Мастер класс.
материал (подготовительная группа) на тему
«Развитие мелкой моторики и сенсорных представлений у детей с ЗПР посредством развивающих игр в образовательном процессе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstuplenie_lobyntsevoy_i._a._1.docx | 56.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики и сенсорных представлений у детей с ЗПР посредством развивающих игр в образовательном процессе»
Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения - вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
В своей работе я использую игры, в том числе и пальчиковые с шариком «Су-Джок» и массажными кольцами, они очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческой деятельности. Например игры : «Моя семья», «Приветствие» и т.д.
«Дождик»
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
(Стучим медленно шариком об ладонь)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Стучим шариком об ладонь, ускоряя темп)
Мы зонты свои раскрыли,
(Шарик находиться под ладонью)
От дождя себя укрыли.
(Сжимаем шарик в ладони)
Упражнения, способствующие развитию рук и ручной умелости детей с ЗПР:
• запускать пальцами мелкие волчки;
• нанизывать пуговицы, бусинки на тонкую проволоку;
• наматывать тонкую проволоку на катушку, на палец (колечко или спираль)
• сортировка семян гороха, фасоли, бобов;
• игры со счетными палочками;
• раскрашивание картинок в книжках;
• рисование по трафаретам;
• рисование по фигурным линейкам;
• штриховка;
При выполнении упражнений повышается устойчивость внимания, снижается утомляемость, увеличивается объем памяти, повышается способность к произвольному контролю, убыстряются психомоторные процессы.
С целью формирования графических навыков: плоскостной ориентации, геометрического видения, формирование понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т. д., можно предложить использовать следующие задания.
Задание. Жучков, которые ползут сверху вниз, раскрась в зелёный цвет, а те которые ползут снизу вверх, - в коричневый цвет.
Задание. Нарисуй справа столько же квадратов, сколько нарисовано кругов.
Задание. Раскрась дом синим цветом, а забор – красным:
Игра «Тактильный мешочек»
Необходимо подготовить одинаковые крышечки, их число должно быть четным. Можно взять крышечки от коробок сока или пластиковых бутылок, питьевого йогурта.
В качестве тактильного материала можно использовать наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой (вельвет, джинсовая ткань, гобелен, мех, вязаная ткань), кожу, гофрокартон, тонкий пенопласт, сетка от комаров и т. д. По размеру крышек вырежьте по два кружка каждого материала и вложите кружочки в смазанные клеем крышечки.
Правила игры: необходимо положить в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество).
Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.
«Весёлый ёжик»
Задания:
- Педагог предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и т.д.
- Педагог просит детей прикрепить: ёжику желтые, красные….иголки.
- Педагог предлагает ребятам прикрепить ёжику– 3 жёлтые, 4 зелёные иголки и т.д.
- Педагог просит ребят сделать ёжику разноцветные иголки чередуя желтый, зелёный, синий цвета.
«Разноцветные камешки»
Задания:
- Педагог предлагает детям разобрать камешки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.
- Педагог просит детей сделать дорожку из пяти камешков, после чего «умным» пальчиком посчитать их слева на права и справа на лево (прямой и обратный счёт)
- Педагог предлагает детям сделать дорожку из камешков, причём сначала просит положить на стол красный камешек, затем – жёлтый, зелёный, синий и т.д.
- Воспитатель просит детей сделать дорожку из камешков, сначала – 1 красный камешек, затем – 2 жёлтых, 3 зелёных, 4 синих и т.д.
«Фасоль»
Задания:
- Педагог просит детей сделать дорожку из фасоли.
- Педагог предлагает выложить из фасоли цифру (геометрическую фигуру).
- Педагог просит к 3-м фасолинам добавить ещё 2-е и подсчитать сколько получилось всего; убрать 3 фасоли и т.п.
- Педагог предлагает рассортировать фасоль на три баночки.
«Мозаика»
Задания:
- Педагог предлагает детям сделать дорожки: 1-ю – красную, 2-ю – жёлтую, 3-ю – зелёную и т.д.
- Педагог просит сделать из мозаики какой-то рисунок. Например, зелёную травку, синий дождик и т.п.
- Детям даётся задание сделать дорожку из мозаики, чередуя цвета: красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, красный, жёлтый…
«Делаем бусы»
Задания:
- Педагог просит рассортировать бусинки.
- Педагог предлагает ребятам сделать бусы чередуя цвета и формы бусинок.
- Детям даётся задание сначала нанизать 1 красную бусинку, затем – 2 голубые, 3 белые и т.д.
«Весёлые макарошки»
Задания:
- Фасолины и подсчитать сколько осталось; добавить 4 фасолины и сказать сколько всего на столе.
- Педагог просит рассортировать макарошки.
- Педагог предлагает ребятам сделать бусы чередуя макароны по форме.
- Педагог предлагает сделать две дорожки из макарошек: одну – длинную, вторую – короткую (можно предложить и широкую/узкую).
Таким образом, развитие мелкой моторики рук, сенсорных упражнений и развивающих игр, которые позволяют улучшить функционирование психических функций, у детей с ЗПР, стимулирует их развитие, а так же за счет позитивного воздействия на внимание, работоспособность, повышает продуктивность деятельности детей на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...