Использование сказкатерапии в работе с детьми дошкольного возраста
статья на тему
Использование методов сказкотерапии в работе педагога-психолога детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_v_rabote_s_detmi.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗОЧНЫЙ МИР ДЕТСТВА
«Волшебники учатся у тех героев, которых сами создают».
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Когда я была маленькой, то очень любила слушать сказки на пластинках. В зависимости от своего настроения, я представляла себя тем или иным героем: то Снежной королевой, с ее неприступностью и холодностью, то Гердой с пламенным сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов". Я была заворожена теми таинственными голосами, доносившимися с пластинок, которые с первых минут создают эффект присутствия в сказке.
И сейчас мне бесконечно жаль, что очень многим детям, а с этим я столкнулась в своей практике, родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
Мне удалось найти способ реализации выплеска детских эмоций – это сказкотерапия.
Всем известно, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому вся моя работа проходит в игровой форме при знакомстве детей со сказкой.
Я начала работу над своим проектом «Сказочный мир детства» 2 года назад.
И основной задачей своей работы с детьми 3-4 лет по психопрофилактической программе «Волшебный мир сказок» я вижу развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через сказку, используя игровые технологии.
В своей работе я использовала опыт психологов-современников: Сакович Н.А. Панфилова М.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими...
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Как же сказкотерапия может помочь в достижении поставленной цели: развитие коммуникативных навыков у детей?
Поскольку, я работаю с детьми дошкольного возраста, то:
во-первых, сказка всегда служит для них средством встречи с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира...
Во-вторых, сказкотерапия обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими, тем самым сплачивая детский коллектив.
В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, что сглаживает конфликтные ситуации.
Только сочинять, читать и рассказывать сказки, особенно длительное время, было бы, наверное, не так интересно, поэтому я использую в работе игровые приемы, позволяющие поближе познакомиться со сказкой, объединить сказки, выполняющие разные функции. Сказочная страна дает множество возможностей для того, чтобы сделать процесс сказкотерапии зрелищным и увлекательным.
Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Игровые занятия представляют собой синтез современных психотерапевтических методов: игротерапии, беседы, психогимнастики, телесной терапии, сказкотерапии. Объем решения предполагаемых задач велик, а в возрастных группах отведено определенное время для проведения занятий. Поэтому занятие строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающий в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Для расширения багажа знаний детей воспитатели продолжают знакомить их со сказкой на занятиях по художественной литературе, во 2ом блоке, в совместной деятельности.
Комбинируются не только сказки, но происходит и комбинация видов деятельности.
Рассказывание и анализ сказок комбинируются с процессом создания кукол, сочинение собственных историй – с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой ребенок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.
В работе с детьми я использую такие формы работы со сказками – анализ сказок, их исследование, рассказывание, решение сказочных головоломок, сочинение, рисование, создание кукол и постановка спектаклей, психодинамические медитации.
И это помогает мне решить задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, коррегируя типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии семейных отношений (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Чтение сказок, их разбор, проигрывание ситуаций, нахождение решения облегчает адаптацию детей к дошкольному учреждению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение правильной речи заикающихся детей дошкольного возраста (план-программа коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)
Составлен учителями-логопедами ГБДОУ №116 Фрунзенского района Санкт-Петербурга...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"
Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».
laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы… внутри страны мы должны формировать среду, в кот...