ТРИЗ - технология воспитания успешного человека
статья ( группа) на тему
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г.С. Альтшуллер).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_56.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Жихарева Виктория Николаевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 142
г. Санкт-Петербург
ТРИЗ — технология воспитания успешного человека.
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г.С. Альтшуллер).
Жизнь в наши дни не стоит на месте. Наступило то время, когда важно формировать у людей умение жить в изменяющемся мире. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Наша жизнь — это сеть, сотканная из различных картин:
- картина желаний
- картина физических возможностей
- картина финансовых возможностей
- картина этических норм
- и т.д.
В чем же особенность наступившего третьего тысячелетия? Чтобы быть успешным человеком, раньше достаточно было быть хорошим ответственным исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями. В наши дни кроме всего выше перечисленного необходимо еще быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Следуя импульсу желания, человек должен уметь передвигаться по сети картин, добраться до определенного узелка и изменить его, чтобы преобразовать желание в действительность. Для этого ему необходимы знания, которые позволят представлять эту сеть картин со всеми её связями, чтобы определить узелок, изменение которого воплощает нужное желание и чтобы ориентироваться в возможных способах его изменений. Воплощение желаний приводит к изменению себя и окружающего мира. Часть картин при этом приходят в негодность или видоизменяются и их надо строить заново. Чтобы личность смогла быть успешной в быстроменяющемся мире, она должна уметь согласовывать динамичные картины знаний, желаний и возможностей и управлять ими. Другими словами существует необходимость развивать у подрастающего поколения гибкость, динамичность и нестандартность мышления — умение быстро перестраиваться и выстраивать новую цепочку связей. В связи с этим в наши дни мы вынуждены отказаться от привычного нам способа передачи знаний, собственных ценностей и черт поведения будущему поколению. В чем же заключается тогда смысл передачи опыта? Задача всех занятых воспитанием людей – воспитать новое поколение. В третьем тысячелетии необходимо поколение людей, обладающее высоким творческим потенциалом, способное к самостоятельному добыванию новых знаний и владеющее навыком оперативно корректировать имеющуюся картину мира в соответствии с вновь полученными знаниями. Оригинальное мышление – это гарант выживания в борьбе за место под Солнцем в наши дни. Реалии современности предъявляют новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к его начальной ступени – дошкольному образованию. Задача педагога состоит не в том, чтобы найти одаренного гения, а в том, чтобы целенаправленно формировать творческие способности детей, развивать в них гибкость, мобильность, нестандартность мышления.
Детский возраст - период расцвета воображения и важный период для развития этого ценного качества. Что как ни воображение является одним из основ творческого человека. А проявить себя в творчестве является огромным желанием каждого ребенка. Этим объясняется активное стремление ребенка рисовать, лепить, клеить, создавать что-то из бумаги и пр. Только творчество, умение придумывать, создавать новое лучше всего формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и интерес к познанию мира. Поэтому очень важно максимально использовать именно этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей свободен от стереотипов навязанных «опытом жизни» и традиционными представлениями взрослых «как все должно быть», именно это и позволяет детям с легкостью изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, что взрослые давно разучились видеть.
На сегодняшний день очевидно, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере создать условия для формирования в детях всех необходимых качеств, наличие которых диктует нынешнее состояние общества. В классической педагогике формула содержания обучения - «делай как я», иногда «делай, как я сказал». Но необходимо сформировать у детей уменье видеть и решать задачи самостоятельно. А инструмент для решения задач должен дать педагог. Однако «умение видеть задачу» - это и есть ключевой навык, в противном случае нет смысла давать ребенку инструменты для её решения. Всё это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ начал свой путь в дошкольном образовании с 1987 года. Оказалось, что ТРИЗ может использоваться для формирования гибкости, динамичности мышления дошкольников, для развития управляемого воображения, фантазии, творчества детей и давать отличные результаты. ТРИЗ демонстрирует детям мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. Главная цель ТРИЗ-педагога - формирование у детей навыка творческого мышления, т.е. умения творчески находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Это требует определенной подготовки самого воспитателя, его искреннего умения и желания творить, искать и находить новое в обыденном. В ТРИЗ-педагогике развивается понимание причинно-следственных связей. И еще одна важная составляющая ТРИЗ-педагогики – таксономия – наука о порядке. При помощи ТРИЗ ребенок учится систематизировать, объединять объекты по определенному признаку, ранжировать их внутри своей группы. Так у ребенка формируется навык расставлять приоритеты. Ни для кого не секрет, что человек, умеющий планировать, намного эффективнее распределяет свое время и достигает больших результатов, т.к. не тратит время впустую.
Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать что-то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех П. Просто, Последовательно, Постоянно. Попросите ребенка сразу прыгнуть на в длину, например на метр. Он этого не сможет сделать. В лучшем случае он просто расстроится, что не смог, в худшем - в голове зародится мысль, что он вообще не может прыгать высоко, что он — неумеха, чем можно напрочь отбить у него желание заниматься спортом в дальнейшем. Правильнее будет сначала научить его прыгать на 50 см и т.д. Так же и в ТРИЗ – необходимо с раннего возраста тренировать у ребенка не только определенные мыслительные навыки, но и нарабатывать опыт пяти органов чувств: вкусовые ощущения, обоняние, осязание, слух и зрение. В противном случае мы столкнемся с проблемой недостаточности у детей предшествующих знаний и умений для работы с инструментами ТРИЗ. Например, неудовлетворительное владение признаками объектов.
Логика усвоения знаний выглядит следующим образом:
ощущения представления понятия интуиция
Тренировка должна начинаться с создания «багажа» образов, на которые и будет опираться воображение. Затем происходит знакомство со свойствами предметов и объектов, которыми будет в последствии пользоваться воссоздающее воображение. Необходимо сформировать у ребенка навык определения различными способами месторасположения объекта на плоскости и в пространстве, тренировать его зрительную и словесно-слуховую память, готовить мышление к восприятию приемов и методов Развития Творческого Воображения (РТВ) на базе ТРИЗ. ТРИЗ-педагогика учит ребенка не бояться новой информации: если он видит новое слово, то знает, что за ним спрятался какой-то интересный объект, с которым можно и интересно познакомиться. Важный аспект детского развития – это то, что ребенок не ограничивает себя, а открывает новое.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. «Что можно делать ложкой?» (есть, переносить что-то, копать и т.д.)
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. «Много конфет» - Что в этом хорошего? (Можно угостить многих друзей). Что плохого? (Если много съесть, заболит живот).
Следующий этап изобретательства, основная задача которого - научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и пр. Для этого может использоваться, например методы активизации перебора вариантов.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. ТРИЗ-методика формирует у детей уменье придумывать свои сказки, загадки, небылицы да не одну, а обязательно каждый ребенок в группе может и должен проявить себя. Занятия по развитию творческого воображения - это прежде всего игра, импровизация. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. На этом же этапе с помощью определенной методики формируется навык составления рассказа по картине. Кредо ТРИЗ-педагога - "Можно говорить все!". Выслушивать нужно обязательно каждого желающего. Необходимо дать возможность каждому ребенку как можно больше проявить свои возможности и способности, не боясь и не стесняясь возможной неправильности или неточности в ответах или размышлениях. У детей должно формироваться умение возражать воспитателю и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая взамен свои версии, доказывая свою точку зрения. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь возможны только партнерские отношения. Ребенок должен быть окружен непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Сказки близки и понятны детям. Переживая за героя, ребенок хочет ему помочь и что-то изменить. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине» королева-мать очень оригинально сумела определить, настоящая ли принцесса оказалась в их замке. Она положила в кровать принцессы горошину. Неженка-принцесса сразу почувствовала неудобство. Но очень плохо, что принцесса совсем измучилась за ночь, т.к. из-за горошины она совершенно не могла уснуть. Как избавить принцессу от её мучений? Противоречие: горошина должна быть в постели, чтобы «обнаружить» принцессу и не должна быть, чтобы принцесса могла спать. Решение: положить в кровать кусочек льда в полиэтилене. Под воздействием тепла лед растает, и принцесса сможет спать. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Занятия по методу ТРИЗ планируются в любое время: в процессе НОД, во время организации режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Для развития любознательности все ситуации, которые происходят вокруг ребенка нужно обозначать как задачу с противоречиями, ставя перед ним два ключевых вопроса: как это можно сделать (решить)? и как это можно сделать еще? Время прогулки можно использовать для игры. Спросить у ребенка: «Что ты видишь удивительного?» И это будет побуждением к тому, чтобы ребенок внимательней рассмотрел окружающий его мир и заметил интересные детали. Для развития воображения ребенку нужно давать возможность, где только можно придумывать, как сделать так, как еще никогда не было. Постоянно побуждать и поддерживать его стремление к новизне. Можно формировать воображение у детей специально, на каждом шагу – делая ли маме подарок или открытку, сочиняя ли сказку — можно научить это делать оригинально не похоже, чтобы ребенок с гордостью мог сказать – это я так сам придумал! Но не менее важно уменье - даже если ты что-то придумал или изобрел, а ситуация изменилась, не держаться за это решение, лишь в силу того, что именно ты его автор. Необходимо сформировать такое мышление, которое готово отказаться от старого в пользу нового, если это новое более прогрессивно. Открытость, динамичность, гибкость, умение адаптироваться вот те качества, которые нужны в современном мире. И обязательно должна быть определенного рода смелость.
Список используемой литературы:
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.» - Минск: Беларусь, 1994.
Альтшуллер Г.С. Программа «ТРИЗ». – М, 1997.
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. «Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель.» СПб.: изд-во Буковского. 1995.
Кузнецова В. В. , Пыстина Л. А. «Чему учить? И как учить?», - Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий , 1997-2003
Лобанова Е.А. «Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие»
Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С. 1991. "Педагогика+ТРИЗ" N3, 1997, Гомель
Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С. Текст приведен по рукописи, 1993 г.
Источник: Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
Мурашковская И.Н. журнал "Технологии творчества". - 2000. - №1. - с. 20-26
Нестеренко А. "Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике" Журнал «Технологии творчества» №3. - с. 15-24).
Сидорчук Т.А. «Программа формирования творческих способностей дошкольников». – Обнинск, 1998.
Страунинг А.М. «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста» Обнинск.
Успенский П.Д. «Тайные знания. Четвёртое измерение.» - Минск, 1998
Эльконин Д.Б.. «Избранные психологические труды.» М., "Педагогика"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание успешного человека.
Дети, умеющие ставить цели и достигать успеха, часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении....
Консультация для родителей "Воспитание успешного человека"
Консультация о необходимости развития уверенности в себе у ребенка на стадии формирования личности и важности поощрения родителями любых самостоятельных начинаний ребёнка - дошкольника....
ПРЕСС-ЦЕНТР для родителей "Воспитание успешного человека"
Пресс-центр (консультации) несут в себе информаци. (наглядную, словесную) о том или ином явлении в жизни детского сада, группы, на что необходимо обратить внимание родителям.Как стимулировать активнос...
Консультация "Воспитание успешного человека"
Как стимулировать активность ребенка? Как малыша воспитать инициативным? От некоторых родителей можно услышать, что их дети каждый день часами смотрят телевизор, никогда не заглядывают в к...
Воспитание успешного человека
Советы родителям...
воспитание успешного человека
воспитание успешного человека...
Консультация "Воспитание успешного человека"
Воспитание успешного человека. Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в жизни. Результаты многочисленных психологических исследований показывают, что человек считает себя успешным, когд...