Проект "Развитие мелкой моторики рук"
проект (младшая группа) на тему
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_melkaya_motorika_ruk.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Развитие мелкой моторики и функциональности рук у детей»
Актуальность
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В.А. Сухомлинский
"Рука - это своего рода внешний мозг."
Э. Кант
Зачем нужно развивать мелкую моторику и функциональность рук у детей? Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - это мощный стимул развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Работа над моторикой ребенка позволит: улучшить и ускорить речевое развитие; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. У кого лучше развиты мелкие движения рук, те имеют более развитый мозг, особенно отделы, которые отвечают за речь. Уровень развития мелкой моторики – показатель интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. А так как дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут долго концентрировать свое внимание и выполнять монотонные движения, то для них была разработана система игр и игрушек для моторики.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Сюда входят:
1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
2. Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
3. Народные игры с ладошками;
4. Игры с природным материалом;
5. Игры с песком и водой;
6. Пальчиковый театр;
7. Дидактические игры;
8. Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по программе должны проводиться в игровой форме, максимально реализуя ситуацию успеха, следовательно, и работа будет продвигаться легко, без психического напряжения.
Участники проекта
Дети, воспитатели, родители группы.
Сроки реализации
Сентябрь - май.
Цель проекта
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, развитие при помощи пальчиковой гимнастики, дидактических игр, упражнений и разных видов продуктивной деятельности.
Задачи проекта
1. Совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики.
3. Подобрать дидактические игры, упражнения и виды продуктивной деятельности для развития моторики рук.
Предполагаемый результат
1. Усовершенствованная предметно - развивающая среда.
2. У детей повысится уровень уверенности движений пальцев рук, возрастет направленность движений кистей рук, повысится уровень слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
3. Увеличится словарный запас детей, речь станет более эмоциональной и выразительной, активной в различных видах деятельности, в соответствии данному возрасту.
4. Дети с интересом будут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
5. Дети овладеют разными видами трудовой деятельности.
Реализация проекта
* Комплексный подход при разработке занятий;
* систематичность и последовательность занятий;
* вариативность содержания и форм проведения занятий;
* наглядность;
* адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
* следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
* индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
* повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять полученные результаты.
Подготовительный этап
1 – я и 2 – я недели
Поиск и сбор материалов для проведения занятий; подготовка картинок для рисования, геометрических фигур; конвертов и контейнеров для хранения материалов. |
Основной этап
Сентябрь
Занятия начинаются с 3-й недели. 1-ая и 2-ая недели – адаптация.
3-я неделя
1. | Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги | Цель: развитие мелкой моторики, угадывание животных. | Понадобятся скомканные листы цветной бумаги с изображением животных. |
2. | Найди и положи рядом такой же | Цель: разложить геометрические фигуры по цвету и форме. | Понадобятся геометрические фигуры из цветного картона. |
3. | Шнурочки | Цель: развитие мелкой моторики. | Понадобятся шнурки, тесьма или ленточки. Ребенок завязывает узелки на шнурке. Можно устроить соревнование: кто быстрее и больше завяжет узелков? |
4-я неделя
1. | Дорисуй дождик | Цель: развитие мелкой моторики, правильно держать карандаш, научить заканчивать рисунок. | Понадобится картинка с тучкой и несколько штрихов (капельки дождя). Предложить ребенку закончить рисунок. |
2. | Бусы из макарон | Цель: развитие мелкой моторики. | Понадобятся шнурочки и цветные макароны. |
3. | Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков. | Цель: развитие мелкой моторики, массаж пальчиков, ладоней. | Понадобятся карандаши, орехи или шарики (мячик попрыгун). |
5-я неделя
1. | Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа) | Цель: развитие мелкой моторики. | Понадобится разноцветная бумага и конверт, куда будут сложены кусочки бумаги). |
2. | Аппликация «Солнышко» | Цель: развитие мелкой моторики, раскладывание кусочков бумаги по контуру. | Понадобится конверт с кусочками бумаги с предыдущего занятия. |
3. | Дорисуй расческу для Тани | Цель: развитие мелкой моторики, правильно держать карандаш, научить заканчивать рисунок. | Понадобится картинка с расческами у которой отсутствуют несколько зубков. |
Октябрь
1-я неделя
1. | Волшебные прищепочки | Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, активизация ощущений. | Понадобятся прищепки, разные фигуры из картона. Предложить ребенку собрать морковку, надеть иголки на ежика, нарядить елочку, сделать солнцу лучики. |
2. | Собираем урожай | Цель: развитие мелкой моторики, название похожих на шарики по цвету овощей и фруктов. | Понадобится разноцветный пластилин, дощечка для раскатывания. |
3. | Дорисуй лесенку для Мишки | Цель: развитие мелкой моторики, правильно держать карандаш, научить заканчивать рисунок. | Понадобится картинка с лесенкой, у которой отсутствуют некоторые ступеньки. |
2-я неделя
1. | Загадочная фасоль | Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия. | Понадобится емкость, наполненная фасолью, игрушечные овощи и фрукты. Предложить ребенку отыскать спрятанные в фасоли предметы. |
2. | Обведи яблоки | Цель: развитие мелкой моторики, правильно держать карандаш, научить обводить по контуру предметы. | Понадобится картинка с яблоками. |
3. | Сушка овощей | Цель: развитие мелкой моторики. | Понадобятся веревка и двойные трафареты овощей, или овощи можно крепить на веревке при помощи прищепок. |
3-я неделя
1. | Чудесный мешочек | Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. | Понадобится не прозрачный мешочек с овощами и фруктами. |
2. | Обведи морковки для зайчика | Цель: развитие мелкой моторики, правильно держать карандаш, научить обводить по контуру предметы. | Понадобится картинка с морковкой. |
3. | Посмотри, кто спрятался в комочек | Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия. | Понадобятся скомканные в шарики листы бумаги с изображенными на них контурами птиц. |
4-я неделя
1. | Знакомство с птицами. Птичьи следы на песке | Цель: познакомить с разнообразием птиц, закрепить знание цветов; развитие мелкой моторики. | Понадобится поднос с песком или манкой для рисования пальчиками. |
2. | Дорисуй солнышко, домик и забор. | Цель: правильно держать карандаш, развитие мелкой координации рук. | Понадобится изображение домика, заборчика и солнышка выполненные пунктиром. |
3. | Заготовка корма для зимующих птиц | Цель: научить различать горох и фасоль, развитие мелкой моторики рук. | Понадобится контейнер с фасолью и горохом. Предложить детям рассортировать. |
Ноябрь
1-я неделя
1. | Собери пазл «транспорт» | Цель: разнообразить словарный запас, научить пользоваться пазлами, развитие мелкой моторики. | Понадобится: карточки – пазлы с изображением транспорта |
2. | Дорисуй коровкам травку | Цель: научить пальчиками изображать фигуры, развить мелкую моторику рук. | Понадобится: картинка с изображением коровки и недорисованной травки. |
3. | Определи на ощупь | Цель: учить детей определять предметы на ощупь; обогатить словарный запас. | Понадобятся овощи, спрятанные в контейнере с фасолью. |
2-я неделя
1. | «Покатай, покатай» | Цель: научить приемам самомассажа; развитие мелкой моторики. | Понадобятся карандаши с ребристой и гладкой поверхностью. |
2. | Разложи по своим местам | Цель: развитие мелкой и координации рук. | Понадобится пазл с окошками, вырезанные по форме животных. |
3. | Почини инструменты | Цель: развитие мелкой моторики; обогащение словаря; умение определять не достающий предмет. | Понадобятся инструменты из картона с недостающими деталями, детали должны лежать отдельно. |
3-я неделя
1. | Что это? | Цель: развитие мелкой моторики, угадывание одежды и обуви. | Понадобятся скомканные в шарики рисунки с изображениями различных предметов одежды. |
2. | Шнурочки | Цель: развитие мелкой моторики. | Понадобятся ленточки или шнуроки для завязывания узелков. |
3. | Помоги развесить одежду | Цель: развитие координации и мелкой моторики рук. | Понадобятся двойные и одинарные трафареты (одинарные вешаем на прищепки) |
4-я неделя
1. | Подбери пуговицы по цвету | Цель: развитие мелкой моторики | Понадобятся пуговицы разной величины и цвета |
2. | Дорисуй полоски на одежде Кати | Цель: развитие координации и мелкой моторики рук. | Понадобится картинка с девочкой в платье с незаконченной полоской. |
3. | Найди пару | Цель: развитие мелкой и координации рук. | Собрать по парно сапожки и туфельки. |
Декабрь
1-я неделя
1. | Строим дом из кубиков | Цель: развитие мелкой моторики и координации рук. | Понадобятся кубики разных цветов |
2. | Дорисуй, как льется вода из леек у зверят | Цель: развитие мелкой моторики и координации рук. | Понадобится рисунок с недоконченным изображением, выполненным пунктиром |
3. | Выложи из цветных геометрических фигур | Цель: развитие мелкой моторики, закрепление названий геометрических фигур, цветов. | Понадобятся различные геометрические фигуры разных цветов |
2-я неделя
1. | Что у кого? | Цель: развитие мелкой моторики, угадывание транспорта. | Понадобятся скомканные в шарики рисунки с изображениями различных машин. |
2. | Грузим игрушки на грузовик | Цель: развитие мелкой моторики, умение соблюдать чистоту в игровой зоне | Понадобятся мелкие игрушки, разбросанные на ковре |
3. | Дорисуй елочку в лесу | Цель: умение держать карандаш, проводить прямую линию по пунктиру | Понадобится поднос с песком или крупой, на котором дети будут рисовать пальчиками. |
3-я неделя
1. | Снегопад в лесу | Цель: развитие мелкой моторики | На ёлочке из бархатной бумаги разложить комочки ваты |
2. | Лепим снежинки большие и маленькие | Цель: развитие мелкой моторики, координации рук | Сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями |
3. | Снежная баба | Цель: развитие мелкой моторики, координации рук | Понадобится пластилин белого цвета |
4-я неделя
1. | Чудесный мешочек | Цель: развитие мелкой моторики; умение определять на ощупь; обогащение словарного запаса | Понадобится мешок с резиновыми игрушками |
2. | Выложи животное из геометрических фигур | Цель: развитие мелкой моторики, развить фантазию детей | Понадобятся геометрические фигуры из картона разного цвета |
3. | Новогодний подарок для белочки | Цель: развитие мелкой моторики. | Собрать на ковре разбросанные половинки грецких орехов. |
5-я неделя
1. | Наряди елочку. Елочные игрушки из пластилина. | Цель: создавать аппликацию из пластилина, научить детей круговыми движениями рук скатывать шарики из пластилина, приклеивать к нарисованной елочке; называть цвета (красный, синий, желтый); самостоятельно выбирать цвет. | Понадобится изображение елочки и разноцветный пластилин. |
2. | Собери из геометрических фигур елочку, снеговика, снегурочку | Цель: помочь детям проявить фантазию, умение различать круг и треугольник, научить различать цвета и подбирать форму и цвет для задуманной поделки. | Понадобятся круги разного диаметра белого цвета и треугольники разной величины зеленого и голубого цвета. |
3. | Лепим печенья из кинетического песка | Цель: во время игры развивать мелкую моторику; фантазию ребенка | Кинетический песок, формочки. |
Январь
2-я неделя
1. | Красивый поднос | Цель: Учим делать пластилиновый фон, не заезжая за контур рисунка; наносить ровным слоем пластилин, затем путем вдавливания украсить поделку горохом, рисом и др.; развивать творческое воображение | Необходимо: пластилин, горох, рис, пшено, гречка, и рисунок с подносом. |
2. | Ежи и ежата | Цель: научить формировать шарики разного диаметра, круговыми движениями рук; из шарика, надавливаниями пальцев, формировать ежиков; используя зубочистки сделать иголки; проявлять фантазию. | Понадобится пластилин, досочки для поделок и зубочистки. |
3. | Облака | Цель: учим штриховать, делая нужный нажим на карандаш; вспомнить о том, как наблюдали за облаками на улице. Есть светлые облака, воздушные, есть темные — дождевые. Из-за темного облака самолета почти не видно, из-за светлого видно хорошо | Понадобятся картинка — два нарисованных самолета, вокруг них темное и светлое облако; мягкий карандаш. |
3-я неделя
1. | Подарок для мышек и мышат | Цель: научить различать семечки тыквы и подсолнуха; развивает чувствительность пальцев, мелкую моторику. | Понадобится контейнер с семечками тыквы и подсолнуха и две тарелочки для сортировки. |
2. | Рисуем на песке узоры | Цель: развиваем воображение детей; мелкую моторику. | Понадобится поднос с песком. |
3. | Чтобы мишка не замерз в берлоге | Цель: учить детей разрывать бумагу на мелкие кусочки (снежные хлопья); вспомнить названия цветов и выбрать тот лист бумаги, из которого получатся «снежные хлопья»; учить пользоваться клеем и приклеивать кусочки, не заходя за контур. | Листы цветной бумаги; клей; изображения берлоги медведя. |
4-я неделя
1. | Извилистые дорожки | Цель: развиваем точность движения и координации рук; учить проводить линии не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за контур дорожки. | Необходимо: нарисованные дома и машины, между ними на расстоянии несложные извилистые дорожки; «водителю» нужно провести машину к дому. На дороге быть осторожным — не вылезать за пределы дорожки и не отрывать карандаш от бумаги, ведя машину по изгибам дорог. |
2. | Оригами «Лодочка» | Цель: научить детей основам оригами; развить точность движений рук. | Необходимо: рисунок с морем и цветная бумага для изготовления лодочек. |
3. | Красивая ваза | Цель: закрепляем умение создавать аппликацию из пластилина, украшая, путем вдавливания различных круп в пластилиновую основу; создавая фон из пластилина, не заезжать за контур изображения вазы. | Понадобится пластилин, разные крупы (рис, гречка, горох, фасоль) и рисунок с изображением вазы. |
Февраль
1-я неделя
1. | Найди сюрприз | Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению. | Необходимые материалы: фантики (10-15 штук), мелкие предметы (значки, пуговицы и т.д.), воздушная кукуруза, орехи. Ход игры: Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить. |
2. | Сбей мячиками кегли. Проведи прямые линии. Раскрась кегли. | Цель: научить детей рисовать прямые линии; правильно держать карандаш; различать цвета; раскрашивать предметы, не заезжая за контур. | На рисунке изображены мячики и на противоположной стороне кегли (цветным контуром), между ними пунктирной линией обозначен путь мячей. |
3. | Пересыпаем ложкой | Цель: развиваем координацию рук; терпение у детей; аккуратность. | Понадобятся две чашки, в одной из них насыпана крупа. Надо с помощью ложки пересыпать крупу в пустую чашку. Можно среди детей устроить соревнование. |
2-я неделя
1. | Ну-ка, вылови! | Цель: развитие мелкой моторики; терпение; аккуратность. | В одной емкости налита вода, где плавают мелкие игрушки. Надо ложкой поймать игрушки и переложить в пустую емкость. |
2. | Маленький аптекарь | Цель: развитие мелкой моторики; движений пальцев рук, координации. | На тарелке разложены разного цвета бусины «витамины», надо пинцетом разложить в баночки «витамины» одного цвета. |
3. | Дорисуй палочки у флажков, вишен, листочков и цветков | Цель: научить детей рисовать прямые линии; правильно держать карандаш; различать цвета; действовать по образцу. | Понадобятся рисунки с изображениями флажков, вишен, листочков и цветков. У некоторых фигур есть палочки, у остальных нет. Предложить детям закончить рисунки по образцу. |
3-я неделя
1. | Выловим из воды | Цель: развиваем координацию рук; терпение у детей; аккуратность. | Налить в миску воду и бросить туда несколько мелких плавающих предметов: кусочки пробки, веточек и т.д. Предложить ребенку с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито надо держать в правой руке. |
2. | Витаминный завод | Цель: умение различать цвета; круговыми движениями рук из пластилина формировать шарики; развитие мелкой моторики. | Лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки. |
3. | Выполни штриховку фигур | Цель: учить правильно держать карандаш; рисовать прямые линии, не заезжая за контур фигуры; вспомнить названия геометрических фигур. | Рисунки с различными геометрическими фигурами с начатой штриховкой. Предложить детям закончить штриховку по образцу. |
4-я неделя
1. | Самолет для папы | Цель: продолжать знакомить детей с приемами оригами; развивать мелкую моторику и координацию рук; учить пользоваться самостоятельно клеем; проявлять фантазию при украшении предмета. | Понадобятся листы белой бумаги для создания самолета, клей и разные предметы для наклеивания (звездочки, флажки, цветочки и т.д.) |
2. | Волшебное сито | Цель: показать детям как при помощи сито можно отделить мелкие частицы от более крупных; развитие координации движения рук. | Понадобится миска с перемешанной манкой и рисом. Предложить отобрать рис от манки сначала пальчиками, а потом достать сито и показать детям как можно ускорить процесс. |
3. | Нарисуй по контуру изображения предметов | Цель: развитие мелкой моторики и координации рук; учить правильно держать карандаш, учить соединять точки без лишних движений; раскрашивать предметы, не заезжая за контур. | Картинки с изображениями машинки, грибочка, бабочки, выполненные точками. Надо соединить точки и полученную картинку раскрасить по своему усмотрению. |
Март
1-я неделя
1. | Цель: научить переносить губкой воду из одной тарелки в другую; показать, как с помощью губки можно убрать лужу. | Понадобятся поднос, на нем две тарелки, одна с водой, другая пустая и губка. | |
2. | Цель: Показать, как взбивать пену, правильно держа венчик и совершая движения по часовой стрелке; развитие мелкой моторики. | Налить в миску немного воды и капните несколько капель шампуня. Левая рука должна в это время придерживать миску. Обратить внимание ребенка на результат - появление пены. Когда ребенок начнет взбивать сам, помочь ему вначале, слегка направляя его руку. Закончив взбивать, ребенок должен обязательно убрать за собой, аккуратно вытерев лужицы. | |
3. | Мячики для котят | Цель: совершенствуем умение лепить круговыми движениями рук из пластилина шарики. | Понадобится пластилин разных цветов, досочки для лепки, салфетки для рук. |
2-я неделя
1. | Веер для мамы | Цель: научить детей складывать лист бумаги гармошкой; украсить аппликацией (геометрическими фигурами), выбрав цвет и форму деталей, проявляя при этом фантазию. | Понадобятся цветная бумага, мелкие разноцветные геометрические фигуры, клей. |
2. | Цель: развитие мелкой моторики и координации рук; терпение и аккуратность. | Насыпать в кувшин немного крупы и показать, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок). | |
3. | Обведи картинки. | Цель: научить детей обводить картинки; правильно держать карандаш; различать цвета; раскрашивать предметы, не заезжая за контур. | Картинки, выполненные контуром с нарисованной улиткой, клубничкой, цветочком и зонтиком. |
3-я неделя
1. | Не пролей | Цель: развитие мелкой моторики и координации рук; терпение и аккуратность; учить собирать губкой пролитую воду. | После того как дети освоили пересыпание крупы из кувшина в стакан, можно переходить к переливанию воды. Покажите, как собрать разлитую воду губкой. |
2. | Солнце светит ярко | Цель: развитие координации рук; усидчивости; мелкой моторики. | Понадобится желтый кружочек и спички. Выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружочка. |
3. | Дорисуй вторые половинки картинок. Раскрась их. | Цель: развитие мелкой моторики и координации рук; учить правильно держать карандаш, учить соединять точки без лишних движений; раскрашивать предметы, не заезжая за контур. | Картинки с изображением елочки, домика, зайчика, одна половинка нарисована и раскрашена, вторая половина выполнена контуром. |
4-я неделя
1. | Цель: развитие внимания, аккуратности, мелкой моторики; научить брать кусочки поролона тремя пальцами. | Разложить на полу кусочки поролона и сказать, что это грибочки; попросить детей собрать их в корзинку. Собранные «грибы» надо по одному класть в корзину. Проследить, чтобы ребенок собрал все «грибы». | |
2. | Что спряталось в комочке? | Цель: учить разглаживать бумажные комочки; угадывать контурные изображения игрушек. | Понадобятся скомканные комочки бумаги с изображением контурной линией игрушек. |
3. | Определи на ощупь. | Цель: научить на ощупь определять и называть предметы. | В мешочек с фасолью спрятать игрушку и предложить детям, не подглядывая, определить на ощупь, что это и назвать. |
5-я неделя
1. | Собери неваляшку | Цель: научить проявлять фантазию, складывая из геометрических фигур неваляшку; называть геометрические фигуры. | Понадобятся круги из картона разного цвета и отдельно глазки для личика неваляшки. |
2. | Выложи домик | Цель: развитие координации рук; усидчивости; мелкой моторики. | Предложить детям из спичек или счетных палочек выложить домик. |
3. | Нарисуй узор на посуде | Цель: закрепить умение держать карандаш, выполнять узор по образцу. | Рисунок с посудой (чашкой, кастрюлей, чайником) и фрагменты узоров. |
Апрель
1-я неделя
1. | Поляна цветов | Цель: развитие координации рук, развить терпение, умение подставлять нужные детали (лепестки) к серединке цветка определенного цвета; вспомнить названия цветов. | Понадобятся из картона серединки цветка и отдельно лепестки разных цветов. |
2. | Золушка | Цель: научить различать горох и фасоль, развитие мелкой моторики рук. | Понадобятся фасоль с горохом и тарелочки. Дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки. |
3. | Раскрась картинку | Цель: закреплять умение держать карандаш; различать цвета; проявлять фантазию; раскрашивать фигуры, не заезжая за контур. | Предложить детям раскрасить любую картинку, самостоятельно подбирать цвета. |
2-я неделя
1. | Волшебная пипетка | Цель: развитие мелкой моторики и координации рук; развивать фантазию при просмотре получившегося узора. | Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Показать, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть ребенок капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем вместе понаблюдать с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор. |
2. | Поймай шишку | Цель: развитие ловкости и координации рук. | Взять любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как ребенок освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. |
3. | Обведи предмет | Цель: учить детей обводить предметы, в одной руке держа карандаш, а другой придерживать предмет. | Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т.д. |
3-я неделя
1. | Почини одежду зайчатам | Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание. | Понадобятся вырезанные из картона юбочки, шорты, кофточки и отрезанные от одежды геометрические фигуры. Предложить детям поставить заплатки на одежду, называя геометрические фигуры. |
2. | Подбери чашки к блюдцам | Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание. | Положить на стол, вырезанные из картона, блюдца и чашки. Предложить детям по цвету к блюдцам подобрать чашки. |
3. | Цветик-семицветик | Цель: учить детей создавать аппликацию из пластилина; отщипывать от куска пластилина небольшие кусочки; различать цвета. | Понадобится картинка с цветком. Предложить ребенку выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. |
4-я неделя
1. | Бусы из соленого теста | Цель: учить из соленого теста круговыми движениями лепить шарики и палочкой в серединке делать дырочки. | Понадобится соленое тесто разных цветов, палочка для проделывания дырочек в бусинах, шнурок для сборки бус. |
2. | Найди пару | Цель: учить различать предметы по цвету и форме, закреплять знания основных цветов спектра, развивать внимание, память. | Предложить детям разобрать по парам туфельки, вырезанные из картона. |
3. | Укрась бабочку | Цель: учить детей создавать аппликацию из готовых деталей, выполнять работу аккуратно; вспомнить названия цветов. | Предложить детям нарисованную бабочку с белыми крылышками украсить цветными деталями. |
Май
1-я неделя
1. | Найди домик | Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине. | Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины. |
2. | Соберём пирамидки | Цель: Учить детей правильно собирать пирамидки разных форм. Развивать мышление, логику, внимание. | Предложить детям собрать из деталей, вырезанных из цветного картона, пирамидки. |
3. | Зёрнышки для петушка | Цель: закреплять умение пользоваться пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. | Понадобится игрушка петушок, пластилин желтого цвета, дощечки, тарелочка, зерно (пшено). |
2-я неделя
1. | Угадай-ка | Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; формировать умение обследовать предметы на ощупь; развивать мышление, фантазию. | Дети закрывают глаза. Воспитатель кладёт на ладонь каждого ребёнка один предмет (фасоль, горох, жёлудь и т. д.). Дети обследуют предмет на ощупь с закрытыми глазами и называют ответ. |
2. | Нарви молодой травки для кролика | Цель: учить детей отрывать мелкие кусочки от листа бумаги; различать зеленый цвет. | Понадобится лист зеленой бумаги. Предложить детям мелко порвать зеленую бумагу. |
3. | Червячки для грачей | Цель: закреплять умение работать с пластилином; лепить червячков, раскатывая пластилин между ладонями в колбаски. | Понадобится черный пластилин, дощечка для раскатывания пластилином, тряпочки для рук. |
3-я неделя
1. | Кто больше соберет фасоли | Цель: развитие мелкой моторики; внимание. | Собрать фасоль с ковра в стаканчики. |
2. | Посади фасоль | Цель: показать детям посадку семян фасоли, развивать интерес к посадке растений. | Фасоль и горшочки с грунтом. |
3. | На деревьях распустились листочки | Цель: правильно держать карандаш; узнавать зеленый цвет; рисовать маленькие кружочки – листочки. | Понадобится нарисованные деревья без листочков. |
4-я неделя
1. | Собери цыпленка | Цель: научить по образцу складывать объемные шестиугольные фишки-соты. | Понадобится мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот. |
2. | Секретики | Цель: развитие мелкой моторики. | Завернуть в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите детям развернуть подарок. |
3. | Весенний букет | Цель: закреплять умение пользоваться клеем, из геометрических фигур создавать композицию, проявляя фантазию; закреплять названия геометрических фигур. | Понадобятся клей, геометрические фигуры разного размера и цвета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....
Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?
Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1. Повысить педагогическую грамотность родителе...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...