Консультация для воспитателей "Режиссерская игра"
консультация ( группа) на тему
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА -
ее особенности и значение для развития ребенка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА
ее особенности и значение для развития ребенка-дошкольника
Этот вид детской игры чаще видят родители, чем воспитатели. Дело в том, что в режиссерские игры ребенок играет, как правило, один. Эту игру он затевает с игрушками, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Играть в режиссерские игры дети начинают еще в раннем возрасте, а расцвет их приходится уже на младший школьный возраст, когда сюжетно-ролевая игра уже «сходит со сцены». Очевидно, что столь значительное место в игровом опыте ребенка эти игры занимают не случайно. В чем состоит особое значение режиссерских игр в развитии ребенка? Почему воспитателю и родителю следует обратить на них внимание? Наиболее яркая особенность режиссерских игр — это их огромное тематическое разнообразие, несравнимое с прочими сюжетными играми. Причины этого достаточно очевидны: в любой совместной игре тематика должна быть общей, то есть близкой и понятной нескольким детям, а эта область «пересечения интересов» будет заведомо yже, чем сфера знаний каждого отдельного ребенка. Даже когда ребенок использует в игре сюжеты сказок или других произведений, которые он читал или слышал он, как правило, не повторяет их дословно, а самым неожиданным образом меняет, комбинирует и переделывает события в соответствии с собственными замыслами, качественно обогащая сюжет игры. В одиночной режиссерской игре значительно больше сюжетов, больше вариантов каждого сюжета. Это происходит именно потому, что ребенок не связан знаниями, потребностями и интересами других детей, а также сложившимися в данном коллективе игровыми стереотипами или разученными и известными другим детям конкретными темами игр. Он волен выбирать и развивать такие сюжеты, вовлекать в них такие персонажи и обращаться к тем временам и пространствам, которые в данный момент актуальны именно для него в личностном и (или) познавательном плане. Будучи индивидуальной, режиссерская игра требует от ребенка максимальной степени проявления его инициативы, фантазии, творчества. Если в сюжетно-ролевой игре действие заходит в тупик, то толчком к последующему развитию сюжета может стать идея любого из играющих. В режиссерской игре помощи ребенку ждать неоткуда, и ему нужно мобилизовать все свои возможности, чтобы игра могла продолжаться дальше.
Возможность переигрывать, повторять и проигрывать по-другому одни и те же эпизоды также является специфической особенностью режиссерской игры. Если начиная с какого-то момента сюжет игры (в силу своей внутренней логики развития или какого-то упущенного поворотного момента действия и т. п.) стал складываться не так, как хотелось бы играющему, то исправить это в сюжетно-ролевой игре проблематично: других детей такой поворот событий может вполне устраивать. Кроме того, ребенок, постоянно предлагающий «переиграть» что-то (а значит, ломающий игру), быстро отвергается незаинтересованным в этом детским сообществом.
При индивидуальной игре ребенок способен переигрывать те или иные события столько раз, сколько ему требуется, что дает бoльшую свободу в обыгрывании и способствует практическому пониманию того, что любая ситуация может быть разрешена разными способами. Малыш учится искать гибкий подход к решению проблемных ситуаций, выстраивать множество вариантов их разрешения и выбирать из них оптимальный и пр.
Признавая значимость самодеятельных режиссерских игр для развития дошкольника, педагоги, однако, не всегда узнают их, а потому иногда просто пресекают, пытаясь переключить ребенка на более «полезную» деятельность.
Действительно, режиссерская игра может проходить в «традиционно-классической» форме, когда ребенок действует сюжетными игрушками, при этом разговаривая «за них». Такой тип режиссерской игры наиболее известен и легко узнаваем. Но формы ее проявлений значительно более разнообразны. Как показывают наблюдения и специально проведенные исследования, режиссерская игра более успешно разворачивается с опорой на неоформленный материал, который, видимо, именно в силу своей неконкретизированности легче наделяется игровым значением в смысловом поле игры. При этом спектр возможных игровых значений получается несравнимо шире, чем в случае игры с сюжетной игрушкой, где ограничителем фантазии ребенка выступает ее внешний вид. Когда ребенок, скажем, перебирает пуговицы, или странно (явно неправильно) расставляет и передвигает шахматы на доске, или выстраивает в ровные ряды гильзы от пулек, или просто рисует за столом, или вовсе ничего не делает, вряд ли мы подумаем, что он играет.
Но если спросить у малыша, чем он занят, вполне можно услышать: «Я играю». И тут выясняется, что у ребенка, который перебирает пуговицы, самая красивая большая пуговица — это королева; из одинаковых позолоченных пуговиц подобрана свита; а рядом нежно-белая — принцесса, к которой едет принц, на роль которого выделена металлическая пуговица с необычным узором, некогда красовавшаяся на одежде старшего брата. Шахматные фигуры точно так же легко превращаются в человечков и «ходят» по шахматной доске, но не по стандартным правилам, а друг к другу в гости, гуляют, катаются на «конях» и т. д.. Гильзы — это совсем не гильзы, а солдаты; и рота солдат строится для парада (или сражения); а та гильза, которая не похожа на остальные и чуть больше них, — это командир.
Ребенок, обычно неплохо рисующий на занятиях, сев за столик с карандашами, с увлечением усеивает лист примитивными изображениями и каляками, зачеркивает нарисованное, но вместо того чтобы взять новый лист, радостно продолжает что-то чертить здесь же, поверх и без того нагроможденных как попало изображений… Если, вместо того чтобы подкорректировать эту примитивную, на первый взгляд, деятельность, привнеся в нее «педагогический момент», воспитатель поинтересуется у ребенка, что здесь происходит, то можно услышать увлекательнейший сюжет, который разворачивается на листе (например, один малыш так играл в приключения дракончика).
Еще один прекрасный пример режиссерской игры приведен в дневниках В.С. Мухиной. Ребенок, расставив вокруг себя игрушки, тихо лежит среди них около часа, не притрагиваясь к ним, и не производя никаких внешних действий. На вопрос, что он делает не заболел ли, отвечает: «Нет. Я играю». «Как же ты играешь?» — «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».
Все это — проявления режиссерской игры, которая не всегда замечается и правильно оценивается сторонним наблюдателем.
Итак, что же такое режиссерская игра?
Рассмотрим наиболее показательный критерий хорошего развития способности к режиссерской игре - исполнение ролей в детских спектаклях, устраиваемых в садах для родителей. Один ребенок соглашается играть только определенные роли и категорически отказывается от игры в других персонажей спектакля. Например, девочка хочет играть только Принцессу, Снежную Королеву, Дюймовочку, и то лишь потому, что в конце спектакля Дюймовочка выходит в очень красивом платье с прозрачными крылышками, и восхищенно аплодирующие родители завидуют маме девочки, у которой растет будущая актриса.
Но если посмотреть игру этой девочки в разных спектаклях, то становится ясно, что она играет не роль, а саму себя. Сцена для нее - это способ самовыражения, игра - реальная жизнь, а остальные участники - инструменты, используемые для того, чтобы выразить себя как можно полнее. В ходе игры она не взаимодействует с другими персонажами, а, проговаривая заученные слова, стремится только к достижению своей цели - как можно ярче продемонстрировать себя зрителям. Эта девочка может стать известной актрисой, но ей трудно будет стать режиссером. Толпы поклонников будут ходить на нее, а не на "Макбета" или "Ромео и Джульетту".
А мама другой девочки, великолепно сыгравшей Жабу, идет к психологу и, тихонько плача, сокрушается, почему же ее ребенок такой бесталанный, что только на роль Жабы и годится. Но ведь этой девочке и дали роль Жабы именно потому, что она может сыграть все: и Снежную Королеву, и розу в цветочном горшке, и даже сам цветочный горшок, и даже подоконник, на котором этот цветочный горшок стоит. Она умеет творить волшебство, одушевлять неодушевленное, видеть прекрасное в безобразном. В каждой роли она неузнаваемо отличается и от себя самой, и от предыдущих ролей. Она прекрасно взаимодействует с другими персонажами игры, так как хорошо представляет себе их цели и потребности и может сыграть любого из них.
Педагогическая ценность режиссёрских игр
- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок"
Раздел программы: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
Цель: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».
Задачи:
- Образовательные:
- учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;
- учить воспроизводить действия персонажей сказки;
- учить детей быть актерами во время игры;
- совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
- учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.
- Развивающие:
- развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);
- развивать у детей познавательные способности в процессе игры;
- развивать воображение, память, произвольное движение рук.
- Воспитательные:
- учить детей любить сказки и сопереживать их героям;
- учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.
Предшествующая работа:
- Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
- Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
- Заучивание потешек, русских народных песенок.
- Загадывание загадок о животных.
Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле
Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.
План работы:
I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.
II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.
III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.
ХОД
I. Вводная часть
Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».
Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.
Воспитатель: Ребята, кого вы видите?
Дети: Мышку.
Воспитатель: А как мышка пищит?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?
Дети: Ква-ква-ква.
Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?
Дети: Хитрая и рыжая.
Далее из-за ширмы раздаются звуки «у-у-у».
Воспитатель: А кто же еще там так громко воет?
Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк.
Воспитатель: А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости.
Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя.
Воспитатель: Так как выл волк?
Дети: У-у-у.
Воспитатель: А медведь как рычит?
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?
Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.
II. Режиссерская игра
Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Поиграем в сказку «Теремок».
И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя роль мышки.
Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Терем-теремок, кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.
Далее все роли выполняют дети, а воспитатель выступает в роли автора и руководителя игры.
Воспитатель:Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.
В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.
Ребенок – «лягушка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.
Ребенок – «зайчик»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Вместе:А ты кто?
Ребенок – «зайчик»: А я зайчик-побегайчик.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Ребенок – «лисичка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «лисичка»: А я лисичка-сестричка.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.
Далее сказка продолжается, аналогично разыгрывается сюжет с появлением волка.
Воспитатель: Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
Ребенок – «медведь»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Ребенок – «лисичка»: Я лисичка-сестричка.
Ребенок – «волк: Я волк – зубами щелк.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «медведь»: А я медведь косолапый.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.
Ребенок – «медведь»: Я лучше на крыше у вас жить буду.
Звери: А ты нас не раздавишь?
Ребенок – «медведь»: Нет, не раздавлю.
Вместе: Ну, так влезай.
Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невридимы.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить?
Дети: Мы построим новый теремок.
Воспитатель: А из чего можно построить его?
Дети предполагают: Из досок, бревен и т.д.
Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик.
Все звери несут кирпичики.
Воспитатель: И построили новый теремок. Стали жить-поживать, песни распевать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»
Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...
консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"
консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...
Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"
Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...
Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...
Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителей Консультация для родителей. Игры по дороге в детский сад.
Игры по дороге в детский сад. Консультация для родителейКонсультация для родителей.Игры по дороге в детский сад....
Консультация для родителей "Играйте с играми в подвижные игры"
Консультация для родителей с примерным перечнем подвижных игр....