Моделирование предметно-пространственной среды
методическая разработка ( группа) на тему
Характеристика компонентов предметно-пространственной среды и организация группового пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_pprs.docx | 22.02 КБ |
model_pprs.docx | 448.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование предметно-пространственной среды
Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модель – представление о системе, отражающее наиболее существенные закономерности ее структуры и процесса функционирования, зафиксированное на некотором языке или в некоторой форме (схемы, конструкции, наборы данных и алгоритмов их обработки, программа и т.д.).
Главное требование к модели – она должна давать новую информацию об исследуемом объекте.
Моделирование включает в себя три этапа: 1. построение модели; 2. работа с моделью (преобразование); 3. перенос знаний, полученных с помощью моделей, на реальную область.
Характеристика компонентов предметно-пространственной среды
Компоненты ППС интегрированных видов деятельности (см. модель РППС группы):
- содержательный;
- материальный;
- организационный;
- личностный.
1. Содержательный компонент среды представляет собой содержательный аспект реализуемой интегрированной деятельности с учетом основной образовательной программы дошкольного образования в ДОО и календарно-тематического плана.
Содержательный компонент среды определяется и конкретизируется содержанием и задачами каждого вида реализуемой детской деятельности в составе интегрированной деятельности.
Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:
- единая тема для всех видов деятельности (согласно календарно-тематическому плану);
- конкретизация компонентов интегрированной деятельности как разновидностей детских видов деятельности и их содержания в рамках общей темы;
- конкретизация содержания и задач по каждому виду реализуемой в детской деятельности в составе интегрированной деятельности.
Содержательный компонент выражается в материальном компоненте (подборе материалов и оборудования в соответствии с поставленными задачами).
2. Материальный компонент представляет собой вещественный аспект среды как совокупность специально подобранных (изготовленных) материалов и оборудования. Именно материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности (познавательно-исследовательской, игровой и т.д.) для реализации опыта ребенка. С позиции ребенка данный компонент может рассматриваться как центральный.
Материальный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:
- материалы и оборудование по реализации всех компонентов интегрированной деятельности в границах заданного содержания и задач (дети, используя материалы и оборудование, реализуют различные образовательные области);
- стимульный материал побуждает детей к реализации своего опыта деятельности с предложенными материалами и оборудованием в границах заданного содержания и задач (н-р, объявление о предстоящей деятельности);
- дидактический материал – обеспечивает решение совокупности задач в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОО (н-р, алгоритм какой –либо деятельности).
3. Организационный компонент представляет собой совокупность пространственных параметров среды, обеспечивающих организацию материального компонента в процессе реализации конкретной (запланированной) интегрированной деятельности.
Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:
- зоны, центры, микроцентры предметно-пространственной развивающей среды в пространстве группы, обеспечивающее реализацию интегрированных видов деятельности;
- способы пространственного размещения и предъявления детям предметно-развивающих материалов по организации запланированных интегрированных видов деятельности, характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами данного центра.
Как осуществляется организация группового пространства?
Нам представляется важным разделить пространство группового помещения на четыре части (зоны):
- зона выбора и самоопределения;
- рабочая зона;
- активная зона;
- спокойная зона.
При этом все части пространства группы (зоны) в зависимости от конкретных задач могут изменяться по объему и местоположению, т.е. имеют подвижные, трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.
Охарактеризуем названные зоны, центры и микроцентры ППС группы.
Зоны выбора и самоопределения. Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастом детей. Педагоги или воспитанники в зависимости от своих замыслов могут в любой момент обратиться к данной зоне, взять все, что им нужно, перенести в рабочую или активную зону и «развернуть» соответствующую деятельность.
Зона выбора и самоопределения может быть представлена пристенными шкафами-накопителями, в которых каждая мебельная секция представляет тот или иной центр и соответствует видам детской деятельности. В ДОО могут быть следующие центры:
- интеллектуальный, центр экспериментирования, конструктивный, способствующие поисково-исследовательской деятельности;
- социально-эмоциональный, речевой, соответствующие коммуникативной деятельности;
- художественно-продуктивный, соответствующий продуктивной деятельности;
- игровой, соответствующий игровой деятельности;
-двигательный, соответствующий двигательной деятельности;
- музыкально-театральный, соответствующий музыкально-художественной деятельности;
- речевой, библиотека, соответствующие восприятию художественной литературы;
- уголок дежурств, соответствующий трудовой деятельности;
- экологические центры, уголки природы, в которых можно организовать виды детской деятельности на природоведческом материале (познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, игровая деятельность).
Рабочая зона. Ее устройству уделяется особое внимание, т.к. в ней осуществляются НОД педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей (по интересам).
Пространство зоны может включать: легкие столы (на 2-3 человека) или общий стол-трансформер, передвижную двухстороннюю доску (складную или на колесах), различные виды модулей, являющихся по своему содержанию микроцентрами (частью каких-либо центров, представленных в накопительной зоне). Рабочая зона может содержать мебельные конструкции, что позволяет детям самостоятельно создавать пространство, «собирать» нужную конструкцию в соответствии со своим замыслом и использовать ее для организации деятельности.
Для решения текущих задач работы с детьми в соответствии с календарно-тематическим планом педагог создает микроцентры детской деятельности, используя динамические модули.
Выделяют несколько видов динамических модулей-микроцентров:
- по конструктивным особенностям (сборно-разборные, модули-трансформеры или стационарные; шкафы, столы, модули-накопители или ширмы);
- по содержанию (ТМ – тематический микроцентр, МД – микроцентр деятельности, МИД – микроцентр интегрированного вида деятельности, УМ – универсальный микроцентр, моделируемый в соответствии с запросами и желаниями детей).
Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в пространстве (например, сюжетно-ролевая игра). В пространстве зоны размещен ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации). Желательно, чтобы хотя бы с одной стороны была стена, которую можно использовать для размещения материалов и оборудования (например, мишень для метания, для лазания и др.).
Спокойная зона. Предназначена для отдыха детей и их уединения. Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика.
Обратим внимание на следующие особенности зонирования: границы зон подвижные.
Зоны могут быть разграничены следующим образом:
- между спокойной и активной зонами размещаются крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;
- между активной и рабочей зонами располагаются перемещаемые стелажи (накопители) с легким оборудованием для двигательной деятельности, объемные напольные модули;
- между спокойной и рабочей зонами размещаются перемещаемые стелажи с настольными играми, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
4. Личностный компонент среды представляет собой совокупность участников интегрированной деятельности и способов их со-активности в процессе реализации запланированной интегрированной деятельности. Данный компонент разрабатывается как характеристика следующих составляющих:
- субъекты деятельности (индивидуальная деятельность ребенка, взаимодействие двух и более детей, ребенка и взрослого), тип реализуемого взаимодействия (сотрудничество, деятельность рядом), характер взаимодействия (на протяжении всей деятельности, на этапе планирования, презентации результатов и пр.) и способы взаимодействия (обсуждение и заполнения графика тренировок, обсуждение и отметка победителей, взаимопомощь, рассказ о совместной работе и др.)
- способы участия детей в создании условий для интегрированной деятельности (изготовление объявления о концерте, оформление выставки работы, подготовка сцены и декораций и др.)
Такая покомпонентная работа (см. модель развивающей предметно-пространственной среды) – лишь первая ступень в построении взаимодействия с детьми. Вторая, и наиболее ответственная, ступень состоит в том, чтобы все эти компоненты свести в единую, целостную и непротиворечивую систему. А чтобы это сделать, необходимо моделирование.
Моделирование ППС – мысленное её построение. С его помощью воспитатель переходит от случайно выбранных компонентов среды, от неясности в их взаимодействии к более детальному, четкому представлению, сознательному построению развивающего пространства.
Моделирование ППС позволяет оптимизировать деятельность ребенка. Благодаря ему воспитательно-образовательный процесс в ДОО становится технологичным.
Смоделировать среду – значит составить модель, направленную на развитие личности посредством педагогического процесса, обеспечить необходимые условия.
Согласно п.3.3.4. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно насыщенной
- предметы- заместители (неоформленный или природный материал);
- разнообразие игрушек (по размеру, назначению)
- наличие динамических игрушек (кугельбаны, волчки, балансирующие игрушки, «шагающие», «лазающие» игрушки).
2. Трансформируемой
(Возможность изменений пространства)
- наличие перегородок, ширм, геометрических модулей, скамеек, больших лоскутов ткани, трансформируемые и мягкие модули;
- использование мебельных и вспомогательных модулей и пр.
Их передвижение с целью создания новых зон и преобразования имеющихся с целью трансформации под конкретную игру.
- Полифункциональной
(Возможность разнообразного использования различных составляющих ППРС):
- использование детской мебели в игре как маркера игрового пространства (стул - машина, стол, накрытый тканью – жилище или нора и т. д;
- возможность выделения зоны для свободной игровой деятельности;
- полифункциональные предметы (не обладающие жестко закрепленным способом употребления), которые можно использовать в качестве предметов- заместителей вместо традиционных игрушек (природные, бросовые материалы)
- Вариативной
- наличие различных игровых пространств: зона выбора и самоопределения, рабочая зона, активная зона, спокойная зона (см. приложение 1)
- разнообразие игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.
- наличие мобильных, разборных уголков;
- возможность уединяться в смежных комнатах (коридоре, спальне)
- предусмотрено обновление РППС группы.
5. Доступной
- свободный доступ;
- удобство использования
- исправность, сохранность;
- Безопасной
- эмоциональное благополучие (экспонирование фотографий детей и членов их семьи, детских рисунков);
- соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (маркировка детской мебели в соответствии п.6.6.Сан.Пин.2.4.1.3049-13).
(См. «Справочник старшего воспитателя» № 12 2015г.
О.В. Дыбина «Моделирование РППС в д/с» - приложение журнала «Управление ДОУ»)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Предназначение педагога- дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас , чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший в ладошку воспитателя, раск...
презентация проекта "Моделирование предметно - пространственной среды в старшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности от 5-7 лет"
Развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной ...
Моделирование предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы в театрально-игровой деятельности
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности , оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.Данная презентация предназначена в помощь при организации пр...
Моделирование предметно-пространственной развивающей среды (игровой макет «Бабушкино подворье»)
Чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, его необходимо погрузить в соответствующую атмосферу. Это возможно путем создания разнообразных уголков природы, создание моделей-макетов. Огромное знач...
Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе
РППС...
Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...
Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...