальной действительности, на основе которого и создается детское творчество.

Я думаю, что эта работа окажет положительное влияние на воспитание эмоционально-гуманных чувств и на развитие их во время изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию"

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования...

Консультация для воспитателей по художественному творчеству

Тема: «Формирование творческих способностей посредствам нетрадиционного рисования»....

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Консультация для воспитателей "Русское народное творчество в работе с детьми"

Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность...

Консультация для воспитателей "Экология и дошкольник"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования....

Консультация для воспитателей "Экология в музыке с ранних лет"

Информация о том, как музыка помогает формировать у детей дошкольного возраста экологические знания, формировать в ребёнке чувства в духе гуманизма....

Консультация для воспитателей «Экология для дошколят»

Понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста....