Становление у детей раннего возраста «Образа Я» в условиях Д/Р
консультация ( группа) на тему
Доклад в помощь воспитателям домой ребёнка по становлению "Образа Я" в условиях Дома ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление у детей раннего возраста «Образа Я» в условиях Д/Р
Научное изучение становления «Образа Я».
В настоящее время внимание многих специалистов: врачей, психологов, воспитателей привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Необходимо отметить, что в арсенале педагогических работников имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания. Изучение содержания, механизмов и структур человеческого самосознания до сих пор является наиболее сложным вопросом. Характеризуя состояние проблемы самосознания в психологии, А.Н.Леонтьев (1983) отмечает, что она является нерешённой, но эта проблема высокого жизненного значения.
Зародившись в раннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возраста. Оно является центральным новообразованием. Ранний возраст является не только периодом “первого рождения личности” (А.Н. Леонтьев, 1983), но и периодом оформления “раннего образа Я” как аффективно-когнитивного образования (М.И. Лисина).
Значение становления «Образа Я» и необходимость специальной работы над ним.
Это объясняется тем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правило, стихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Основным недостатком при таком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны и обрывочны, а подчас и неверны.
Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости, противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.
В целом дети с нарушенным образом “Я” не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, и, как следствие, не умеют взаимодействовать с социумом, с внешним миром. На уровне внешних поведенческих проявлений, чаще всего это проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, комфортность, аутичность, т.е. гипоактивность. На углубленном личностном уровне неуверенность в самом себе переходит в неуверенность в своей уместности в обществе. Такой конфликт индивидуального и социального может проявиться и гиперактивностью в виде непослушания и агрессивности. И то и другое - гиперактивность и гипоактивность - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться к детской группе. Наиболее сильным тормозящим фактором является то, что такие дети не могут позитивно относиться к себе такими, какие они есть на самом деле - и хорошими, и плохими. Не умея любить себя, человек не может полюбить другого. Поэтому так важно уже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.
Этапы формирования самосознания детей.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка: Уже в месяц появляется первая улыбка на разговор взрослого. В три – «комплекс оживления». В шесть месяцев малыш реагирует по – разному на своё и чужое имя. В девять месяцев ребёнок знает своё имя, оборачивается на зов. Уже в конце первого года жизни малыш с удовольствием рассматривает себя в зеркале, улыбается, прищуривает глазки, морщит носик, красуется, рассматривает детали одежды (например, вышивку на карманчике), играет со своим отражением, улыбается отражению взрослого. В этом возрасте дети способны узнать себя в зеркальном отражении. Они могут использовать зеркало для коррекции внешнего облика, совсем как взрослые. Свою половую принадлежность ребенок начинает осознавать с полутора лет, это доказал И. С. Кон в 1991 году. После полутора лет у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека. Так, малыш обнимает, целует расстроенного и огорченного чем-то ребёнка, протягивает ему игрушки. То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступить соответственно своему личному опыту. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале - это простейшая первичная форма самосознания. Малыши начинают систематически использовать зеркало для коррекции своего внешнего вида. Для игры со своим отражением, для того, чтобы рассмотреть части одежды, которые видны только в зеркале: рисунок на платье, шапочку или платочек на голове. О формировании самосознания на втором году жизни свидетельствует тот факт, что ребенок начинает легко узнавать себя на фотографиях.
И. С. Кон в 1991 году написал, что в два года ребенок уже знает свой пол, но не умеет это выразить. Он просто пока не понимает, как это сделать. Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху взрослого, просит его пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забавный звук. Эти требования и просьбы связаны со стремлением ребенка оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от взрослых, если бы - не были уверены, что те могут их послушать. Таким образом, можно полагать, что дети "знают" о своей способности влиять на поведение других людей. У детей третьего года жизни проявляются такие признаки самосознания как чувство собственности: свои вещи, игрушки. Затем ребенок называет себя - сначала по имени, потом, обычно ближе к 3 годам, появляется местоимение «Я». К 3 годам хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого. Проявляет инициативу, независимость. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят. Проявляет чувство гордости за себя. К трем годам дети не только правильно различают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляют разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки, кубики или игрушечное оружие. Чувствовать отвращение по отношению к себе ребёнок может примерно с 5 лет. Окончательное осознание пола приходит к ребенку к шести-семи годам, что сказывается на большинстве выбираемых игр и партнеров для них.
К 7 годам самооценка становится дифференцированной и более адекватной. К ребенку приходит понимание, что в каких-то областях он более успешен, с чем-то справляется хуже.
Вывод: Таким образом, вся работа по формированию «Образа Я» разделена на три этапа: На первом этапе, основная цель состоит в том, чтобы сформировать у детей представления о себе.
На втором этапе целью является формирование у ребенка представления о своей схожести со сверстниками, с одной стороны, и различием, с другой. Особая роль отводится узнаванию разных эмоциональных состояний.
На третьем этапе цель заключается в осознании собственной уникальности.
Содержание работы по формированию первоначальных представлений о себе у детей раннего возраста включает следующие направления: формирование представлений о своем имени, фамилии; формирование зрительного образа «я»; формирование половозрастных представлений; формирование представлений о своих потребностях, желаниях, интересах; формирование представлений о своих умениях, достижениях; формирование эмоционального опыта; формирование представлений о своей «семье».
Пять направлений:
1. Методика формирования у ребенка первоначальных представлений о себе состоит из последовательных этапов: ребёнка учат откликаться на свое имя, затем называть его, откликаться и называть уменьшительно-ласкательные формы своего имени; обращаться по имени к сверстнику; понимать и употреблять личные местоимения; откликаться и называть свою фамилию. Если в процессе обучения ребенок слышит свое имя, но не поворачивается, не поднимает головы или не подходит к педагогу, то взрослый должен сам подойти к ребенку. Педагог должен побудить ребенка посмотреть ему в глаза, обнять его, ласково назвать по имени. 2. Работа по формированию зрительного образа «Я» — представлений о схеме тела и своем внешнем виде (с этой целью необходимо использовать зеркало, куклы, фотографии ребенка): выделение частей тела и лица; определение их функций посредством общения со взрослым и действий с различными предметами; показ по просьбе взрослого расположения частей тела и лица; называние частей тела и лица; их функций; формирование умения узнавать себя в зеркале; формирование умения узнавать себя на фотографиях; формирование осознанного зрительного восприятия своей внешности и способов сравнения себя с другими. Выделение частей тела и лица у ребенка вначале осуществляется с помощью совместных действий и жестовой инструкции, затем по подражанию и по просьбе. 3. При формировании половозрастных представлений работа проводится в следующей последовательности: детей учат относить себя к определенному полу по внешним признакам; называть свой пол; брать на себя определенную, соответствующую полу роль в игре. 4. Возрастные представления связываются с представлениями о дне рождении: формируются положительные переживания, связанные с празднованием дня рождения; идентифицировать себя по возрасту; называть его; день рождения связывается с временем года, возрастом, изменениями, происходящими с ребенком (ростом, умениями, достижениями). 5. Формирование эмоционального опыта: обращать внимание на свои базовые потребности (еда, сон, отдых, игра); обращать внимание на свои умениях, достижения; фиксировать комфортное состояние пребывания в группе, подчеркивая словами: «хорошо», «здорово», «весело»; выделять близкого взрослого, педагогов, сверстников, обращая внимание на их действия, эмоционально реагировать на них; вызывать эмоциональную реакцию на: ласковое обращение к нему знакомого взрослого, вызывать двигательное подкрепление эмоциональной реакции; выделять близкого взрослого, давать эмоционально-двигательную реакцию (инициативную улыбку, двигательную реакцию, называть) на ее появление в группе; использовать эмоционально-тактильные способы для выражения чувства привязанности к близким взрослым; узнавать близких взрослых на фотографиях, показывать и называть. Подбор материала и оборудования с учетом особенностей детей раннего возраста. Занятия: - Так, на занятиях можно использовать задания на сравнение объектов по контрасту и подобию, сходству. Данный прием можно использовать, например, при сравнении изображения ребенка на фотографии с его отражением в зеркале. - Использование приема классификации будет способствовать осознанному усвоению детьми нового материала, и вызывать у них интерес к познавательным заданиям. Этот прием используется в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать определенные фотографии для альбома; атрибуты для определенной игры; одежду, соответствующую возрасту ребенка и т. д. Также используются элементы моделирования (игрушки, предметы-заместители, элементарные схемы мимики лица и др.). - В процессе обучения особое внимание должно уделяться постановке вопросов детям. Педагоги, подбирая определенные вопросы, по-разному их формулируют. Например, по теме «Имена» педагоги спрашивают: «Как тебя зовут?», «Кто ты?», «Как твое имя?», «Назови себя?». Эффективен прием, когда на занятия к детям приходят в гости куклы, матрешки и знакомятся с ними. Вопрос персонажа, обращенный к ребенку, всякий раз формулируется по-разному («Как тебя зовут?», «Назови свое имя», «Кто ты?»). Если ребенок не называет свое имя, услышав последние два вопроса, тогда педагог задает вопрос в привычной для ребенка формулировке «Как тебя зовут?». Однако после правильного ответа взрослый вновь задает один из этих вопросов, ссылаясь на то, что персонаж либо не услышал имя ребенка, либо на желание «гостя» еще раз услышать такое красивое имя. - Не менее важным в работе с детьми раннего возраста является использование повторения как важного дидактического принципа, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. Игрушка, кукла «называет» свое имя, «здоровается» с каждым ребенком, «смотрит» ему в лицо и «просит» назвать его свое имя. Затем приходят другие игрушки и тоже «знакомятся» с каждым ребенком. - Также активно используется прием припоминания. Педагоги должны обращаться к каждодневному опыту детей, стремиться активизировать имеющиеся у них представления. - Формирование и пробуждение «личной памяти», своего жизненного опыта. Этот приём способствует осознанию ребенком своего «Я», выделению себя в мире вещей и других людей. - Использование игровых приемов, сюрпризных моментов и элементов новизны. Такие приемы эмоционально настраивают каждого ребенка на социальное познание, обостряют желание разгадать какой-то секрет, заглянуть в зеркало, найти фотографию, порадоваться, удивиться и т. д. Новизну для детей создают форма, место проведения занятия, его содержание. - Занятия должны начинаться эмоционально. Использование песен, смешных историй и жизненных ситуаций создает атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогами и детьми. – Важна систематичность и последовательность. - Взаимодействие всех педагогов (воспитателей, учителя-дефектолога, инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя). – Так же включение развития детей в различные виды деятельности (по формированию элементарных математических представлений, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, по ознакомлению с окружающим миром). Повседневное общение: Помимо привязанности в результате взаимодействия с близкими людьми у младенца начинает постепенно формироваться образ Я. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе. Что же именно он о себе узнает? Прежде всего, нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей. Отношение младенца к себе - отражает отношение к нему близких. Взрослые, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Такой паттерн поведения культурно обусловлен и передается от поколения к поколению. Именно такие проявления взрослого, адресованные малышу, способствуют формированию его положительного самоощущения, помогают определить свою значимость для других. Позитивное эмоциональное самоощущение ребенка становится основой для открытого, доверчивого отношения к миру. Для того, чтобы узнать сложились ли у малыша первоосновы образа себя, подведите его к зеркалу и посмотрите, как он будет себя вести. Если у ребенка сложилось позитивное отношение к себе, это найдет отражение в его поведении перед зеркалом. У ребенка 10 месяцев от роду психологи наблюдали очень важное для самоузнавания поведение. В начале эксперимента на голову ребенку надели марлевую повязку, под которой над правым ухом поместили небольшой комок ваты (как если бы у малыша болело ухо). Повязка сильно искажала внешний облик ребенка, но малыш быстро привык к ней, и она ему нисколько не мешала и не беспокоила его. Когда, же ребенка поднесли к зеркалу, на его лице появилось недоумение, как будто он увидел совсем не то, что ожидал, а затем безошибочно точным движением он стащил с головы повязку. Совсем иная картина наблюдается в поведении детей, когда малышом мало интересуются, редко играют, разговаривают, берут на руки. Когда ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью. Вследствие этого отношение ребенка к себе недостаточно развито и не имеет яркой положительной эмоциональной окрашенности. Глядя на себя в зеркало, такой малыш смущенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает даже негативные эмоций: настороженность, тревогу, боязнь. Дети с подобным образом Я не проявляют самоузнавания в опытах с искажением внешнего облика, не стремятся снять повязку. Поскольку взрослые не практиковали личностно-ориентированного общения, не придавали ему особой значимости, ценности, то и сам малыш недостаточно выделяет себя из окружающего, менее отчетливо переживает свое Я. Этим и объясняется отсутствие интереса к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его. Именно в этот период жизни дети должны «напитаться» любовью окружающих, и этого чувства защищенности любовью должно хватить на много лет вперед. Построение образа «Я» непосредственно связано с важным психическим процессом — речью. Те или иные изменения в сознании, усвоение представлений о своем теле фиксируются в речевых высказываниях ребенка, обогащается его активный словарь. Таким образом, формируя представления о своей физической сущности, создаются условия для развития речи детей, с одной стороны, а с другой — овладевая соответствующими названиями, дети закрепляют свои представления в речи. В том случае, если ребенок не может назвать функции отдельных частей тела и лица, он показывает их. Например: «Чем берут, держат кубик, ложку?», «Чем ты слушаешь?», «Чем ты ходишь?» «Чем ты смотришь?» В этих случаях невербальный ответ ребенка фиксируется в речевом высказывании взрослого: «Правильно, это ручки. Правильно, это ушки» и т. д.
В процессе ознакомления детей со своим организмом педагоги формируют у каждого ребенка позитивное отношение к своему телу. Это достигается главным образом при активном участии взрослого, который наполняет формирующиеся у детей представления о схеме тела эмоционально-ценностным содержанием. Так, педагоги постоянно должны подчеркивать особенности внешности каждого ребенка, при этом положительно оценивая их («Ах, какие у тебя ножки быстрые!», «Какие глазки у Ани красивые!», «У тебя волосики мягкие, пушистые», «Ручки хорошо умеют держать, сильные ручки!» и т. п.). Отдельно следует отметить использование различных видов тактильного контакта: обнимание, поглаживание, похлопывание, легкое прикосновение, ощупывание, сгибание и разгибание пальцев рук, пощипывание и т. п.
Известно, что в онтогенезе сформированная схема собственного тела предполагает узнавание ребенком себя в зеркале. При этом нормально развивающиеся дети эмоционально реагируют на свое зеркальное отражение, рассматривают его, трогают руками, разговаривают с ним. Такое поведение ребенка перед зеркалом говорит о становлении потребности познавать самого себя. Учитывая важность этого явления воспитателям необходимо учить воспитанников познавать себя с помощью зеркала в повседневной жизни, нужно учить детей фиксировать взгляд на своем отражении в зеркале, рассматривать себя, эмоционально реагировать, называть свое имя, отвечая на вопросы: «Кто это?», «Как тебя зовут?»
Одновременно детей надо учить относить себя к определенному полу. Педагогам необходимо постоянно в различных режимных моментах подчеркивать те или иные отличия во внешности, в одежде девочек и мальчиков группы.
Осознанное зрительное восприятие своей внешности у детей формируется при сопоставлении своего отражения в зеркале с изображением на фотографии. Ребенку сначала предлагается отыскать свою фотографию среди других, затем воспитатель подтверждает правильность выбора фотографии, описывает внешность ребенка перед зеркалом: «Да, верно, это ты, Даша. Посмотри на себя в зеркало, у тебя длинные волосы. И на фотографии длинные. Одинаково» и т. д. При этом педагог дает положительную оценку внешности ребенка: «Какие у тебя, Даша, красивые пушистые волосы!» Далее взрослый просит ребенка рассказать о себе: «Расскажи, Даша, какая ты. Смотри в зеркало и рассказывай». Педагог указательным жестом показывает на отдельные внешние признаки. В процессе формирования у детей предметно-игровых манипуляций и действий с игрушками, навыков самообслуживания педагоги фиксируют роль самого ребенка в получении того или иного результата. Так, например, взрослый, показывает детям как он бросает мяч, и говорит: «Это Наталья Геннадьевна бросила мяч. Посмотрите, как я бросила мяч. Я — молодец!» При этом она указывает на себя жестом. В ситуации, когда ребенок повторяет действия педагога, взрослый обращает внимание ребенка на том моменте, что мяч бросил именно он. Затем привлекается внимание других детей к результату деятельности их сверстника, указывается, что это именно он получил такой результат. Постепенно взрослый развивает у детей потребность в самостоятельности («Я сам»), поддерживает уверенность в себе, своих силах («Я могу»).
В этот период педагоги начинают формировать у детей индивидуальные интересы и предпочтения. Каждый ребенок в группе должен иметь свое любимое дело и знать о том, что оно у него любимое: «Я хочу играть в кубики», «Я буду прыгать», «Возьми, что нравится», «Возьми любимую игрушку», «Моя любимая сказка», «Мне нравится посуда». Воспитатели должны регулярно обращать внимание каждого ребенка на его потребности, желания. Таким образом, взрослый фиксирует в своей речи потребности, желания ребенка, помогая ему выделить и осознать их.
Для формирования у детей умений определять эмоциональное состояние и переживания в повседневной жизни и в художественных, музыкальных произведениях предлагаются следующие игры и упражнения: «Угадай по фотографии», «Что случилось?» (узнавание эмоционального состояния персонажа по определенной ситуации, изображенной на картинке), «Какая помощь нужна?», «Почему плачет Сережа?», «Почему смеется Катя?», задания на сравнение изменения эмоционального состояния человека, одного и того же персонажа при изменении жизненных обстоятельств — «Наша Таня громко плачет», «Шарик улетел», «Сломался велосипед», «Кукла нашлась».
Продолжается формирование потребности в совместных играх со сверстниками. Выбор сверстника и установление с ним личностно-делового взаимодействия осуществляется в различных играх, упражнениях: «Я хочу играть с тобой», «Выбери друга», «С кем будешь играть?», «Поищем друга». Развивающая среда:
Для закрепления зрительного образа «Я» можно оформить уголок «Наша группа», в котором оставить окошки. В эти окошки надо вставить фотографии детей. Фотографии девочек можно вставить в красные окошечки, а фотографии мальчиков — в синие. Например, каждый понедельник с утра воспитатель организовывает работу с детьми: воспитанники рассматривают свои фотографии, называют имена детей. Для формирования возрастных представлений педагоги готовят специальный уголок «именинника», в котором остальные дети размещают подарки, сделанные своими руками. Также размещаются в уголке несколько фотографий ребенка (не более трех), на которых он изображен в разные возрастные периоды своей жизни. Воспитатель, показывая фотографии ребенка детям, говорит: «На этом снимке Саше 1 годик; на другом — ему уже 2 года, он самостоятельно ходит, кушает. А вот на этой фотографии мы видим Сашу, какой он сейчас, ему будет 3 года». Такие специально организованные ситуации общения способствуют первоначальному становлению психологического времени личности — индивидуального переживания своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни. Формирование у ребенка ценностного отношения к его прошлому, настоящему, структурирование его прошлого позволяют ребенку адекватно реагировать на свой индивидуальный путь во времени.
В условиях группового помещения сложно учитывать индивидуальные интересы каждого ребенка, но возможно. Важно создать предметно-развивающую среду, стимулирующую познание ребенком самого себя. Они должна включать в себя следующие предметы: зеркало, два кресла, диван, «домик» для уединения, небольшой столик с фотоальбомами, рисунками детей, кукольную семью, любимые игрушки детей.
Применение наглядности — необходимое условие в ходе формирования у малышей представлений о себе, о схеме тела. Поэтому надо использовать различные наглядные средства для формирования данных представлений: пальчиковые куклы, куклы бибабо, плоскостные схемы фигуры человека, картинки с изображением человека.
При воспитании детей с учетом их гендерных особенностей следует внести в среду различные маркеры с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды со специфичными материалами для девочек и мальчиков. Стены, в групповом помещении, вдоль которых размещаются игровые зоны для девочек и мальчиков могут быть, выкрашены в разные цвета, органично сочетаясь.
Что можно сделать ещё:
· дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;
· подбирать двух цветов полотенца для вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати;
· дифференцировать спортивную форму для девочек и мальчиков.
Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи маленькому ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, а он – мальчик.
Как известно, полностью личность ребенка открывается в процессе игры, и только игровой процесс является ведущей деятельностью, позволяющей ребенку прочувствовать разные социальные роли. Только в игре, ребенок понимает важность самого себя и его взаимодействия с окружающим миром.
При подборе материалов и оборудования для игровой деятельности детей с учетом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее:
· на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения; Девочки 2-4 лет гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Мальчики этого возраста больше склонны играть с мягкими игрушками и тоже любят одевать их. У мальчиков при одевании мягких игрушек большой популярностью пользуются шапочки с шарфами и брюки с жилетами. Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия. И если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль. Воспитатель обязательно должен помочь девочкам придумать имена куклам, а мальчикам - клички животным.
При подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что дети 2-4 лет еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты.
· на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери; С девочками воспитатель обсуждает расстановку мебели в игровом уголке и договаривается с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить постельные принадлежности, одежду, посуду и т.п.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
В девичьем уголке необходима плита, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые могут быть использованы в качестве «продуктов», доска для резки, раковина с «краном», полотенце для вытирания посуды. Для ухода за «ребенком» девочки нуждаются в ванночке, градуснике для измерения температуры воды, губке, полотенце, ковшике для ополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Обязательно должны быть созданы условия для «стирки» белья, сушки и его глажки. · на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения. С мальчиками воспитатель обсуждает расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». Желательно заранее подготовить для маленьких «автослесарей» наборы игрушечных инструментов. При этом очень важно, чтобы у каждого мальчика был свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.
Часто мальчиков ругают, когда они бегают, кричат. Но следует учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, такая игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т.п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности. Важная роль в развитии игровой деятельности детей 2-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Крупный строительный материал требует много места, поэтому его лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, на платформах где-нибудь в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые мальчики используют в играх со строительными материалами.
Игры с крупным строительным материалом часто носят коллективный характер. Но мальчики, вначале под руководством воспитателя, охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолет, пароход, вагон поезда и т.п. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.
На протяжении всего раннего возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
• Принимайте ребенка таким, какой он есть.
• Установите определенные границы возможного поведения, внутри которых ребенок будет чувствовать себя защищенным и вместе с тем свободным.
• Учитывайте реальные возможности малыша и не требуйте большего.
• Давайте ребенку посильные поручения. Малыши любят чувствовать себя полезными и умелыми.
• Искренне радуйтесь каждому успеху малыша. Ваше отношение вселяет в него уверенность и
стимулирует к новым достижениям.
• Уважайте труд малыша, позвольте ему закончить начатое дело. И не стремитесь в хозяйственном прорыве отправлять шедевр юного гения в мусор.
• Хвалите и ругайте за конкретные поступки, не оставляя это на потом. Ваша реакция должна быть непосредственной, но всегда соизмеримой с самим поступком.
• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
• Учите от души радоваться успехам других.
• Рассказывайте ребенку о своих победах и неудачах. Анализируйте вместе с ним свои возможности и полученные результаты. Дети должны видеть, что в жизни есть место и для успехов, и для поражений. Главное - научиться делать правильные выводы.
• Сравнение ребенка с другими детьми недопустимы, так как оно порождает обиды и зависть. Пусть ориентиром будут те изменения, тот прогресс, который вы наблюдаете в своем ребенке. Сравнивайте его с самим собой - с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра.
• Излишняя опека также вредит формированию адекватных представлений о себе, как и
попустительское отношение. У ребенка, защищенного от любых неблагоприятных последствий своего поведения, нет необходимости в развитии внутренних механизмов, способных удержать его от плохих поступков.
Литература:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – М.: Просвещение, 1999.
2. Хайртдинова Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников; диссертации
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека: учебное пособие – М.: Смысл: Эксмо 4. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей М.: ВЛАДОС, 2005. 5. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: для пед. вузов и колледжей / ред. Т. И. Ерофеева. – М.: Академия, 2004. 6. Малютина Е. В. Обзор программ позволяющих сформировать Образ Я ребенка дошкольного возраста в социуме.: Молодой ученый. — 2011. — №10. 7. http://www.portal-slovo.ru Развитие образа Я в раннем детстве 8. Авдеева Н. Н. . Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. 9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. 10. Е. Е. Сапогова Журнал практического психолога. Психосоциальная идентификация в дошкольном возрасте.: 1996. N 5. 11. М.В. Корепанова Пособие Это – я. Методические рекомендации по социально-личностному развитию дошкольников.: Психолог в детском саду. - 1998. N 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Центра игровой поддержки"
Представлен опыт в организации коррекционно-речевой работы с детьми раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки ребёнка "Карапузики"...

«Использование подвижных игр для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста и создания благоприятных условий для общения»
В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста непринужденно в домашних условиях»
Помощь родителям , как можно развивать речь, интелект детей раннего возраста в домашних условиях ....

«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации...

«Адаптация детей раннего возраста к ДОО, как условие его эмоционального благополучия»
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом....

Презентация. «Адаптация детей раннего возраста к ДОО, как условие его эмоционального благополучия»
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом....

Комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста с ЗПР в условиях дома ребенка
Занятия рассчитаны на детей раннего возраста с диагнозом ЗПР в условиях дома ребенка. Комплекс направлен на развитие коммуникативных навыков и познавательных процессов по теме "Осень"....