Выступление на педсовете
материал ( группа) на тему

Иванова Марина Владимировна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_ivanovovy.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

                   Сообщение  на заседании  педагогического

          Совета №3

             «Содержание и структура регионального модуля

                       программы дошкольного образования

                        «Мы в Мордовии живём» (ФГОСДО)

     Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

     Иванова М.В.

Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.

Как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.

Использование регионального компонента как одного предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

4. Осознанный выбор методов знакомства с родным селом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музей татарского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.) .

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

Современное дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

 

   

1. Современная законодательная база в сфере образования.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования названо единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Соответственно, и содержание образования сегодня должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Направленность программ может определяться региональными национальными и этнокультурными особенностями. Возможно освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Таким образом, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обоснована возможность учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании образования на всех уровнях, начиная с дошкольного образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при характеристике части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, отмечено, что данная часть может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность и, как правило, строится на основе тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в большей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива, с учетом сложившихся традиций детского сада.

2. Социально-педагогические потребности современного общества.

Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя), а также представители других национальностей. Общность условий проживания (природного и социального окружения) делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, проживающих издавна на данной территории.

Региональный, национальный и этнический материал как в содержательном плане, так и в технологическом, выступает средством формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

3. Необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в школе.

Учитывая, что на следующих ступенях образования, в начальной, основной и средней общеобразовательной школе, региональный материал органично включается в учебный процесс (факультативы, элективные дисциплины, дисциплины по выбору), разрабатывая основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом регионального содержания в части, формируемой участниками  образовательных отношений, детский сад обеспечивает достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

4. Накопленные традиции и опыт использования мордовского фольклора, языков, материалов истории и культуры мордовского края при обучении, воспитании и развития детей.

В Республике Мордовия, начиная с 1999 года, в детских садах активно разрабатывался и внедрялся национально-региональный компонент, сначала на основе программы «Валдоня» и программы «Методика обучения дошкольников мордовскому языку» А. И. Исайкиной, затем (с 2011 г.) – примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы живем в Мордовии».

В последние годы были наработаны новые материалы по этноэкологическому, этетическому, социальному, познавательному, речевому, литературному развитию детей. Проблемы совершенствования регионального содержания и технологий работы с детьми по данному направлениюкак на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности, при организации режимных моментов, кружковой и досуговой деятельности неоднократно обсуждались на научно-практических и методических конференциях, семинарах, семинарах-практикумах. Это доказывает готовность педагогов к реализации части программы, разработанной участниками образовательных отношений, с учетом региональных и этнических условий, а  также заинтересованностьродителей, учителей, социальных партнеров и общественности в данном вопросе.

Данные положения обусловили необходимость разработки регионального образовательного модуля дошкольного образования с учетом этнокультурных особенностей республики Мордовия. Модуль разработан для детей от 3 до 7 лет и содержит целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе представлены цели, задачи, принципы и подходы к формированию регионального образовательного модуля дошкольного образования, обозначены характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста в этнокультурной среде, а также планируемые результаты освоения модуля.

В содержательном разделе раскрыта образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка 3-7 лет по образовательным областям, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Следует отметить, что содержаниеобразовательной области "Речевое развитие. Учимся говорить на мордовских языках" рекомендуется использовать в дошкольных образовательных организациях муниципальных образований и регионов с компактным проживанием мордвыили в кружковой работе по ознакомлению с мордовскими языками, при условии, что руководителем кружка выступает педагог - носитель одного из мордовских языков.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения модуля, перечень методических материалов и средств обучения и воспитания, а также раскрывает особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и организацииразвивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной специфики.

Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» может служить основой для части программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, для групп с разной продолжительностью пребывания детей в дошкольной организации в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от трех до восьми лет, в томчисле разновозрастных групп.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, объем обязательной части программы дошкольного образования рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.

Региональный образовательный модуль дошкольного образования по усмотрению дошкольной образовательной организации и участников образовательных отношений может занимать как все 40 % части, формируемой участниками образовательных отношений, так и использоваться для реализации отдельных направлений (образовательных областей) развития ребенка - социального-коммуникативного, познавательного, речевого, физического или художественно-эстетического развития.

Возможны несколько вариантов включения регионального образовательного модуля дошкольного образования в образовательный процесс дошкольной организации:

1)        по календарно-тематическому принципу: каждый месяц в течение одной недели реализуется часть программы, формируемая участниками образовательных отношений;

2)        включение регионального материала в перспективный план работы по каждому направлению развития дошкольников в разные виды деятельности (в зависимости от продолжительности пребывания детей в дошкольной организации в течение суток).

Региональный модуль может быть реализован в непосредственно организованной образовательной деятельности, а также в свободной нерегламентируемой детской деятельности и в режимных моментах.

                                        1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью регионального образовательного модуля дошкольного образования является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Задачи:

-        формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, проживающих на территории региона;

-        формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;

-        воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;

-        формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;

-        формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;

- воспитание гражданско-патриотических чувств.

1.2 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Региональный образовательный модуль дошкольного образования предназначен в помощь дошкольным организациям в разработке части, формируемой участниками образовательных отношений. В зависимости от пожеланий потребителей (родителей воспитанников), возможностей педагогического коллектива, условий местонахождения детского сада возможны два варианта использования:

1)        для ознакомления дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия без специального изучения мордовских языков;

2)        для ознакомления дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия и изучения мордовских (эрзянского/мокшанского) языков) в кружковой работе.

Варианты использования

Контингент детей

Кадровые условия

Материальные условия

Ознакомление дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия без специального изучения мордовских языков

Дошкольники от 3-х до 7 лет. Национальная, этническая принадлежность не имеет значения

Особых условий не требуется

Уголки народной культуры в группах, наличие мини музея народного быта; оформленные стенды с государственной символикой; альбомы, стенды, выставки, отражающие историю, культуру, особенности животного и растительного мира республики Мордовия

Ознакомление дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия и изучение мордовских (эрзянского / мокшанского) языков) в кружковой работе

Дошкольники от 3-х до 7 лет. Национальная, этническая принадлежность не имеет значения.

Дети-билингвы

Наличие как минимум одного педагога - носителя мокшанского или эрзянского языка (руководитель кружка по обучению мордовским языкам)

Наличие специальной литературы, детской литературы, аудио- и видеозаписей на мордовских языках

Модуль построен на гуманистических принципах личностно- ориентированной педагогики,  предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При разработке модуля авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста на материале родного края.

1.3 ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Ознакомление дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия без специального изучения мордовских языков предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

Педагогам, работающим по направлению «Речевое развитие» по обучению дошкольников родному языку, необходимо, во-первых, хорошо владеть языком, то есть знать основы грамматики, лексики, фонетики; во- вторых, знать особенности детей-билингвов и особенности усвоения ими второго языка. По желанию родителей дети, говорящие на одном языке, могут изучать мордовские языки.

В то же время, независимо от национальности и этнической принадлежности воспитанников, модуль предусматривает ознакомление ребенка с многообразием языков, на которых говорят жители республики Мордовия как одним из показателей культурного развития коренных народов территориальной общности.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

Целевыми ориентирами при реализации регионального образовательного модуля дошкольного образования выступают:

1.        Ребенок имеет представления о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной национальности; о национальной принадлежности людей, проживающих на территории республики Мордовия (мордва-мокша и эрзя, русские, татары). Имеет элементарные представления о финно-угорских народах, к которым относится мордва. Проявляет уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям, традициям.

2.        Ребенок может рассказать о своем родном городе (селе, поселке), о его достопримечательностях, об улице, на которой живет. Знает, что республика Мордовия - часть огромной страны России (Российской Федерации); Саранск - столица Мордовии. Имеет представления о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах, населяющих республику Мордовию, их языках, обычаях, традициях.

3.        Имеет представления об истории Мордовии и мордовского народа; о знаменитых людях - уроженцах Мордовии.

4.        Имеет представления о реках, озерах, заповедниках, находящихся на территории Мордовии. Называет представителей животного мира, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых, обитающих на территории Мордовии. Называет редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии, занесенные в Красную книгу. Имеет представления об экосистемах, природных зонах Мордовии. Называет 2-3 лекарственных растения, произрастающих в Мордовии.

5.        Называет народные приметы мордовского народа.

6.        Умеет организовывать мордовские подвижные игры.

7.        Использует в играх представления о родном городе, о Мордовии, о столице республики Мордовия - городе Саранске, о достопримечательностях мордовского края.

8.        Имеет представления об экологической ситуации в Мордовии.

9.        Имеет представления о промышленности Мордовии; о народных промыслах мордвы; о традиционных занятиях мордовских крестьян. Понимает смысл мордовских пословиц и поговорок о труде, применяет их в различных ситуациях.

10.        Проявляет интерес к родному языку и языкам народов, проживающих на территории Мордовии.

11.        Знает небольшие стихотворения и песенки о животных, птицах, временах года, людях, профессиях и т. д. мордовских писателей и поэтов, различные потешки, прибаутки, считалки, загадки, дразнилки и другие детские произведения из устно-поэтического творчества мордовского народа.

12.        Различает жанры литературных произведений; выразительно читает любимое стихотворение мордовских поэтов; называет имена 2-3 мордовских писателей; называет любимые сказки и рассказы.

13.        Знает особенности мордовского декоративно-прикладного искусства, называет народные промыслы мордвы. Называет художников и скульпторов - уроженцев мордовского края.

14.        Самостоятельно составляет узоры по мотивам мордовского орнамента, проявляет умения украшать одежду и посуду для кукол по мотивам мордовских узоров.

15.        Расписывает вылепленные изделия по мотивам мордовского орнамента.

16.        Узнает мелодию Государственного гимна Республики Мордовия.

17.        Знает разнообразные жанры русских, мордовских народных песен.

18.        Может назвать композиторов Мордовии (JI. П. Кирюков, JI. И. Воинов, Г. И. Сураев-Королев, Г. Г. Вдовин, Н. И. Бояркин, Н. В. Кошелева).

19.        Умеет разбирать эмоционально-образную сферу инструментальных и вокальных произведений, определять жанр произведения (марш, песня, танец), выделять средства музыкальной выразительности.

20.        Умеет различать русские, мордовские, татарские народные песни, произведения мордовских и русских композиторов на слух.

21.        Исполняет русские, татарские народные песни, мордовские народные песни в объеме сексты, септимы со структурой м.3 + б.2 + б.2 + м.3; б.2 + м.3 +б.2 + б.2 различных жанров.

22.        Умеет выразительно, напевно интонировать, четко произносить текст, петь на опоре, чисто петь в пределах квинты-септимы.

23.        Умеет        импровизировать образные движения персонажей, инсценировать песни.

24.        Исполняет русские («в три ноги», подскоки, различные «дробушки» и т. п.) и мордовские (различные движения рук в сочетании с притопом и движением вперед, в сторону; «качалочка», «елочка», «боковой шаг»), татарские, украинские танцевальные движения.

25.        Умеет импровизировать танцевальные движения под музыку, двигаться в хороводе («плетень», «улица» и др.), в парах, в ходе драматизации песен.

26.        Умеет играть сольно на русских (рубель, трещотка) и мордовских (кальдердема, шавома (чавома)) народных музыкальных инструментах, импровизировать на них, играть в оркестре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...