Детские фантазии — ключ к развитию творческих способностей.
«Воображение» происходит от слова «образ»; под воображением подразумевается способность создавать образы на основе реальной действительности и манипулировать ими. А фантазия — это частная разновидность творческого воображения, нереальное сочетание реальных элементов. Без творческого воображения и фантазии мир был бы совсем не таким, каким мы привыкли его видеть: в нем не было бы произведений искусства и изобретений. Без воображения мы так бы и застряли в каменном веке. Так что детские фантазии — это база для вполне себе взрослого прогресса.
Воображение и фантазия начинают развиваться у ребенка в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте детские фантазии самые живые, самые необычные. Дети придумывают себе воображаемых друзей и целые миры, представляют себя рыцарями и супергероями, принцами и волшебниками. Они будто существуют в двух параллельных реальностях — настоящей и выдуманной. Но при этом здоровый ребенок вполне способен отделить детские фантазии от реальности. Он разделяет, где все «по-настоящему», а где — «как-будто», «понарошку».
Воображение ребенка можно и нужно развивать, ведь детские фантазии — ключ к развитию творческих способностей.
Активное развитие фантазии начинается в трехлетнем возрасте, а до этого периода появляется все, что может поспособствовать этому. Поэтому станет ли малыш фантазером, зависит от того, как будет пройден подготовительный этап до трех лет. Дети еще не играют, а пытаются понять, из чего состоят игрушки. Поэтому родители должны помогать осознавать все, что окружает малыша. Малышу необходимо получать знание и тепло через маму, ее заботу и науку. Только мама может показать, как и чем нужно пользоваться, какого это цвета. Поэтому с ребенком нужно часто разговаривать и показывать, как происходят обычные каждодневные дела. Ребенок скорее адаптируется и это поможет в дальнейшем обучении. Чтобы ускорить этот процесс: Нужно читать ребенку. Лучше, если это будет разная литература: сказки, детская проза и поэзия. К двум годам ребенок должен хорошо знать любимые сказки и их героев.Хорошо, когда помимо конкретной игрушки - куклы или машинки - у ребенка есть так называемые предметы-заместители. К примеру, пустая коробка может стать домиком, чемоданом, автобусом и т.д. Из стола можно сделать космический корабль, стоящий рядом стул может стать люком, через который можно выходить в открытый космос. Главное в этом деле – фантазировать родителям, и помогать тем самым фантазировать малышу. Можно не только превращать вещи во что-то новое, можно самим становиться кем-то другим. Становитесь вместе с малышом семьей тигров, двигайтесь по-кошачьи, издавайте звуки. Становитесь разными животными, пусть малыш лучше осознает, как двигаются и как живут другие существа. Это прекрасно развивает понимание, фантазию, моторику.
В игре ребенку обязательно нужны замещающие предметы, именно поэтому так часто ребенок отказывается играть такими излишне реалистичными игрушками и поднимает с земли палочки, крышечки, фантики, камешки. Многие мамы попросту считают такие «сюрпризы», принесенные домой хламом, и безжалостно выкидывают их. Ребенок в таких случаях очень расстраивается, но, как правило, на следующий день тащит с улицы новые трофеи.К этому тоже надо относиться с пониманием.Это для взрослых флакон из-под лекарства, набитый стекляшками, хлам, а для ребенка – сундук с сокровищами.Для него деревянная палка — это волшебный меч, а нанизанный на спичку одуванчик — фея цветов. Активное использование предметов-заместителей — признак хорошо развитой фантазии. Не выкидывайте их, не мешайте ребенку фантазировать. А если вы натыкаетесь на них в разных углах квартиры, лучше приучите ребенка к аккуратности.
Для развития фантазии можете изготавливать игрушки сами, например, выстругивая их из дерева или можно сшить тряпичную куклу. Даже в наше время многие малыши таким самоделкам больше рады чем магазинным Барби и суперменам. Особенно если они принимали в процессе изготовления хоть какое-то участие. Клейте аппликации, лепите из пластилина или теста фигурки, научите ребенка рисовать, читать стихи, а позже они будут сочинять сами.Еще одним необходимым фактором в развитии фантазии становятся предметы, которые способствуют игровому процессу. Развитие детской фантазии немыслимо без красок, карандашей, пластилина и других принадлежностей для творчества. Пусть ребенок работает с ними по возможности самостоятельно.
По мнению психологов,взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы своей жизни, потому что фантазия — это возможность восстановить свое душевное состояние.
В возрасте от трех до семи лет ребенка нужно научить играть в сюжетно-ролевые игры. Например, во врача и пациента ,или покупателя и продавца, или ребенок может просто проигрывать увиденное или услышанное за день. Не забывайте, что дети этого возраста очень восприимчивы и еще не всегда могут различать фантазию от правды. Они могут испугаться того же папу наряженного в деда мороза, объяснив это например «у этого деда страшная борода». Ребенок тогда начнет понимать точно, где реальная жизнь, а где выдумка, когда в его лексиконе появятся слова «понарошку», «непоностоящему», «как будто правда».И здесь опять же играют важную роль предметы-заместители.
Каждому из нас, а детям, быть может, и больше, нужна свобода в собственных мыслях. Фантазия помогает ребенку освободиться от постоянного контроля и вмешательства извне. И мы должны быть чуткими, понимая, что иногда им надо побыть наедине с собой, погрузившись в собственные мысли.
Для ребенка, который не лишен радости повседневного общения, одиночество — это время, когда он может мечтать о заветном. Смотрит ли малыш в окно или лежа на кровати,рассматривает узоры на ковре, глядит в потолок — он остается наедине со своими мыслями. После активного дня ему необходимо пережить ту или иную ситуацию в своих фантазиях, обрести покой, восстановить душевное равновесие. Ведь, несмотря на кажущуюся легкость проживания детства, в каждодневной жизни наших детей возникает множество проблем. То, что для нас, взрослых, может показаться "сущим пустяком", для ребенка представляет серьезную задачу. Переживая ее мысленно, он может представить себе ее не столь драматичной, и тогда фантазия помогает выстоять. Она дает надежду.
Нередко фантазии наших детей становятся своего рода подготовкой к будущим событиям, к взрослой жизни. Пожалуй, нет ребенка, который бы не представлял себя в той или иной взрослой роли. Справляясь с придуманной ситуацией, он может лучше почувствовать, что собой представляет взрослый мир. Проигрывание помогает ему справиться с новыми задачами и выстраивать отношениями со сверстниками и взрослыми.
Безусловно, важно, чтобы ребенок хорошо различал фантазию и реальность. Но, думаю, вы согласитесь с тем, что, если бы это различие когда-нибудь стало слишком четким, развитие остановило бы свой очередной виток. Поверить в невозможное и сделать его былью под силу каждому, кто не боится мечтать и действовать!
Детские фантазии – исходная точка в дальнейшем развитии творческой личности. Поэтому не надо смеяться над выдумками своего ребенка, а лучше проявить хоть какую-нибудь заинтересованность и ненавязчиво поощрять чадо.