для родителей
консультация ( группа) на тему
Бабушки - они поучают нас, они пекут вкусные пирожки, они самые любимые и добрые воспитатели для наших малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babushki_i_vnuki.docx | 550.75 КБ |
babushki_i_vnuki_2.docx | 311.47 КБ |
igraem_vmeste.doc | 87 КБ |
kakie_igrushki_nuzhny_detyam.doc | 99.5 КБ |
gde_i_kak_hranit_igrushki.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Бабушки и внуки
Бабушки - они поучают нас, они пекут вкусные пирожки, они самые любимые и добрые воспитатели для наших малышей.
Как хорошо когда есть самая лучшая в мире бабушка. Она печет ватрушки, играет с внуками в магазин и в доктора, расскажет сказку и разрешит потрошить коробочки и шкатулки столетней давности, наполненные старинными украшениями, красивыми пуговками, фарфоровыми фигурками, бусинками, кружевами, самодельными маленькими куколками.
Ведь бабушки – это ощущение счастливого детства! Это сказки, чтение с очками на носу, вкусные запахи. Бабушкина любовь дает уверенность в себе на всю жизнь!
У бабушки можно выпросить все, чего не добьешься от родителей – сто пятидесятую куклу, мороженое вместо обеда, колечко на пальчик.
Бабушки необходимы детям, потому что у них для внуков много свободного времени, они по мобильному телефону не решают бизнес-вопросы в то время, как надо срочно приделать пластилиновые ушки пластилиновому котику.
Все правда, дорогие бабушки, вы все знаете и умеете, и вы самые лучшие!
Беззаветная любовь и преданность внукам – особый неизученный феномен. Фотографию любимых внуков бабушка достает из сумочки проворнее, нежели бравый ковбой в вестернах выхватывает свой кольт из-за пояса.
Много ли сыщется родителей, способных высидеть двухчасовой концерт маленьких воспитанников музыкальной школы? Этот немыслимый душераздирающий скрип смычков по струнам, кукареканье флейты, барабанную дробь по клавишам пианино?.. Нет! А бабушка с радостью высидит положенное, со вниманием выслушает, чтобы потом с уверенностью всем сказать, что «а наш был самый лучший».
А какое терпение проявляют бабушки при чтении в сотый раз «колобков» и «теремков»! Забывая про свои ревматизмы и артриты, готовя и стирая на благо подрастающих внуков!
Оставить ребёнка с бабушкой – как это всем знакомо и традиционно в наших семьях! И если мама с ребёнком бывает строга, порой и шлёпнуть может, то бабушка – это всегда волшебница, добрая фея, которая и расскажет что-то, и поможет, и сказку почитает, и на прогулку сходит. Бабушка и внуки всегда дружат.
Бабушки, они на то и нужны, чтобы баловать, ведь дети от родителей получает не только ласку, но часто и критику. Но редко можно встретить бабушку, которая будет жёстко критиковать любимых внуков. Да и малыши сами не прочь воспользоваться ситуацией, когда дома только дедушка с бабушкой, искупаться в их внимании, заботе и побаловаться немного.
Бабушка с внуком на бульваре английского города Блэкбёрн
Дети наивны, и они еще не понимают, что бабушка не вечная, поэтому не надо запрещать нашим бабушкам баловать детей. Бабушки и внуки замечательная, но недолговечная пора. Бабушка для ребенка – это всегда символ доброго счастливого детства. Даже вырастая, внуки всё равно тянутся к той, что дарила ласку и тепло. Но старшее поколение уходит. Они уходят, чтобы уступить место молодым. Они уходят, но остаёмся мы, остаёмся с той заботой и теплом, которые они нам дарили.
Давайте любить и беречь наших дорогих бабушек и ценить всё то, что они нам дарят…
Предварительный просмотр:
Бабушки и внуки: как правильно построить отношения
Чего ждать и чего не ждать от старшего поколения.
Кто такая бабушка в современной семье? Бесплатная (а то и платная) няня и домработница? Источник нескончаемого баловства и подарков? Или бодрая дама неопределенного возраста, ни за что не желающая носить "старящий" ее титул? Или все же это символ мудрости, любви, терпения, семейных традиций? О роли бабушек и дедушек рассуждает психолог Татьяна Шишова.
"Побродив" по форумам, посвященным теме бабушек и дедушек, я обратила внимание на устойчивый лейтмотив. Звучит он примерно так: "Бабка не занимается внучкой, а хочет, чтобы та ее любила. А с какой стати ее любить? Любовь внучки надо заслужить!" Порой еще прибавляют что-нибудь презрительное про подарки. Дескать, приезжает раз в неделю (а то и реже) с гостинцами и думает, этого достаточно.
Эти претензии охотно подхватываются, раздуваются. Правда, находится кто-нибудь, кто возразит, что бывают другие бабушки. У них, например, замечательная, безотказная бабушка, по первому зову приезжает с другого конца города: и по хозяйству поможет, и в кружки ребят отведет, и пенсию почти всю на внуков тратит. Но сам утилитарный подход не оспаривается.
Однако дети все понимают правильно! Понимают не умом, а своим детским чистым сердцем, которое им подсказывает, что родных любят не за что-то, а "просто так", потому что они есть. Разве утрачивает для внуков свою ценность бабушка, если она больна и не может помогать, или, допустим, она живет в другом городе или даже стране?
Если маршировать в общество потребления, где главное — твое "я", и чтобы завоевать твое расположение, его надо ублажить, то, разумеется, утрачивает. Если же возвращаться к нормальной человеческой жизни и нормальным человеческим отношениям, то, конечно, нет. Все зависит от системы координат.
Хотя, между прочим, и в чисто утилитарном, прагматическом смысле любые бабушка с дедушкой, в том числе и те, кто совершенно не помогает с внуками, уже оказали им огромную, уникальную помощь. Ведь без них внуки вообще не появились бы на свет! Наши предки всегда помнили, кому они обязаны своим существованием, и даже включили напоминание об этом архиважном обстоятельстве в само наименование бабушек, дедушек и предыдущих поколений, назвав их "прародителями". Современный мир всячески принижает и отвергает ценность дара жизни: "Подумаешь, родили! Дурное дело нехитрое!"
В том, что раньше люди знали и бережно хранили свою родословную, тоже проявлялась благодарность к прародителям, их чтили. И понимание того, что человек обязан своим родителям и прародителям самым дорогим — своей жизнью — было глубоко укоренено в нашей культуре и психологии.
Так что если хотеть воспитать в детях благодарность, имеет смысл начать с воспитания благодарности к бабушкам и дедушкам. А если считаться (тем более при ребенке) со свекровью или родной матерью, кто сколько чего для малыша сделал, то, во-первых, о воспитании благородного человека придется позабыть. А во-вторых, не стоит в дальнейшем рассчитывать на детскую благодарность и по отношению к вам.
Чтобы нормально взрослеть и гармонично развиваться, ребенку необходимо верить, что мир хороший и добрый, что все, особенно родные, его любят. И не только его, но и друг друга. Семья и более широкое родственное пространство должны быть территорией любви и дружбы. Чем больше дружных, любящих родственников, тем спокойней и уверенней чувствует себя ребенок.
Почему ни мира, ни дружбы не получается?
Суть этой проблемы можно выразить буквально в нескольких словах: как только во главе угла оказываются гордыня и эгоизм, как только человек нацеливается на обособление и отделение себя от всех окружающих, тут-то и начинаются конфликты. Особенно со старшим поколением, бабушками и дедушками своих детей. Почему особенно? Да потому, что, во-первых, с близкими меньше церемонятся, а во-вторых, при жизни бок о бок чаще возникают трения на бытовой почве, а значит, больше поводов для обид.
Такие конфликты чаще разгораются по женской линии: между невесткой и свекровью, дочкой и мамой, ведь женщина больше ориентирована на семью, чем мужчина, для которого, при всей его привязанности к семье, ничуть не меньше важны социальный статус, работа, признание в обществе.
Надо сказать, что вообще конфликты нередко возникают, когда меняется привычный ход вещей. Например, многие проблемы взаимоотношений родителей с детьми вытекают из того, что дети в период своего роста и развития все время меняются. Причем изменения эти порой происходят быстро, прямо-таки стремительно. Взрослые же люди далеко не всегда успевают под них подстраиваться. В результате возникают непонимание и напряжение: налаживание новых взаимоотношений происходит практически на ощупь — ведь традиции, регулировавшие и гармонизировавшие отношения былой патриархальной семьи, практически утеряны.
Часто у "среднего звена", то есть у молодых родителей, сохраняются неизжитые детские комплексы, детские претензии к своим родителям, в особенности к мамам, поскольку во многих семьях мамы берут на себя не соответствующую им главенствующую функцию. Тогда начинается сведение счетов, муссирование детских обид. Причем проявляться это может не напрямую, а через внука, который в таких случаях становится заложником скрытой борьбы. Мать не просто воспитывает ребенка, а очень многое делает при этом в пику своей матери, стремится доказать ей, что та была не права. Бабушка, естественно, понимает скрытый подтекст такого демонстративного воспитания, ведь близкие люди чувствуют многие вещи без слов, и ей тоже становится обидно.
А порой и бабушка, стремясь что-то доказать, принижает роль мамы в глазах ребенка. Возникает соперничество, которое трудно преодолеть, если не осознать подоплеку происходящего и не поменять свою позицию.
Гримасы инфантилизма
Очень часто именно во взаимоотношениях с бабушками и дедушками ребенка проявляется не до конца преодоленный инфантилизм мам и пап. Что, в сущности, стоит за двумя основными претензиями: "не помогают" и "вмешиваются"? А стоит за ними инфантильное желание брать, ничего не отдавая взамен. Это избалованный ребенок уверен, что все должны его ублажать, а он ничего никому не должен. Но людям, повзрослевшим настолько, что они смогли обзавестись детьми, важно переходить в другую возрастную категорию. Взрослый человек, в отличие от ребенка, знает, что игры в одни ворота не бывает. Это неправильно и нечестно.
Начать с того, что бабушки и дедушки не обязаны помогать с внуками. Родители своих детей содержать и воспитывать обязаны, а бабушки и дедушки — нет. Так что претензии тут в принципе неуместны. Все, что они делают, они делают из любви. А то иногда складывается впечатление, что самой матери ребенок не очень-то нужен. Она просто сделала одолжение бабушке и дедушке, родив им внука. Дескать, вы хотели — получите.
Конечно, и старшее поколение может порой вести себя инфантильно. Скажем, когда бабушка тайком сует внуку сладости, прекрасно зная, что у него от этого аллергия. Или когда дед, привыкший жить под телевизор, не желает поступиться своей привычкой даже на те несколько часов, что проводят в его доме внуки. Хотя ему уже сто раз объясняли, что, насмотревшись "ужастиков", малыши потом боятся засыпать одни.
В таких случаях родители встают перед сложным вопросом "что делать?". Общение с бабушкой и дедушкой нужно, да и ребенок к ним рвется. А возвращается домой взбудораженным, непослушным, капризным...
Без потерь из такой неприятной ситуации выйти нельзя, потому что для ребенка последствия в любом случае будут отрицательными. Чтобы не дискредитировать старшее поколение, можно закрыть на происходящее глаза и ничего не говорить сыну или дочери, а при этом стараться, чтобы он меньше у них бывал. Но рано или поздно ребенок задаст вопрос: "почему дома одни правила, а у бабушки другие?", и придется ему объяснять, и эта правда будет их дискредитировать. Второй возможный способ — воздействовать на ребенка наказанием. В том числе не пуская его к бабушке за то, что он нарушает родительские запреты. Но ведь это тоже дискредитация старшего поколения! Так что тут дело за старшим поколением, которому следует проявить не инфантильный эгоцентризм, а более приличную возрасту мудрость и прислушаться к просьбам родителей.
Но все-таки чаще старшее поколение проявляет не инфантилизм, а, наоборот, чрезмерную ответственность, слишком много берет на себя и тем самым тормозит взросление молодых родителей. Мало того, что многие из них гораздо дольше, чем следовало бы, экономически зависят от своих папы с мамой. Тут, предположим, значительная часть вины лежит на государстве. Подавляющее большинство молодых семей даже при упорнейшей работе пока не в состоянии на свои деньги приобрести жилье. И с заработками в разных местах дела обстоят по-разному. Еще недавно бабушкам не приходило в голову приезжать издалека, чтобы отвести внуков в кружок или приготовить в доме невестки обед — подобные проблемы молодые решали сами. А нынче это довольно распространенная практика: бабушка, которой, между прочим, приходится еще и работать, поскольку никто не собирается ее содержать, выкроив время, мчится к внукам, чтобы подменить их маму. Надо же супругам развеяться, в гости сходить или в кафе! А то сын говорит, Анечка совсем дома закисла, нервная стала, на детей срывается...
Симптоматично и то, что героизм таких бабушек, в любую минуту готовых кинуться на амбразуру, как правило, остается неоцененным.
Большие мама с папой
"Бабушка" в переводе со многих языков звучит как "большая мама", а "дедушка" — "большой папа". Что это означает в реальной жизни? В чем, так сказать, специфика? И каково место бабушек и дедушек в структуре семьи? Как родителям гармонизировать отношения с ними, чтобы структура не нарушалась и всем было хорошо?
Ведь не секрет, что в наши дни у бабушек, которые в свое время упустили шанс стать многодетными матерями и ограничились одним-двумя детьми, зачастую запоздало просыпается материнский инстинкт, и тогда они пытаются вытеснить мам с их законного места, заняв его сами. Делается это, разумеется, под благовидными предлогами: мама молода и неопытна, слишком занята учебой, карьерой и т.п. В таких случаях семейная структура нарушается, и возникают проблемы.
Для среднего же звена (т.е. мамы с папой) основная сложность, на мой взгляд, заключается в умении соединить выполнение заповеди о почитании своих родителей и построение собственной семьи. Это бывает особенно трудно, когда молодая семья живет под одной крышей или рядом со старшими. Поэтому от бабушек и дедушек требуется такт и соблюдение определенных границ. Нельзя совсем отстраняться ("пусть живут, как знают"), но нельзя и диктовать свою волю, иначе новая семья так и не станет семьей. В то же время надо иметь в виду, что в распоряжении бабушек и дедушек есть очень действенное средство. Наказывать своих выросших детей они уже не могут и не должны, а могут только убеждать и советовать. Но эти словесные методы воздействия имеют огромную силу, поскольку материнское и отцовское слово особое.
Что же касается особой роли бабушек и дедушек в жизни внуков, то сейчас, под влиянием прагматизма, бабушка подчас воспринимается молодыми мамами просто как лучший заменитель няни. В психологических статьях даже встречаются советы платить бабушкам деньги за их труд. Дескать, ничего в этом зазорного нет. Наоборот, она будет чувствовать, что ее труд оценен! Такой подход — следствие уничтожения традиционных семейных ценностей, семейной иерархии. Можно найти много других, гораздо более тактичных способов материальной поддержки, чтобы это не пахло работой по найму, а означало заботу и благодарность. Как и должно быть между родными людьми.
Самой главной функцией старшего поколения всегда считалось — и до сих пор считается в обществе, которое не хочет утратить свою культуру! — приобщение внуков к духовному миру взрослых. Бабушки и дедушки передают внукам традиции, знания, опыт, накопленный предыдущими поколениями. Родителям крайне важно побуждать внуков интересоваться у бабушек и дедушек, как все было в их далеком детстве и юности. За каждодневной суетой мы часто забываем об этом, нам кажутся гораздо более значимыми другие вещи. А потом спохватимся, но поздно: уникальные знания и воспоминания навсегда унесены стариками в могилу.
Родители, будучи промежуточным звеном между внуками и бабушками-дедушками, должны стараться соединять, а не разобщать поколения. А для этого, зная сильные стороны своих мам и пап, направлять их взаимоотношения с внуками так, чтобы бабушки и дедушки стали для ребят незаменимыми. Одна бабуля легка на подъем и с удовольствием ходит с ребятами в театры, музеи, на выставки. Прекрасно! Другая обожает разводить огород, сажать цветы, собирать в лесу грибы, знает название каждого кустика и травинки. Дед — заядлый рыбак, автомобилист, любитель футбола... Любое позитивное увлечение бабушек и дедушек пойдет на пользу внукам, пробудит у них ответный интерес, на волне которого, вполне вероятно, раскроются какие-то их способности. И конечно, запомнится, пополнив копилку бесконечно милых воспоминаний о детстве...
А главное качество, которое внуки ценят в бабушках и дедушках — это доброта. Так повелось испокон веку, и в этом тоже есть глубокий смысл. В отношениях стариков к внукам меньше самолюбия. Их не терзает горделивая мысль, которая нередко мешает родителям принять и понять ребенка: "Как же так?! У меня — и такой сложный, непутевый сын (дочь)!" У них нет боязни, что общество их осудит, поскольку общество спрашивает за ребенка с родителей, и родителям, а не бабушкам и дедушкам, приходится оправдываться перед окружающими, если ребенок чего-то не знает, не умеет, как-то не так себя ведет. Поэтому старики менее критичны, у них больше безусловного принятия ребенка. И, как правило, больше жалости, потому что вместе с мудростью приходит и жалость к людям.
В то же время многие пожилые люди повышенно тревожны. Поэтому бабушки склонны детей кутать, перекармливать, чересчур опекать. Но это все мелочи (если, конечно, ребенок не полностью на бабушкином попечении) по сравнению с тем зарядом любви и заботы, который внуки от них получают. "Была б моя бабуся, никого не боюся, бабушка — щиток, кулак — молоток" — гласит одна пословица.
Вот уже почти сорок лет, как нет одной моей бабушки, и пятнадцать — другой, а тепло, которое они мне дарили, до сих пор согревает мою душу. Возвращаясь из очередной командировки, я ловлю себя на том, что все еще подсознательно жду звонка. "Как съездила?" — бабушка Шура всегда помнила о дне моего приезда и часто умудрялась позвонить в тот самый момент, когда я переступала порог. Как она подгадывала, что я уже дома, не знаю, тогда ведь не было сотовых телефонов. Наверное, сердцем чуяла, этой самой чуткой антенной — антенной любви.
Татьяна Шишова,
педагог, член Союза писателей России
Предварительный просмотр:
Играем вместе
Какие сюжеты лучше выбрать для игр с малышом и как в них правильно играть, чтобы игра не только развлекала, но развивала и обучала Вашего ребенка.
Как и любому другому навыку, играть детей нужно учить. И главный способ учебы - подражание.
Сначала играйте вместе с ребенком. Пусть малыш наблюдает за Вами и повторяет. Затем переходите к игре по образцу. Вы показываете, как нужно поступать (например, готовить воду для купания куклы, намыливать мочалку, вытирать игрушку), а затем малыш пусть делает это самостоятельно. Когда эти навыки освоены, ребенок может играть сам – стоит лишь затеять игру и предложить конкретные условия.
И так, в какие сюжетно-ролевые игры лучше играть? Это могут быть: «Семья»; «Транспорт»; «Магазин»; «Больница»; «Строительство»; «Парикмахерская»; «Детский сад»; «Школа» и др.
Играем в «Семью»
Это самая любимая игра детей. Она уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределить роли между всеми желающими. Причем папой может быть и 3-х летний малыш, а «настоящая» мама может использовать роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т.д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама – хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А еще в семье могут быть дедушки, бабушки, тетя, собака, кошка и т.д.
В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».
Приведем несколько примеров самых любимых «семейных» детских игр. Каждая из них чему-то учит, что-то воспитывает и доставляет удовольствие.
«Маленькие помощники»
Мамам знакома ситуация: домочадцы не помогают по дому, несколько раз надо просить убрать игрушки. Выбросить конфетные обертки, сложить в шкаф книжки. Такую проблему и помогает разрешить эта игра.
Цель. Научить малыша выполнять ту или иную домашнюю работу, показывать, что это не только необходимо, но и интересно, ведь к каждой работе можно подходить весело и с фантазией.
Что понадобиться? Сюжетные картинки (можно из детских книжек). На которых изображены бытовые сцены, например: все члены семьи, помогают маме убирать квартиру, накрывать на стол, готовить обед, стирать белье. Также отберите соответствующие игрушки.
Как играть. Распределите роли и разыграйте ситуации из жизни: стираем, убираем, гладим, варим суп, пылесосим и т.д.
«Одеваемся на прогулку»
Многие малыши не умеют самостоятельно одеваться, и, когда они идут в д/с, это становиться для них большой проблемой. Но часто дети не хотят это делать не потому, что ленятся, а потому, что не умеют.
Цель. Сначала научить малыша понимать общие понятия – «одежда», «обувь», правильно называть вещи. Затем – освоение навыков одевания. Ведь это очень сложно: понять, где перед, а где зад, где лицо, а где изнанка, как застегнуть – расстегнуть пуговки или молнию, что означает «зашнуровать, завязать, повесить на крючок»
Что понадобиться. Лучше всего подойдет большая кукла, у которой есть гардероб: платья, шапочки, кофточки, носочки, туфельки. Подберите вещи для разных сезонов. Особенно интересна для малыша одежда настоящая, но маленького размера.
Как играть. При разработке сюжета не забудьте о тематической картинке. Подойдет, например, рисунок, на котором изображена прогулка в заснеженном лесу. Затем приступайте к выбору одежды, одеванию и переодеванию куклы.
«Приглашаем к столу»
Часто приходиться краснеть за своего ребенка, когда он «некрасиво» ведет себя за столом. Уж, казалось бы, сколько раз делали ему замечания, а он так ничего и не усвоил. Родители, помните: одно дело в 101-й раз услышать инструкцию, и совсем другое – разыграть ситуацию!
Цель. Малыш запомнит названия предметов мебели. Посуды. Освоит понятия «справа», «слева», «большой», «маленький». Ребенок почувствует себя самостоятельным, поймет, как должен вести себя хозяин и как нужно вести себя в гостях. И, конечно, же, будет учиться быть внимательным ко всем и быть внимательным самому.
Что понадобиться. Стол и стулья (настоящий или игрушечный, для кукольной семьи). Скатерть, салфетки, чай, еда (но это не обязательно, можно играть «понарошку»).
Как играть. Накрыть стол скатертью и сделать правильную сервировку. Распределить, где кто будет сидеть. Вежливо пригласить всех к столу, предложить угощения.
«Купание куклы»
Очень часто малыши не любят купаться, мыть голову, переодеваться! Всегда уговоры, слезы, «не хочу», «не буду». Но если дети побывают кукольными родителями, то больше эти капризы не повторятся.
Цель. В первую очередь дать малышу возможность проявить о ком то заботу. Так же ребенок легко выучит название разных туалетных принадлежностей.
Что понадобиться. Куклы, которых можно помочить в воде (пупсы), таз, вода, мыло, мочалка, полотенце, халатик.
Как играть. Последовательно воссоздать цепочку действий купания куклы: наливаем воду в таз. Пробуем, не слишком ли горячая вода, раскладываем по местам мыло, полотенце, халатик. Когда все готово, раздеваем куклу, погружаем в воду, трем мыльной мочалкой, ополаскиваем, вытираем, надеваем на нее халатик. Затем, укладываем ее, спать и поем колыбельную.
Еще с малышами можно поиграть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Завтрак куклы», «Утро в семье», «Семейный выходной», «Автобусная поездка», «Помогаем маме стирать белье (мыть посуду)», «Большая уборка», «Лечим больного ребенка», «День рожденье куклы», «Мишка и кукла в детском саду» и т.д.
Сюжетно-ролевые игры имеют еще и психотерапевтическое значение. Например, если ребенок боится воды, то игра «Купаем куклу» помогает справиться с этой проблемой. А малышу, который вечером с трудом засыпает, нужно предложить поиграть в игру «Кукла хочет спать».
Если ребенок не хочет ходить в д/сад, то в процессе игры «Детский сад» родители поймут, что именно не нравиться их малышу. Стоит только внимательно понаблюдать за тем, как именно играет ребенок, что он говорит от имени воспитателя, няни, других детей. Таким образом, Вы обязательно увидите и узнаете, что же больше всего беспокоит малыша – тревожащая их ситуация в игре обязательно проявиться. Благодаря этой игре, тот кроха, который еще только пойдет в д/сад или тот, который пока еще не привык к нему, быстрее адаптируется к новой обстановке.
Если ребенок боится докторов, а ему предстоит сдавать анализы, поиграйте с ним в поликлинику – так малыш подготовиться к предстоящим процедурам.
Фантазируйте, играя с ребенком, и у Вас все получится!
Предварительный просмотр:
Какие игрушки нужны детям?
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.
Выбор игрушек самим ребенком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребенку, которому в этом плане неповезло и родители не покупают ему игрушек.
Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это.
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г. Л. Лэндрет "Игровая терапия: искусство общения" приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться. Не все они покупаются в магазине, многие можно сделать самим родителям, и от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.
Игрушки из реальной жизни
Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию!
Солдатики, ружья, мячи, надувные "груши", подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т. д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения!Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
Дарите своим детям радость не ТОЛЬКО В ДНИ РОЖДЕНИЯ И НОВЫЙ ГОД, НО И ПРОСТО ТАК, ОТ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ!
Ведь дать ребенку игрушку это совсем не то же самое, что приобрести крючок для ловли определенной рыбы или запчасти для машины, каждая из которых имеет свое точное назначение. Мы покупаем игрушки, прежде всего потому, что любим своих детей и знаем, как порадуются малыши.
ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ:
1) деревянная доска;
2) лошадка-качалка;
3) большие картонные коробки разных размеров, чтобы залезать в них и вылезать;
4) уличная песочница и ведерко с лопаткой;
5) маленький стул-качалка;
6) игрушки-каталки (бабочки, звери на колесах и т. п.);
7) маленькая кукольная коляска;
8) музыкальная шкатулка (нажми и заиграет музыка);
9) игрушечная горка (влезть и скатиться);
10) мячи, книжки, пластинки, куклы, мягкие, резиновые, пластмассовые зверюшки;
11) уличный игрушечный детский домик;
12) игрушечные машинки, грузовики, танки;
13) игрушечные молотки, ножницы;
14) игрушечный ксилофон;
15) две игры в воде: пластмассовые лодки, мячи, ведра;
16) игрушечный телефон со звонком и диском для набора номера.
ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ:
1) мячи, книги, пластинки, куклы; мягкие, резиновые, пластмассовые зверюшки, кубики, лошадки;
2) маленький трехколесный велосипед;
3) пластилин или глина для лепки;
4) доска с белыми и цветными мелками;
5) специальный стенд, на который легко прикалывать все что угодно;
6) листы бумаги, ножницы с закругленными концами;
7) цветные карандаши, фломастеры, краски;
8) маленький столик или парта со стульчиком;
9) санки;
10) тележка;
11) качели и гимнастический комплекс;
12) игрушечные счеты и доска для закрепления цифр;
13) фонарик;
14) садовые инструменты;
15) игрушечные хозяйственные принадлежности;
16) краски;
17) недорогой кассетный магнитофон или плейер;
18) ритмовые музыкальные инструменты - барабан, колокольчик, треугольник, тамбурин;
19) несложные составные картинки-загадки;
20) игрушечная мебель, посуда, кухонные принадлежности и т.п.;
21) сборно-разборные игрушки (конструкторы);
22) игра "Одень куклу" (для детей обоего пола).
ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ ЛЕТ!
1) усложненные варианты всего, что было раньше, в том числе мячи, пластинки, книги, кубики, оборудование для игр на воздухе;
2) игрушки, имитирующие инструменты врача, шофера, портнихи и т.п.;
3) плотницкий и садовый инструмент, включая тачку;
4) крупные движущиеся игрушки (автомобили, вагоны);
5) материалы для занятия искусством, поделками: цветная и белая бумага, мелки, карандаши, подрамники, смываемые краски, фломастеры, клей, скотч;
6) простые настольные игры;
7) игры для обучения счету: домино, фишки, часы;
8) несложные головоломки;
9) калейдоскоп;
10) коньки, санки, лыжи;
11) куклы-марионетки;
12) бассейн для купания;
13) несложные конструкторы;
14) книжки для раскрашивания;
15) игрушечные грузовики, автомобили, самолеты, поезда, бульдозеры, подъемники;
16) надувные игрушки;
17) игрушечные домики для кукол;
18) математические игры;
19) разнообразная мозаика;
20) резиновый штамп с набором букв, чтобы ребенок мог составлять слова и делать оттиски;
21) скакалки;
22) веревочные лестницы, подвесные канаты, брусья.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.
Вспомните фильм "Игрушка", где сын миллионера жил в огромном доме, имел кучу роботов, машин, компьютеров, но был одинок, пока не нашел себе друга-человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть.
Так играйте со своими детьми!
Предварительный просмотр:
Где и как хранить игрушки?
Хранение игрушек
Помните, что складывать игрушки по горизонтали лучше, чем по вертикали: небольшие предметы теряются или ломаются под грузом, если лежат на дне большого ящика или коробки.
Постройте полки из кирпичей и досок, но не столь высокие, чтобы они могли опрокинуться. Пространство внизу можно использовать как гараж, куда можно закатывать автомобили, а на полках сверху – разместить книги и игрушки.
Поставьте деревянный или металлический раздвижной шест-«елочку» от пола до потолка, на котором можно развесить мягкие игрушки, – это и красиво и удобно.
Купите на фабрике пакет маленьких пластмассовых колец. Пришейте их к уху каждой мягкой игрушки. Теперь их можно повесить на домашнюю «елочку», но в пределах досягаемости для малыша. Или прикрепите полоску липучки к стене на уровне рук ребенка и к спине каждой игрушки пришейте или наклейте липучку. Теперь ребенок может прикрепить игрушку к стене.
Игрушки, хранящиеся во дворе, можно держать в большом пластмассовом контейнере для мусора (имеющего крышку). Им можно пользоваться и дома.
Или сшейте мешок из старых тюлевых занавесок, чтобы игрушки, в нем хранящиеся, были видны. Сверху сделайте затягивающий шнурок.
В углу детской комнаты повесьте гамак. В него можно складывать игрушки, которые будет легко достать. Или сделайте импровизированный гамак: сложите детское одеяло в треугольник, прикрепите его одним углом в угол, а двумя другими – к стенкам.
Где держать игрушки
• Небольшие чемоданчики;
• Большой почтовый ящик;
• Старая коробка для судков с обедом хороша для. хранения строительных блоков, автомашин и платьев для кукол. Можно воспользоваться портативной коробкой для аптечки, чтобы сложить их в вашем автомобиле;
• Старая коляска;
• Мешок для грязного белья, повешенный на крючке, прикрепленном к стене;
• Коробка для свитера или другой одежды с пленочным верхом, чтобы ребенок видел, что в ней лежит, не открывая;
• Сетки для грязного белья. Они обычно имеют завязки или замок-«молнию»;
• Пластмассовый надувной бассейн для малыша может вместить очень многое. Ребенку будет легко и интересно в нем копаться, разыскивая нужную игрушку;
• Корзины, прикрепленные к стене. Ящики для рыболовных принадлежностей;
• Проволочная тележка на колесиках. или пластмассовые корзинки, которые можно укладывать штабелем (тоже на колесиках);
• Овощные ящики, укладывающиеся штабелем;
• Пластмассовый поддон для сушки посуды после мытья (для книг и пластинок; в отделение для столовых приборов можно положить карандаши и маркеры);
• Пластмассовый поддон для сушки посуды идеален для книг; ребенок может их быстро перебирать;
• Три, пять или семь жестяных квадратных банок или пластмассовых контейнеров для мороженого можно склеить вместе таким образом, чтобы отверстием они смотрели в одну сторону, и окрасить. Поставить конструкцию боком, как этажерку для винных бутылок в баре, и хранить в ячейках маленькие игрушки или материал для поделок;
• Большой бак для мусора с откидывающейся крышкой;
• Большие картонные коробки из-под мороженого;
• Большие тяжелые коробки, обрезанные для удобства ребенка и оклеенные обоями или декоративной бумагой;
• Коробки из-под памперсов;
• Нарисуйте вещь, которая должна храниться в этом месте, или вырежьте ее изображение из журнала. Приклейте к коробке, чтобы ребенок сразу видел, что в ней содержится или должно быть в нее убрано.
Манипулирование игрушками
Повесьте настенную сумку с ячейками для обуви с внутренней стороны стенки манежа для хранения маленьких игрушек. Для ребенка будет развлечением процесс укладывания игрушки в ячейку и извлечения ее оттуда.
Купите ребенку недорогую коробку, чтобы он складывал туда игрушки, играя «в склад». Задвигайте ее под кровать.
Прикрепите к пластиковому пакету для грязного белья веревочные ручки и сложите в него несколько игрушек. Даже очень маленький ребенок сможет таскать этот пакет за собой из комнаты в комнату, чтобы держать при себе игрушки. (А когда вашему ребенку это надоест, вы найдете пакету другое применение в хозяйстве.) Обычно ребенок начинает с того, что вытаскивает этот пакет из-под кровати.
Посоветуйте родителям, которые собрались к вам в гости с ребенком, прихватить с собой пару игрушек, чтобы дети могли ими поменяться.
Уложите на пол простыню, чтобы было легче собрать мелкие игрушки или строительные блоки. Когда игра закончится, возьмите простыню за углы и ссыпьте все вместе в нужную коробку.
Если у вашего ребенка игрушек больше, чем он может использовать одновременно, спрячьте часть из них на несколько месяцев. Когда вы их достанете, спрячьте несколько других. Каждый раз для ребенка они будут выступать в роли новых. Можно рассортировать игрушки по комплектам в несколько пластиковых сумок и каждый день давать ребенку очередную.
Превратить вечернюю уборку игрушек в игру типа «Аукцион» (вы выкликаете на- звание игрушки, а ребенок ее кладет на место). Или игру в «цвета»: «Я вижу в комнате что-то синее». Ребенок догадывается, о чем идет речь, и прячет игрушку на место. Или организуйте соревнование «Кто быстрее»: папа с мамой помоют посуду или ребенок разложит игрушки по местам.
Дайте ребенку возможность принять решение о необходимости расстаться с той или иной игрушкой. Если ребенок склонен к накопительству, такое решение скорее всего вам придется принять самой.
Наклейте на семь коробок ярлычки по дням недели. Разложите игрушки по коробкам и сложите коробки в шкафу или другом подходящем месте. Пусть ребенок играет с игрушками из коробки соответствующего дня. Вам придется собирать меньшее количество игрушек, а у ребенка каждый день будут как бы новые.
Заведите на кухне красивую корзинку для маленьких игрушечных мелочей, которые попадутся вам в том или ином месте дома во время ежедневной уборки. В конце дня их можно рассортировать, а ваш ребенок будет знать, где искать недостающие детали.
Пометьте любимые игрушечные автомобили ребенка лаком для ногтей снизу, когда берете их с собой на прогулку. В таком случае на детской площадке не будет споров о том, кому принадлежит та или иная игрушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...