Мои публикации
материал ( группа) по теме
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И. В. Осипова, музыкальный руководитель, «Подсинский детский сад «Радуга», с. Подсинее, Россия
В работе раскрываются условия развития музыкальной одаренности дошкольников. Организация деятельности творческого центра в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: одаренные дети, педагогические технологии, интегрированные проекты, творческий потенциал.
Ориентация дошкольного образования на гуманизацию, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому взглянуть на проблему одаренности детей-дошкольников. С одной стороны, это обусловлено единодушным мнением психологов и педагогов относительно того, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков, с другой - раннее выявление, развитие и сопровождение не только актуальной, но и потенциальной одаренности является одной из задач современных стандартов образовантя.
Коллективом нашего детского сада был накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми: ансамбль «Соловушки», мини-музей «Русская изба», кружковая работа по театрализованной и художественной деятельности в группах старшего дошкольного возраста. Вместе с тем анализ методических, психолого- педагогических и материально-технических ресурсов ДОО, изучение вопросов выявления и развития детской одаренности позволили определить нам ряд проблем: трудности в выявлении одаренных детей в связи с недостатком диагностических методик; отсутствие систематизированной работы по развитию детской одаренности внутри детского сада; недостаточная профессиональная и личностная готовность педагогов к работе с одаренными детьми необходимость привлечения к сотрудничеству родителей и социальных институтов. В 2012 г. на базе МБДОУ «Подсинский д/с «Радуга» была сформирована республиканская экспериментальна» площадка, направленная на разработку и апробацию эффектными модели развития разных аспектов детской одаренности (в том числе и социальной) в условиях реализации современных ФГОС рекомендующих внедрение технологии проектной деятельности I работе с детьми дошкольного возраста.
В качестве основных педагогических условий мы выдели следующие: построение единого образовательного пространства за счет организации творческих центров, объединяющих в себя детей, педагогов и родителей; интеграцию образовательных областей ; применение инновационных педагогических технологии и методов; изменение отношения педагогов к проблеме детской одаренности. В настоящее время функционирует четыре таких центр» «Юные эрудиты», «Спортландия», центр развития художественно творческих способностей, центр фольклорного творчества «Соловушка».
Реализация указанных условий направлена па аккумуляцию имеющихся в детском саду ресурсов по обеспечению развития детской одаренности; определение педагогических технологий методов развития различных видов одаренности, разработка различных форм работы с одаренными дошкольниками, в том числа проектов; проведение непосредственной работы с детьми; обеспечение взаимосвязи с другими творческими центрами через cоздание интегрированных проектов; организацию работы с родителями. В качестве основной образовательной технологии мы выбрали технологию проектной деятельности, позволяющую организовать практическую, исследовательско-образовательную деятель различных областях с обеспечением их интегрирования, активизирующую интеллектуальные и творческие способности детей, способствующую развитию любознательности, самостоятельности, активности.
Хочется подробнее остановиться на работе творческого центра «Соловушка». Он объединил в себе воспитателей групп, музыкального руководителя, учителя-логопеда, родителей и воспитанников детского сада всех возрастных категорий, в том числе и имеющих речевые нарушения. Основными направлениями работы с /детьми являются: развитие музыкально-творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности; «народоведение» - знакомство с народными традициями, обрядами, праздничной культурой, жанрами устного фольклора (считалки, скороговорки, потешки и др.).
Для успешной работы с детьми педагоги создали непринуждённую обстановку: детей не принуждают к действиям, а дают возможность освоиться, захотеть принять участие в образовательной деятельности. Соблюдение принципа последовательности и систематичности позволило планомерно усложнять поставленные задачи: 1) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пешие, слушание, игры, музыкально-ритмические движения, музицирование; 2) активизацию полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; 3) соотношение музыкального ма-1ср|иала с природным, народным, светским и частично историческим календарем. Также нами обеспечена возможность для самовыражения детей путем создания развивающей среды в группах и предоставления им возможности участвовать в конкурсах, концерна,, где приобретается опыт публичных выступлений. Результатом реализации указанных условий является высокая активность детей эмоциональная отдача, хорошее настроение и желание дальше участвовать в музыкальном творчестве.
Непосредственное развитие детской музыкальной одаренности происходит посредством занятий детей в фольклорном кружке «Соловушки», участия их в оркестре народных инструментов и издании театрализованных представлений. Помимо традиционных способов развития музыкальных способностей дошкольников, педагоги разучивают с детьми народные игры, обряды, учат их играть на народных инструментах. Так, фольклорные игры «Яша», «Золотые ворота», «Плетень», «Дрема» удобны для развития распевного интонирования, так как они активизируют и раскрепощают
детей, создают необходимую атмосферу увлеченности, которая способствует развитию коллективного творчества, появлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения, при этом они могут использоваться воспитателей в процессе совместной деятельности.
Игра на народных музыкальных инструментах (ложках, тре-щётках, погремушках) способствует развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учит грамотно связывать пение с игрой, что вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, увлекает детей и вызывает у них интерес.
Особого внимания заслуживает народный театр, где с детьми создаются мини-спектакли, как проектные продукты: «Колядки», «Капустники», «Кузьминки» и др. В их подготовке и проведении дети проявляют себя как настоящие артисты, играя разные роли, пробуя себя в различных видах деятельности: пении, танцах, игре на инструментах, драматизации. У них формируется уверенность в себе, желание петь, танцевать и музицировать, делиться творческими успехами со сверстниками и взрослыми, что создает предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования творческой личности ребенка и формирование его музыкальной культуры уже в школе.
Не менее интересны и другие формы работы с детьми. Так, размышление о музыке позволяет в речи выразить свои чувства и ощущения. Важно не только содержание, но и форма рассуждения, выразительность, интонация речи ребенка. В эмоциональной окрашенности речи: восхищении, радости, равнодушии, раздраженности, - выражается отношение ребенка к музыке, нравственной проблеме. Импровизационные этюды развивают интонационный и ладовый слух, творческую фантазию. При импровизировании ребёнок может продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности, или же, наоборот, выйти за пределы предложенного и завершить её так, как ему хочется. Пластическое интонирование (возможность «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания) обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние через жесты, движения, пластику. Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музицирования. Приём графического, цветового моделирования музыки позволяет развивать цветовое восприятие, выражать эмоциональное состояние ребёнка, так как требует выбора цвета, общей графической композиции, соответствующей характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательны и интересны дтя педагога особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.
Обобщая вышесказанное, мы с уверенностью можем сказать, что, занимаясь в нашем центре развития музыкальной одаренности, дети в полной мере реализуют свой творческий потенциал. У них есть возможность для самовыражения и во время различных выступлений, и во время выполнения обыкновенных заданий педагога. Реализуя различные интегрированные проекты, дети расширяют границы своего мировоззрения, обогащают социальный опыт общения со взрослыми и сверстниками, приобретают опыт публичных выступлений. Силами детей, педагогов, родителей реализуются различные музыкально-театральные проекты, которые представляются вниманию родителей, гостей сада (слушателей курсов ХакИРОиПК, студентов Колледжа педагогического образования, информатики и права, ветеранов войны и труда).
В заключение хочется отметить, ансамбль «Соловушки» - неоднократный победитель городских и республиканских конкурсов народной и патриотической песни (2011, 2012, 2013 г.г.), постоянный и желанный участник концертов в сельском Доме культуры, в смотрах художественной самодеятельности Алтайского района. Описанный выше опыт работы получил признание у педагогической общественности Республики Хакасия: в 2013 г. мы стали победителями конкурса Министерства образования и науки РХ по разработке специальных разделов образовательных программ по выявлению, развитию и сопровождению детской одаренности; представили свой опыт работы на V республиканском образовательном форуме «Доступность и качество образования: разным детям - равные возможности».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема развития творческой одаренности у детей в период раннего онтогенеза находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Внедрение ФГОС, рекомендующих внедрение технологии проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, обусловило необходимость реализации ряда педагогических условий, стимулирующих развитие творческой одаренности дошкольников: построение единого образовательного пространства за счет организации творческих центров, объединяющих в себе детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей; применение инновационных педагогических технологий и методов; изменение отношения педагогов к проблеме детской одаренности.
Хочется подробнее остановиться на работе творческого центра «Соловушка» (с. Подсинее), объединившего в себе воспитателей групп, музыкального руководителя, учителя-логопеда, родителей и воспитанников детского сада «Радуга» всех возрастных категорий, в том числе и имеющих речевые нарушения. Для успешной работы с детьми педагоги создали свободную обстановку: их не принуждают к действиям, а стимулируют желание принять участие в образовательной деятельности. Соблюдение принципа последовательности и систематичности позволяет планомерно усложнять поставленные задачи: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, музыкально-ритмические движения, музицирование; активизация полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; соотношение музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем. Возможность для творческого самовыражения обеспечивается развивающей предметно-пространственной средой в группах, участием в конкурсах, концертах муниципального, регионального и федерального уровней. Результатом реализации указанных условий является высокая активность детей, эмоциональная отдача, хорошее настроение и желание дальше заниматься музыкальным творчеством.
Непосредственное развитие детской музыкальной одаренности происходит посредством деятельности детей в фольклорном кружке «Соловушка», участия их в оркестре народных инструментов и создания театрализованных представлений. Помимо традиционных способов развития музыкальных способностей дошкольников, педагоги разучивают с детьми народные игры, обряды, учат их игре на народных инструментах. Особого внимания заслуживает народный театр, где с детьми ставятся мини-спектакли как проектные продукты - «Колядки», «Капустники», «Кузьминки» и др. В их подготовке и проведении дети проявляют себя как настоящие артисты, играя разные роли, пробуя себя в различных видах деятельности: в пении, танцах, игре на инструментах, драматизации. У них формируется уверенность в себе, желание петь, танцевать и музицировать, делиться творческими успехами со сверстниками и взрослыми, что создает предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования творческой личности ребенка и формирования его музыкальной культуры уже в школе.
Не менее интересны и другие формы работы с детьми. Так, размышление о музыке - позволяет в речи выразить свои чувства и ощущения. Важно не только содержание, но и форма рассуждения, выразительность, интонация речи ребенка. В эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности - выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Импровизационные этюды развивают интонационный и ладовый слух, творческую фантазию. При импровизировании ребёнок может продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности, или же, наоборот, выйти за пределы предложенного и завершить её так, как ему хочется.
Пластическое интонирование (возможность «проживания» образов, когда
пост, движение становятся формой эмоционального выражения содержания) обладает особенным свойством - обобщать эмоционального выражения через жесты, движения, пластику. Музыкально-исполнительская деятельность помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями .навыками, необходимыми для музицирования. Приём графического цветового моделирования музыки позволяет развивать цветовое восприятие выражать эмоциональное состояние ребёнка, т. к. требует выбора цвета, общей графической композиции, соответствующей характеру музыльного образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательны и интересны для педагога особое положение линий, отражающий регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.
В заключение хочется отметить, что ансамбль «Соловушка» - неоднократный победитель городских и республиканских конкурсов народной патриотической песни (2011, 2012, 2013 гг.) Алтайского района.
Реализуя различные интегрированные проекты, дети расширяют границы мировоззрения, обогащают свой социальный опыт общения со взрослыми, сверстниками, приобретают опыт публичных выступлений.
Силами детей, педагогов, родителей реализуются различные музыкально-
Театральные проекты, которые представляются вниманию родителей,
слушателей курсов Хакасского института развития образования и повышения квалификации, студентов КПОИиП Хакасского государственного
института им. Н. Ф. Катанова, ветеранов войны и труда.
Библиографический список
Савенков А И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студ. Высш. пед учеб заведений. М: Академия, 2000.232 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
М.,2013. 20 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...