Характеристика рабочей программы в логопедической группе.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Аннотация к программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_rabochey_programmy_vospitatelya_titovoy_a.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика рабочей программы воспитателя Титовой А.Л.
Рабочая программа разработана для построения педагогической деятельности группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5 - 6 лет, обеспечения гарантии качества образования и создания условий для практического освоения задач образовательных областей, индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Программа разработана в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Программой коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет» автора Н. В. Нищевой, основной общеобразовательной программой МБДОУ в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, и в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);
- Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, родителей (законных представителей). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования, содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса для детей старшей группы. Содержание образовательной деятельности распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому планированию и представляет систему, рассчитанную на 37 недель. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
I. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает:
- Цели, задачи, принципы, подходы, особенности, условия деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основной целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
- Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые определены в программе для данного возрастного периода.
II. Организационный раздел включает в себя:
Организацию жизнедеятельности детей, обусловленную режимом дня при 12 часовом пребывании детей. Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в группе организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы, который корректируется в зависимости от сезона и способствует гармоничному развитию детей.
Особенности организации режимных моментов
Организация режимных моментов включает в себя организацию питания детей, ежедневное чтение, организацию сна, организацию прогулки,.
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Физкультурно - оздоровительную работу:
- Организация двигательного режима детей.
Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, и другие. Предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы группы.
Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь группы, физкультурного зала и спортивных площадок.
При включении детей в двигательный режим педагоги создают условия для возникновения положительных эмоций, что достигается путем положительной оценки, музыкального сопровождения.
Педагоги способствуют постепенному освоению техники движений, целенаправленно формируют физические качества, проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной или самостоятельной).
Двигательная деятельность ребенка обеспечивает удовлетворение органической потребности в движении, воспитание ловкости, смелости, гибкости.
- Оздоровительный режим Организация оздоровительного режима исходит из особенностей этого профиля деятельности - по показателям сравнительных характеристик в течение дня: умственной, физической работоспособности, эмоциональной активности с последующим их подразделением на представителей преимущественно утреннего или вечернего типов, с высокой или низкой работоспособностью. Соответственно этому регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе обучения, воспитания и развития.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников,
их индивидуальных и возрастных особенностей.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая, с последующей обязательной организацией летней оздоровительной работы детей.
С 1 –30 сентября – период адаптации детей, мониторинг, с 15—31 мая – мониторинг.
Для детей от 5 до 6 лет длительность занятия не должна превышать 25 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 45 минут – 1,15 часа. В середине времени, отведенного на занятие, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня предусмотрен определённый баланс различных видов деятельности: совместной, игровой и самостоятельной.
Культурно - досуговая деятельность
В течение учебного года предусмотрены дни психоэмоциональной разгрузки детей. В этот период проводятся оздоровительные занятия с детьми, праздники, развлечения, досуги, организуются экскурсии, выставки, игры.
Условия реализации программы
- Особенности организации предметно-пространственной среды.
При построении развивающей предметно-пространственной среды в группе учитывались основные требования к ней.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровье сберегающей;
• эстетически-привлекательной
- Материально-технические условия реализации основной образовательной программы отражает перечень методической литературы необходимый для полноценного воспитательно - образовательного процесса.
- Содержательный раздел включает в себя
- Возрастные психологические особенности детей 5 – 6 лет.
- Способы и направления поддержки детской инициативы.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
- Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
- Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
- Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
- Двигательная деятельность–форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
- Трудовая деятельность – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать.
- Продуктивная деятельность (конструирование и изобразительная деятельность) – форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
- Музыкально-художественная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя.
- Восприятие художественной литературы – форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
- Тематическое планирование образовательного процесса разработано в соответствии с «Программой коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет» Н. В. Нищевой, по лексическим темам.
Перспективное планирование разработано по следующим образовательным областям:
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие:
Формирование целостной картины мира.
Формирование элементарных математических представлений,
- Речевое развитие
Развитие речи
- Художественно – эстетическое развитие:
Рисование, аппликация, лепка, художественный труд
- Физическое развитие
Или ???????Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно - эстетическое развитие;
● физическое развитие.
5. Содержание работы по региональному компоненту ООП ДО
Программа включает в содержание работы региональный компонент во всех видах детской деятельности:
- по ознакомлению детей с национально-культурными особенностями Донского края, города, района и формированию духовно-нравственной культуры;
- через изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей южного региона при проведении физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.
Реализация регионального компонента осуществляется как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
- Коррекционно – развивающая работа
Программа МБДОУ представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Особенности работы воспитателя в коррекционных группах
Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
характерологическими особенностями
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
Включают в себя: артикуляционную, пальчиковую, коррегирующую мини-гимнастику, вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой: проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе; повторение лексико-грамматических упражнений; упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
- В программе указан список используемой литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа подготовительной логопедической группы
Предлагаю рабочую программу подготовительной логопедической группы на 2014-2015 гг. В содержание рабочей программы входит: целевой, содержательный и организациоонный разделыПланирование данной програм...
рабочая программа подготовительной логопедической группы
в матереалле представлен план работы воспитателя с детьми 6-7 лет на год...
Рабочая программа старшей логопедической группы
Рабочая программа старшей логопедической группы...
Рабочая программа старшей логопедической группы
Образовательная программа рассчитана на реализацию в старшей логопедической группе. Дана храктерчстика возрастных особенностей детей, психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. Раскрыт...
Рабочая программа воспитателя логопедической группы ФФН
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе логопедической группы ФФН (Далее - Программа) разработана как составляющая часть основной общеобразовательной программы структурного ...
Рабочая программа старшей логопедической группы
Данная программа предназначена для детей старшего возраста в логопедической группе. Рассчитана на 1 учебный год. В программе представлены:I. Целевой раздел1.Пояснительная записка2.Планируемые ре...
Рабочая программа старшей логопедической группы с учётом ФГОС ДО (составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Рабочая программа для старшей логопедической группы (от 5 до 6 лет) разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями реч...