Мастер-класс
учебно-методический материал ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "Организация работы творческой группы в образовательном учреждении"
Кулешова Татьяна Андреевна, старший воспитатель
Цель:
- помочь педагогам в организации творческой группы;
- познакомить с этапами работы творческих групп, с планированием работы на год;
- воспитывать взаимопонимание, умение работать в группах.
Форма проведения: мастер-класс.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки на каждую группу «Качества творческого педагога», «Схема годового плана», на каждого педагога «Заповеди творческой личности», анкета «Мои результаты».
Литература:
- Кирзиенок И.В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении//Управление дошкольным образовательным учреждением – научно-практический журнал, № 7 – 2011 г.
- Ситникова И.К. Организация работы творческой группы педагогов ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 5 – 2012 г.
План мероприятия:
- Вводная часть;
- Блиц-игра;
- Определение цели и задач;
- Работа в группах;
- Упражнение – разминка «Карандаши»;
- Выступление лидеров групп;
- Заключительная часть.
Ход мероприятия
1. Вводная часть:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники мероприятия!
Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что единственная на земле настоящая роскошь – человеческое общение. В процессе общения, как известно, происходят многие удивительные вещи: передается необходимая информация, обсуждаются важные вопросы, решаются многие проблемы».
Чтобы наше общение было приятным и полноценным, необходимо познакомиться. «Будем знакомы!» - так говорим мы, когда хотим познакомиться. «Будем знакомы!» - говорим мы и улыбаемся.
Я предлагаю следующее задание:
Необходимо придумать предложение, в котором фигурирует ваше имя «меня зовут…». Например, «Меня зовут Елена Геннадьевна, я очень люблю рисовать». (Участники знакомятся). Итак, знакомство состоялось.
2. Блиц-игра:
Ведущий: Теперь настроимся на работу. В этом нам поможет блиц – игра. Правила этой игры простые: быстро отвечать на предложенные вопросы, предварительно подняв руку. (см.. приложение 1)
3. Определение цели и задач мастер-класса:
Ведущий: Я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча под девизом, который принадлежит американскому психологу Джону Гордону: «Хватит повторять старые ошибки, пора делать новые – это и есть творчество» (демонстрация этого девиза).
Личность педагога находится в центре учебно–воспитательного процесса. Известно, что результатом педагогической деятельности являются, с одной стороны, формирование мира воспитанников, их жизненной позиции, общей культуры, а с другой – создание нового эффективного опыта работы, развитие личности самого педагога, рост его профессионального мастерства. Нельзя заставить педагога быть творческим. Он должен сам захотеть этого. Задача руководителя – побудить педагога к творческой деятельности, т.е. создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности работой создается в творческой группе.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы, касающиеся заявленной темы. Наше взаимодействие будет проходить в режиме работы творческой группы, будут использовать методы и приемы, характерные для этой формы организации.
4. Работа в группах
Задание 1. (время выполнения 3-5 минут)
- Выберите в своей группе «лидера», «секретаря».
- Назовите свою команду.
Инструкция:
- найдите объединяющую вас тему (темы могут быть выбраны по основным видам деятельности: экологическое воспитание дошкольников, игровая деятельность, трудовая деятельность, театрализованная деятельность, основы безопасности жизнедеятельности, по подготовке детей к школьному обучению, и др.)
- придумайте девиз вашей творческой группы.
Данное задание соответствует разминке «Назовем команду».
Задание 2. Далее необходимо проранжировать качества творческого педагога, которые даны в таблице 1 и проанализировать результат.
Таблица 1
КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО ПЕДАГОГА
Качества творческого педагога | Число балов па рангу |
Научное мышление |
|
Высокий уровень педагогического мастерства |
|
Педагогическая интуиция |
|
Потребность в творческой деятельности, самосовершенствовании |
|
Умение проводить критический анализ и самоанализ педагогической деятельности, умение предвидеть новое, выстраивать перспективу |
|
Способность к управленческой деятельности |
|
Инициативность и активность |
|
Богатое воображение и нестандартное мышление |
|
Целеустремленность и волевые качества |
|
Проявление высокой эрудиции, культуры педагогического труда |
|
Задание: выбрать три качества, набравшие наибольшее количество баллов:
Подводится итог ранжирования, в котором указывается три качества, присущие творческому педагогу. Участникам вручается памятка «Заповеди творческой личности».
ПАМЯТКА «Заповеди творческой личности» (разработаны профессором Вайнцвангом)
|
Задание 3. Что же такое творческая группа? В чем ее отличие от проблемной группы? У вас на столах имеются словари. Вы должны с ними ознакомиться (время 5 минут) и предложить свои варианты определения творческой и проблемной групп.
Подводится итог данной работы. На экране появляются определения «Творческая группа», «Проблемная группа».
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА – это группа педагогов, объединенная общей целью – созданием нового, никогда ранее не существовавшего педагогического продукта (авторской программы, методики и т.д.), участвующая в творческой деятельности.
ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА – группа педагогов, объединенная общей целью – решением сложных вопросов и проблем, участвующая в поисковой деятельности.
Задание 4. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть таблицу «Этапы работы творческой группы» и с помощью ее составить план работы вашей творческой группы по выбранной вами теме на год.
Таблица 2
ЭТАПЫ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Этапы работы творческой группы | Цель этапа |
Подготовительный | Определение цели, задач исследовательской деятельности |
Диагностический | Сбор информации |
Формирующий | Расширение научно-методической базы, развитие педагогического творчества и группового взаимодействия |
Аналитический | Анализ полученной информации |
Действующий | Планирование, регулирование; Создание методической базы: рекомендации, бюллетени и др. |
Заключительный | Обобщение, формирование выводов |
5. Упражнение – разминка «Карандаши»
Суть упражнения состоит в удержании карандашей и ли авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг против друга на расстоянии 70-90 см. и пытаются удержать два карандаша (или две ручки), прижав их концы подушечками указательных пальцев.
Задание: не выпуская карандаши или ручки, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания участники группы встают в круг (расстояние между ними 50-60 см.), карандаши (или руки) зажимаются подушечками указательных пальцев соседей. Участники, не опуская карандашей, синхронно выполняют следующие задания:
- Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение;
- Вытянуть руки вперед, отвести назад;
- Сделать шаг вперед, два шага вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга);
- Наклониться вперед, назад, выпрямиться;
- Присесть, встать;
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
- сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки);
- использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;
- держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;
- выполнять упражнения с закрытыми глазами.
Если упражнения выполняются под медленную музыку, то в круге можно устроить настоящий танец.
Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Вопросы для обсуждения
- Какие действия должны выполнять участники, стоящие в круге, чтобы карандаши не падали?
- На что нужно ориентироваться при выполнении этих действий?
- Как установить с окружающими необходимое взаимопонимание?
6. Выступление лидеров групп
Лидеры групп представляют планы работы своей творческой группы на год.
7. Заключительная часть.
В процессе работы были раскрыты важные вопросы, касающиеся организации творческой группы в образовательном учреждении. Уверенно можно сказать, что развитие личности педагога, как и воспитанников, происходит в деятельности, в процессе общения, накопления опыта работы. Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В психологическом аспекте творчество предполагает наличие мотивов, способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Поэтому объединение в творческие группы – пример эффективного развития личности педагога.
Предлагаю ответить на вопросы анкеты
МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Во время знакомства
Я услышала ____________________________________________________
Я почувствовала ________________________________________________
Я увидела ______________________________________________________
Я узнала _______________________________________________________
2. Во время работы в творческой группе (название) _______________
Я услышала ____________________________________________________
Я почувствовала ________________________________________________
Я увидела ______________________________________________________
Я узнала _______________________________________________________
3. Работа творческой группы похода на:
- полет в самолете, так как ___________________________________________________________________________________________________________________________
- дирижирование оркестром, так как __________________________________________________________________________________________________________________
- кулинарию, так как _______________________________________________________________________________________________________________________________
4. В процессе работы на мероприятии я ______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...