Макет "Дымково"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предназначен для детей дошкольного возрасата 4-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_dymkovo.docx | 190.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, педагоги, родители!
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Детей воспитывает все, и особенно то, что их окружает. Поэтому работу надо начинать с создания условий для приобщения родителей и детей к народной культуре.
В детском возрасте, когда ребенок особенно эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно – прикладного искусства поможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать. Глядя на дымковские игрушки, представленные в макете «Дымково» можно организовать занятия по декоративному рисованию дымковской игрушки, что дает возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Рассматривая и рисуя пятнистых лошадок, индюков и нарядных кукол развивает у детей творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству
Рассматривая дымковские игрушки, дети знакомятся с историей России, заглядывают в далекое прошлое, познают быт русской деревни, ее традиции.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.
Макет «Дымково»(для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет)
Описание макета: макет состоит из специально оформленной коробки с изображением силуэтов дымковской игрушки карусели с лошадками, глиняными куклами – барышнями, расписанными элементами дымковской росписи, деревьями. Макет может использоваться как демонстрационный материал в уголке изодеятельности при ознакомлении детей с дымковской росписью, в уголке патриотического воспитания при ознакомлении с культурой и историей русского народа и игровой материал в театральной деятельности с детьми 4 – 7 лет.
Цель: дать детям представления о дымковской игрушке.
Задачи:
- Познакомить с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской игрушкой;
- Учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, развивать художественный вкус;
- Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров;
- Воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.
Варианты использования макета «Дымково»
Вариант 1. «Чудо – роспись»
Цель: Учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, развивать художественный вкус;
Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров;
Реализация:
Макет выставляется в уголок изобразительной деятельности, как демонстрационный материал. Воспитатель знакомит детей с дымковской игрушкой, элементами росписи. Дети рассматривают глиняные игрушки, изучают элементы росписи – где и как эти элементы можно использовать и применять (роспись, юбок у барышень, роспись лошадок, индюков и т.д.)
Вариант 2. «Народные промыслы России»
Цель: Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством народов России - дымковской игрушкой, дать детям знания о родине Дымки.
Макет представляется в уголке патриотического воспитания. Педагог знакомит детей с историей возникновения глиняной дымковской игрушки, почему именно так эти игрушки назвали, где их лепили.
Вариант 3. Игра « Найди отличия»
цель: Учить детей правильно называть элементы росписи, составлять небольшой описательный рассказ – сравнение, развивать внимание, мышление, речь.
Материал: дымковские игрушки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть дымковские игрушки, украшенные по-разному (например – барышни) и рассказать, чем узор на одной игрушке отличается от узора на другой игрушке.
Вариант 4 «Ярмарка в Дымково»
Цель: продолжать воспитывать у детей эстетические чувства, используя русские народные традиции, игры;
Ход игры. Игра проводится в виде развлечения
Воспитатель: знаете ли вы ребята, что на большие праздники на Руси устраивали ярмарки. На них можно было купить всевозможные товары, сделанные русскими мастерами – умельцами, покататься на каруселях, хорошо повеселиться, поиграть в русские народные игры. Людей, которые продавали игрушки, называли коробейниками, так как свой товар они носили в специальных коробах. Давайте поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами, и покупателями. Чтобы товар хорошо продавался, его нужно хорошо расхвалить, а покупателей зазывать.
Воспитатель:
Проходи честной народ, всех вас ярмарка зовет!
Расписными огоньками, калачами пирогами!
Сказками, игрушками, пряником, ватрушками!
Посмотрите господа, что за чудо у меня!
На подносах расписных много кукол озорных,
Карусели звонкие и свистульки громкие!
Барыни красавицы, все нарядом славятся!
Их весь день и до утра лепят в Вятке мастера.
Месят глину, топят печи, тратят краски, кисти, свечи,
Что за чудо? Что за диво? Так расписано красиво?
Это, знаю, там и тут сказку Дымкою зовут!
Ребенок - зазывала: в русском народном костюме
У нашего Якова – товару всякого!
Нитки, катушки, веселые игрушки,
Красивые платочки, мелкие гвоздочки,
Игрушки наши для души вашей!
Не бьются, не ломаются,
Порче никакой не подвергаются!
Выходит коробейник с товаром. Дети покупают товар, который им понравился, но для того, чтобы купить, надо обязательно сказать, почему тебе понравился этот товар.
Воспитатель:
Вот и ярмарка в разгаре, загорелись огоньки,
Появились на прилавках, расписные индюки!
В ярких платьях барыни с бравыми гусарами!
В ярких лентах карусель закрутилася теперь!
Какая же ярмарка без веселья, давайте – ка поиграем, повеселимся.
Проводится игра «Золотые ворота»
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах –
На весь мир молва идет!
Вот и ярмарке конец,
А кто был здесь – молодец!
Художественное слово о Дымковской игрушке.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Средь поля, средь леса, в снегу и сугробах
Приткнулась деревня домишек убогих
В них печи топили, хоронясь от зимы.
Трещали в печурках поленья осины,
Забаву ребятам лепили из глины.
Дымы над домами всю зиму стояли,
И Дымково все ту деревню прозвали.
Давно это было, но всех и сейчас
Игрушки из Дымкова радуют нас.
Не птица, а сказка, и сказочный конь
От щедрости красок горит, как огонь.
Пусть воет, свистит под окошками ветер,
Узор на игрушках, как солнышко, светел.
Обычная глина и форма простая,
А ты посмотри, красота-то какая!
Приезжали взрослые с ярмарки, с базара,
Привозили домой вороха товара.
Ну а ребятишкам - девчонкам и мальчишкам -
Свистушки да игрушки, веселые частушки.
Свищет глиняная птичка, козлик, лошадь и синичка,
На боках орнамент ярок - то из Дымкова подарок!
Вечера зимою длинные,
Лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.