КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ МАТЕМАТИКУ
статья ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ МАТЕМАТИКУ
Коробкова Наталья Владимировна
Воспитатель МДОУ детский сад №1
комбинированного вида п. Уразово,
Валуского района, Белгородской области
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
«Научить ребёнка дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель математического развития».
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие -значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Одной из наиболее важных задач является – развитие у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательного материала. Роль этого материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, наша главная задача активизировать умственную деятельность, заинтересовать детей математическим материалом, увлечь и развлечь детей, при этом развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом: умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях.
Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать полученные знания.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие . Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.
Многие игры начинаются с заклички или считалки. Это помогает ребенку распределить игровые роли, обостряет внимание, настраивает на активность, создает атмосферу предвкушения удовольствия от игры и победы. Современные требования к обучению математике в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Одна из таких форм условно названа игровой проблемно-практической ситуацией. При создании игровых проблемно-практических ситуаций дети знакомятся с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, а мы педагоги и родители должны создавать особые условия, которые побуждают ребенка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности.
Хорошо использовать математические сказки. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, используется для повышения эффективности обучения.
Так же хорошо использовать занимательный материал и развлечения на математическом материале. Это головоломки, ребусы, игры-лабиринты . Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки бывают арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, ребусы). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его.
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень его самостоятельности, и характер производимых проб. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.
Еще наиболее приемлемы головоломки с палочками. В ходе их решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки; таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по исследованиям З.А. Михайловой): [22, с.52 ]
Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Целью этой работы является — учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. В работе с детьми 6 лет можно использовать простые логические упражнения и задачи, с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно размышлять.
Чем отличается одна картинка от другой?
На основании зрительного сопоставления надо найти несколько отличий.
Найти два одинаковых предмета (по цвету, форме, величине и другим характерным признакам);
Какая фигура лишняя и почему;
Продолжить ряд изображений, уловив закономерность в следовании предметов;
На основе сравнения, выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру;
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Список литературы
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -256 с.
- Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду, 2001 - № 1.-е. 5-17; № 2. - с. 9-25.
- Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996 - № 2.-с. 17.
- Стожарова М.Ю. Математика – учимся играя/ М.Ю. Стожарова . – Ростов/ Д: Феникс, 2008. – 203с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку освоить музыкальный инструмент
Показывает, как в условиях семьи может быть организовано творческое общение родителей и детей....
Как помочь ребенку освоиться в детском саду
Информация для родителей...
Как помочь ребенку освоиться в детском саду
консультация...
Консультация для родителей "Как помочь ребенку освоиться в детском саду"
Детский сад-это важный этап в развитии социальных навыков ребёнка....
Консультация для родителей "Как помочь ребенку освоиться в детском саду"
Данная информация выставлена в папке-передвижке для ознакомления родителей детей раннего возраста в период адаптации....
Как помочь ребенку освоиться в мире
Как помочь ребенку освоиться в мире...
Как помочь ребенку освоить финансовую грамотность и подготовить его к взрослой жизни?
Данная консультация может быть использована в работе с родителями детей дошкольного возраста....