Роль игры в воспитании детей
статья на тему

Костяева Вера Михайловна

Одна  из глвных сфер воспитания детей до школы - игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_vospitanii_detey.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в воспитании детей.

В игровой деятельности дошкольника существуют реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Эти общественные отношения главное, что создаётся во время игры.

Реальные отношения, зависящие от уровня общественного развития детей, часто не совпадают с теми отношениями, которые ребёнок изображает, руководствуясь сюжетом, взятой на себя ролью или правилом игры. Сфера реальных взаимоотношений остаётся скрытой тем больше, чем больше дидактированна игра. В играх с правилами эти взаимоотношения как бы нейтрализуются; у детей нет возможности самостоятельно строить свои взаимоотношения и приобретать социальный опыт, необходимый для развития их как отдельную личность в коллективе. Требуется такая организация игр, которая удовлетворяла бы социальные потребности детей и являлась бы для них практикой общественных взаимоотношений.

  Находясь в среде детей, ребёнок, естественно, тянется к ним, возникает соприкосновение, то или иное взаимодействие: побуждение достать игрушку, принять участие  в действии другого. Это взаимодействие на первом этапе ещё механическое – люди и вещи для играющего ребёнка как будто находятся в равных условиях. Такое взаимодействие исчерпывается, когда удовлетворяется простая потребность в механическом контакте. Взаимодействия становятся глубже, когда игра соседа заинтересовывает ребёнка своим содержанием, когда он стремиться катать, бросать, ловить какие-то предметы, играть с куклой так, как это делает другой ребёнок. Ещё более сложный характер приобретает взаимодействие играющих детей по мере того, как возникает интерес к личности, того или другого ребёнка, рождаются симпатии или  привязанности  друг к другу.  На этой основе возникают играющие группы детей и играющие коллективы. Эта целая жизнь детской группы,  детского коллектива.

  Изучая детскую жизнь в играх, мы находим в поведении детей и черты организованности, дисциплинированности, заинтересованности. Однако случается так, что дети, обладавшие этими качествами, совсем не становятся хорошими членами детского игрового коллектива. Как показывают наблюдения  за организацией детской жизни, необходимо  чтобы развивалось т действовало особое качество, позволяющее детям  установить между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способными действовать друг за другом .Это свойство называется –

о б щ е с т в е н н о с т ь ю .

Общественность –не врождённое, а воспитуемое качество. Развитие этого качества зависит от детской среды, в которой он живёт и которая его воспитывает; это активная воспитывающая роль принадлежит  коллективу детей, конечно, и здесь есть свои возрастные границы и возможности. Значит, задача  заключается в такой организации общества детей, чтобы в ней было всё необходимое для совместной детской жизни. Разумеется, не без помощи взрослых.

Воспитатель – организатор жизни детей.

Чёткое определение места и значения  игры в педагогическом процесс тесно связано с требованиями к воспитателю. Педагог прежде всего должен быть организатором детской жизни , разделяющим с детьми их радости, успехи и затруднения. Педагог должен быть в центре этой жизни, понимать происходящее, в ходить в интересы играющих, умело их направлять. Имея дело с детьми дошкольного возраста, ещё не обладающими сколько-нибудь развитой способностью к самоорганизации педагог должен организовать жизнь и деятельность детей в играх, а так же и сами игры и в тоже время воспитывать самоорганизацию детей, конечно, с учётом их возрастных возможностей. Его деятельность обращена,  прежде всего, на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений. Если игры – это радость, то нужно так их организовать, чтобы они воспитывали положительные эмоции, что достигается только при положительных взаимоотношений между играющими. Поэтому взаимоотношения детей должны быть в центре внимания воспитателе постоянно, а не только тогда когда возникают конфликты в играющем коллективе.

  Выбор игр с детьми имеет существенное значение, в какое бы время дня это ни происходило. Во всех случаях этот момент в детской жизни определяет её дальнейшее течение. Требуются большая наблюдательность,  опыт  для того, чтобы обхватить происходящее, быстро сориентироваться и принять то или иное решение.    В процессе игр воспитателю принадлежит большая роль, так как именно здесь происходят те события, которые делают игру возможной.      Каждое звено в цепи развертывающихся событий что-то вносит в жизнь детей, делает их игры содержательными.  Игры повторяются  ежедневно, и, можно сказать, на  «их плечах»   в благоприятных условиях растёт и крепнет детский коллектив с разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни.     Наблюдая за хорошо играющим детским коллективом, приходиться отдать должное не самим играм, а тому, как внутренне организованы дети, какие у них замыслы, как хорошо они относятся друг к другу, сколько во всём этом самостоятельности. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов и т.д.

  Большую роль в образовании играющих коллективов, в становлении личности ребёнка имеет характер игр.   Можно указать на детей, которые в ролевых играх не активны и для коллектива не интересны, но в подвижных играх часто оказываются незаменимыми и авторитетными.  Поэтому личные качества ребёнка и его общественная значимость обнаруживается только в разных ситуациях игры.   Именно здесь формируется сложное поведение, образуется контакт с коллективом. Больших успехов в нравственном воспитании можно достичь, лишь опираясь на сильные стороны личности ребёнка, делая всё необходимое для того, чтобы устранить имеющиеся у него недостатки. Это тем более возможно в играх,  где дети широко обмениваются успехами.

Миша , пяти лет, был очень неловок, нерасторопен, и дети не любили с ним играть. Это заметил педагог. Он научил ребёнка выполнять правильно прыжок по правилам игры, и дети обрадовались его успехам, хотя видели, что это ещё не твёрдые успехи.    

Интересен и тот факт, что дети высказывают суждение друг о друге часто на основе поведения ребёнка в играх: этот хорошо играет, этот хитрит, этот робеет, этот  не смелый. Совсем  этим необходимо считаться, воспитывая маленьких детей, для которых многие жизненные явления преломляются через игру.    

Мы берём игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребёнка игра есть подлинная жизнь, то, организовав эту жизнь хорошо, разумно, мы получаем большие возможности влиять на детей, воспитывать их в том или ином отношении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя "Роль игры в воспитании детей".

Для взрослого человека главное занятие – труд, для школьников – учеба, Для детей – дошкольников – игра. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в д/саду и в семье, при общении с раз...

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Нет весомых оснований для противопоставления учебной и игровой деятельности  ребенка  - дошкольника. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная р...

Роль игры в воспитание детей

Конспект родительского собрания в средней  татарской  группе на тему «Роль игры в воспитание детей» с целью выявить главную проблему в воспитание ребенка на татарском языке....

Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста

В материале отражено значение игры для детей дошкольного возраста. Игра - это и досуг, и приобретение новых знаний, и социализация, умение найти свое место в коллективе, умение использовать личный опы...

Роль игры в воспитании детей

Презентация для родителей о роли игры в дошкольном возрасте, характеристика игр....

Консультация «Роль игры в воспитании детей»

В работе с детьми используются игры-занятия — это форма совместной игры воспитателя с детьми по заранее намеченному плану, в котором учитывается последовательное становление самостоятельной игры. В со...


 

Комментарии

Костяева Вера Михайловна

очень интересный материал