Как развить в ребенке независимость
консультация на тему

Советы для родителей по развитию независимости у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл советы родителям14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить в ребенке независимость

Независимым и свободным.… Станет ли таким ребёнок, которого с самого раннего детства лишают права выбора, а его активное стремление к самостоятельности подавляется? Конечно, нет.

Ясно одно: мешая малышам действовать самостоятельно (естественно, в пределах их возрастных возможностей), мы:

1.откладываем готовность ребёнка к независимому поведению на неопределенное будущее;

2. «перекрываем» выход заложенной самой природой жизненной энергии и потенциальных возможностей организма и психике;

3.насаждаем грех праздности в детской душе.

Само собой напрашивается вывод: необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, с которыми они в состоянии справиться, формировать у них тот уровень ответственности, который находится в пределах их возможностей, т.е. если мы не будем воздвигать преград для естественного развития малышей, они к трем годам смогут достичь значительной степени самостоятельности и независимости.

Практика, к сожалению, свидетельствует об обратном: дети младшей группы, как правило, не могут сами себя обслужить, не приучены к порядку, а значит, зависимы от взрослых.

Почему же мамы не предоставляют ребенку возможности действовать самостоятельно? Вот какие доводы в ответ на этот вопрос приводили родители наших воспитанников.

«Он такой маленький, сам ничего не умеет».

«Рано еще ему – вырастет, научится»

«Мне не трудно – я ему помогу»

   Так и хочется задать этим мамам еще один вопрос, который вслед за М. Монтессори поднимал Я. Корчак: «Как же ребенок будет жить завтра, если мы не даем жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»  

   Приступая к развитию у детей младшего дошкольного возраста  независимости, я поняла, что необходимо помочь им учиться:

-заботиться о себе и об окружающем мире, усваивая и совершенствуя модели социального поведения;

-развивать самоконтроль и координацию движений;

-концентрировать внимание в течение продолжительного времени (вырабатывать сосредоточенность);

-доводить начатое до конца, поддерживать порядок;

-правильно обращаться с инструментами и предметами, необходимыми в повседневной жизни.

Общение должно строиться так, чтобы ребенок имел возможность увеличивать «степень своей свободы», развивать свои познавательные и творческие способности, «освобождать» свое воображение и мышление от страха перед неудачей. Знакомясь с различными педагогическими концепциями  и технологиями, я пришла к выводу: Наиболее полно моим задачам и мне как личности отвечает метод    

М. Монтессори, которым предполагает:

- самостоятельность  ребенка и воспитателя;

- определенность, ясность поступков и отношений, основанных на сотрудничестве ребенка и воспитателя.

Кроме того, М.Монтессори очень большое значение придает   среде – специально организованному предметно – пространственному миру, окружающему ребенку: «Ребенок вступает со средой в непосредственный контакт взаимодействия, она дает возможность «расцвести» чувствам, рукам и духу в собственной деятельности и движении». И действительно, среда, в которой находятся дети, является их «тайным, скрытым воспитателем» (Л. Малагуцци);  

Среда, дающая возможности для активной свободной и творческой деятельности, воздействует на все органы чувств, на сознание и подсознание.

Упражнения в практической жизни, которыми я занимаюсь со своими воспитанниками, имеют цель – облегчить социальную адаптацию малышей – и подразделяются на три группы: подготовительные; направленные на формирование навыков заботы о себе и окружающей среде; формирующие хорошие манеры.

Подготовительные упражнения – это:

       - упражнения в подготовке рабочего места;

       - упражнения, в ходе которых дети учатся переносить с одного места на другое стульчики, разворачивать и сворачивать коврики, переставлять и переносить предметы, переносить материал для работы, ничего не задевая и обходя других детей.

Формирование навыков заботы о себе и окружающей среде.

Чтобы дети понимали цель предлагаемой деятельности, учились концентрировать внимание на ней и доводить начатое дело до конца, получали удовлетворение, мы предлагаем им простые действия со знакомыми предметами (застегивание и расстегивание молнии, мытье посуды, чистка обуви, вытирание пыли со столов, разнообразные действия с крупой и водой).

Все действия педагог совершает медленно и тщательно – так, чтобы их структура была понятна детям. Осваивая действия с предметами, отрабатывая их, ребенок с интересом анализирует их элементы, строит собственную модель поведения, учится контролировать движения и достигает большей степени сосредоточенности.

Наряду с выполнением индивидуальной работы ребенок участвует в совместной со сверстниками деятельности – ухаживает за растениями, наводит порядок в группе, учится ходить по линии, хранить молчание (на «уроках тишины») и т.д. Упражнения подобного рода способствуют:

- усвоение детьми образцов поведения в социуме;

-выработке умений действовать в группе сверстников, что необходимо для благополучной жизни в детском сообществе;

-создание внутреннего духовного строя.

Предлагаем также задания, включающие действия, которые ребенок наблюдает и в выполнении которых участвует в повседневной жизни: стирка и глажение кухонного белья, сервировка стола, полив растений и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить в ребенке самостоятельность

В многовековой практике воспитания детей сложились свои нормы. Мы четко знаем, когда мы можем требовать от ребенка опрятности, послушания, ответственности за порученное дело, исходя из возможнос...

Статья на тему:"Как развить у ребенка чувство защищённости"

Чувство защищенности – неотъемлемая потребность ребенка, необходимая для его полноценного развития. Когда малыш чувствует себя в безопасности, он приобретает уверенность в своих силах, уходят страх и ...

Консультация для родителей и воспитателей "Одаренный малыш или как развить в ребенке талант?"

В консультации даются советы родителям и воспитателям о выявлении таланта у ребенка в раннем возрасте. Но для развития необыкновенного дара существуют разные периоды. По-настоящему одаренные дети обла...

Как развить в ребенке любознательность?

Любознательностью от рождения не наделяются – её приобретают. Предрасположенность каждого человека к постижению наук и дисциплин необходимо развивать. Если с детства постоянно ...

Можно ли развить память ребенка?

От чего зависят особенности к запоминанию?...

Рекомендации для родителей как развить речь ребенка в домашних условиях АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДорогие родители, первый звук, который произносит ребенок – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Сущес...

Рекомендации для родителей как развить речь ребенка в домашних условиях АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАДорогие родители, первый звук, который произносит ребенок – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Сущес...