Конспект НОД по теме"Вулканы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_-_kopiya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
Тема: «Вулканы»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Лутина Галина Алексеевна
ЗАДАЧИ:
- Дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы.
-Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.
опытнической и исследовательской деятельности.
- Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
-Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.
-Закрепить умение выявлять свойства материалов.
-Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Образовательные области : Познавательное развитие, речевое развитие
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ:
Кратер, минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, жерло, гора.
ПРЕДАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек".
2. Рассматривание фотографий, иллюстраций с различными видами вулканов.
3. Беседы о вулканах с приведением интересных фактов.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана, смесь для извержения: сода, красная краска, моющее средство, лимонная кислота, пластиковые стаканчики, маленькие ложечки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется.
Дети: Земля
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. » (географическая карта) .
Дети: карта.
Воспитатель: Дети, что изображено на карте?
Дети: Наша Земля
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А из чего состоят горы?
Дети: из камней.
Воспитатель: А еще, есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как же они называются?
Ребенок:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
И зовут меня Вулкан!
Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим о вулканах.
Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
(На экран выводится картинка с изображением бога Вулкан)
Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)
Воспитатель: А как образуются вулканы?
Дети: В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.
Воспитатель: А где может образоваться вулкан?
Дети: На суше, и даже в воде.
Воспитатель: Почему он извергается?
Дети: Внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Воспитатель: А это как называется?
Дети: это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю.
Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?
Дети: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: А на что он похож?
Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.
Воспитатель: Ребята, а что внутри вулкана?
Дети: это магма.
Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана
Дети: Лава
Воспитатель: А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава?
Дети: Потому что магма это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу, то газы испаряются и остаются только расплавленные камни - лава.
Воспитатель: Кто знает, как происходит извержение вулкана?
Дети: Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
Воспитатель: Как именно лава может извергаться?
Дети: Ну, иногда вулкан как- будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в стороны.
Дети: А еще бывает, лава вытекает “спокойно”.
Воспитатель: А как долго вулкан может извергаться?
Дети: один, два дня, а может и несколько лет.
Воспитатель: После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая земля- например Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
Воспитатель: Какие виды вулканов вы знаете?
Дети: Потухшие - это вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет.
Дети: Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно.
Дети: Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.
Воспитатель: А вы когда-нибудь видели извержение вулкана? Хотите увидеть? Но для этого нам надо до него дойти!
Физкультминутка.
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И места свои займем!
Раз-два, раз-два.
Воспитатель включает фильм с извержением вулкана (видео) .
Воспитатель: Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? (вид на Корякский вулкан (Корякская сопка) и город Петропавловск-Камчатский — административный центр Камчатского края.)
-Чем это грозит?
- А что происходит обычно перед извержением?
Дети: землетрясение.
-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?
Дети: вулканологи
Воспитатель: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей о надвигающейся опасности, и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.
Проведение опыта.
Воспитатель: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на земле.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Воспитатель: Для этого мы возьмем наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его! У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.
Достаю соду, моющее средство и уксус с запрещающим знаком.
- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Дети, что это за знак?
Дети: детям нельзя трогать
Воспитатель: это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в стаканчике кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в наше жерло вулкана, и я сама добавляю уксус.
-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, пузырясь лава.
(Дети наблюдают извержение вулкана)
Ребенок: «Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
По склонам лава потекла. И землю сильно обожгла.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул.
И на десятки лет уснул».
Подведение итогов
Итог. (Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха)
Воспитатель: Ребята, наше исследование подошло к концу, помогите мне продолжить фразы:
Мне понравилось… .
Я узнал (о…
Меня удивило… .
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!
Стук в дверь, заходит почтальон: Добрый день!
Воспитатель/дети: Добрый день!
Почтальон: Это детский сад «Десняночка»? А здесь ребята из группы «золотая рыбка?»
Воспитатель/дети: да
Почтальон: Вам посылка.
Воспитатель: От кого?
Почтальон: От вулканологов.
Воспитатель/дети: Спасибо, до свидания!
Воспитатель: К нам в садик пришла посылка от вулканологов. Как неожиданно, давайте откроем посылку, что там? Да это же набор вулканических камней! А еще есть записка: «Дорогие ребята, нам, Камчатским вулканологам, стало известно, что вам очень нравятся вулканы. Даже сделали свой маленький вулкан. Дарим в группу набор камней, которые мы нашли после извержения вулкана. Желаем быть такими же любознательными и трудолюбивыми. А так же надеемся, что кто-нибудь из вас, когда вырастет, тоже станет вулканологом, как мы! До свидания! »
Воспитатель: Вот здорово! Давайте мы с вами начнем собирать коллекцию камней и покажем её потом родителям и детям всего нашего детского сада»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .
Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Вулканы»
Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией вулканолога...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»
Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...
Конспект открытого занятия по изодеятельности с интеграцией по познавательно - исследовательской и коммуникативной деятельности. Тема "Вулканы".
Занятие проводилось с детьми подготовительной группы на конкурсе "Учитель года 2018....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"
Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....
Конспект ООД по теме « Вулканы» с детьми подготовительной группы
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности...
Конспект ООД по теме "Вулканы"
Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности для детей старшей возрастной группы....