Понятие творчество и творческие способности дошкольников
статья (старшая группа) на тему

 Лощинина Татьяна Леонидовна

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Понятие творчество и творческие способности дошкольников.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?  

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.  

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.  

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.  

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление[]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:  

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).  

  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).  

  4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.  

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности[].

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.  

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.  

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.  

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.  

7. Гибкость мышления.  

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.  

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.  

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.  

11. Лёгкость генерирования идей.  

12. Творческое воображение.  

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.  

2. Умение видеть целое раньше частей.  

3. Над ситуативное – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.  

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.  

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать,  дивергентное мышление,  гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые,  богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений,  высокие эстетические ценности, развитая интуиция.  

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.  

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:  

1. Развитие воображения.  

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Статья на тему: «Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве».

Данная статья интересна для тех, кого интересуют вопросы развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве....

Влияние народного творчества на формирование умственной активности и творческих способностей дошкольников.

Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Влияние народного творчества на формирование умственной активности и творческих способностей дошкольников"....

«Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве»

Музыкально - игровое и танцевальное творчества детей занимает прочное место в дошкольной педагогике. Основная задача – формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в д...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Развитие творческих способностей дошкольников: понятие, подходы и значение

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ре...