Конспект НОД по теме"Вулканы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лутина Галина Алексеевна

Для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

                  Тема: «Вулканы»

                     (подготовительная  группа)

Воспитатель:   Лутина Галина Алексеевна

ЗАДАЧИ:

-   Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы.

-Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.

опытнической и исследовательской деятельности.

- Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

-Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.

-Закрепить умение выявлять свойства материалов.

-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

Образовательные области : Познавательное развитие, речевое развитие

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ:

Кратер, минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, жерло, гора.

ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек".

2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.

3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, лимонная кислота, пластиковые стаканчики, маленькие ложечки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.

Дети: Земля

Воспитатель: Отгадайте загадку:

«Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном. »  (географическая карта) .

Дети: карта.

Воспитатель: Дети, что изображено на карте?

Дети: Наша Земля

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?

Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.

Дети: Суша, пустыни, горы.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: из камней.

Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются?

Ребенок:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

И зовут меня Вулкан!

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.

Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”

(На экран выводится картинка с изображением бога Вулкан)

Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)

Воспитатель: А как образуются вулканы?

Дети: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.

Воспитатель: А где может образоваться вулкан?

Дети: На суше, и даже в воде.

Воспитатель: Почему он извергается?

Дети: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.

Воспитатель: А это как называется?

Дети: это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю.

Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: А на что он похож?

Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?

Дети: это магма.

Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана

Дети: Лава

Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?

Дети: Потому что магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни - лава.

Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?

Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.

Воспитатель: Как именно лава может извергаться?

Дети: Ну, иногда вулкан как- будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в стороны.

Дети: А еще бывает, лава вытекает “спокойно”.

Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?

Дети: один, два дня, а может и несколько лет.

Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля- например Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам

Воспитатель: Какие виды вулканов вы знаете?

Дети: Потухшие - это вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет.

Дети: Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно.

Дети: Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.

Воспитатель: А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

И места свои займем!

Раз-два, раз-два.

Воспитатель включает фильм с извержением вулкана (видео) .

Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? (вид на Корякский вулкан (Корякская сопка) и город Петропавловск-Камчатский — административный центр Камчатского края.)

-Чем это грозит?

- А что происходит обычно перед извержением?

Дети: землетрясение.

-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?

Дети: вулканологи

Воспитатель: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей о надвигающейся опасности, и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.

Проведение опыта.

Воспитатель: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.

Воспитатель: Для этого мы возьмем наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его! У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.

Достаю соду, моющее средство и уксус с запрещающим знаком.

- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Дети, что это за знак?

Дети: детям нельзя трогать

Воспитатель: это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в стаканчике кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в наше жерло вулкана, и я сама добавляю уксус.

-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.

(Дети наблюдают извержение вулкана)

Ребенок: «Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

По склонам лава потекла. И землю сильно обожгла.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул.

И на десятки лет уснул».

Подведение итогов

Итог. (Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха)

Воспитатель: Ребята, наше исследование подошло к концу, помогите мне продолжить фразы:

Мне понравилось… .

Я узнал (о…

Меня удивило… .

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!

Стук в дверь, заходит почтальон: Добрый день!

Воспитатель/дети: Добрый день!

Почтальон: Это детский сад «Десняночка»? А здесь ребята из группы «золотая рыбка?»

Воспитатель/дети: да

Почтальон:  Вам посылка.

Воспитатель: От кого?

Почтальон: От вулканологов.

Воспитатель/дети: Спасибо, до свидания!

Воспитатель: К нам в садик пришла посылка от вулканологов. Как неожиданно, давайте откроем посылку, что там? Да это же набор вулканических камней! А еще есть записка: «Дорогие ребята, нам, Камчатским вулканологам, стало известно, что вам очень нравятся вулканы. Даже сделали свой маленький вулкан. Дарим в группу набор камней, которые мы нашли после извержения вулкана. Желаем быть такими же любознательными и трудолюбивыми. А так же надеемся, что кто-нибудь из вас, когда вырастет, тоже станет вулканологом, как мы! До свидания! »

Воспитатель: Вот здорово! Давайте мы с вами начнем собирать коллекцию камней  и покажем её потом родителям и детям всего нашего детского сада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Вулканы»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить  с профессией вулканолога...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»

Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"

Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....

Конспект ООД по теме « Вулканы» с детьми подготовительной группы

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности...

Конспект ООД по теме "Вулканы"

Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности для детей старшей возрастной группы....