Детское экспериментирование
статья на тему

Представление собственного педагогического опыта

 на районном семинаре по теме:

«Детское экспериментирование в старшем дошкольном возрасте»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта

 на районном семинаре по теме:

«Детское экспериментирование в старшем дошкольном возрасте»

 

Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком.

В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности: от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога. Затем необходимые материалы и оборудование для экспериментирования вносятся в пространственно – предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Данные материалы и оборудования должны быть безопасны для детей.

Эксперимент должен отвечать следующим условиям:

– максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

– безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;

– показ только существенных сторон явления или процесса;

– отчетливая видимость изучаемого явления;

– возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Эксперимент позволяет в детском саду знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и целостное отношение к реальному миру.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие возможна при выполнении педагогом двух важных условий: 1) стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент; 2) оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев – насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации.

Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Разрешение проблемной ситуации возможно как позитивным, так и негативным способами. В зависимости от выбора способа разрешения проблемной ситуации формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Таким образом, включая ребенка в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических умственных действий. Педагог должен научить детей: вести наблюдения за объектами неживой природы; конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы; научить проводить простейшие опыты, соблюдая правила безопасности.

Исследовательская деятельность – это не только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать, т. е. работать на теоретическом уровне.

Для того чтобы исследовательская деятельность была эффективной, мы составили план совместных действий для всех участников образовательного процесса с целью стимулирования их познавательного интереса и формирования познавательной активности: активное практическое участие ребенка в мероприятиях непосредственно образовательной деятельности.

 Индивидуальная исследовательская деятельность детей, в процессе которой ребенок учится видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Групповая детская исследовательская деятельность, в процессе которой дети учатся работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.

 Наблюдения на прогулках с рассуждениями, опытами, воздействиями на объекты природы. Активная игровая деятельность, в ходе которой идет познание мира и человеческих отношений в социуме. Режимные моменты, в ходе которых ребенок активно приобретает культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Все виды детского труда, в ходе которых происходит развитие у детей исследовательских умений и практических навыков.

Труд, экспериментирование и наблюдение в уголке природы научат дошкольников устанавливать причинно-следственные связи, они смогут приобрести практические умения работать с инструментом, выполнять определенные действия с растениями, наблюдать, делать выводы и умозаключения.

Творческая художественная деятельность, в ходе которой есть у ребенка возможность для проявления своих творческих способностей, там ребенок может раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.

 Познавательные экскурсии, в ходе которых дети практически научатся устанавливать причинно – следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями.

 Экспериментирование, опытническая работа в процессе непосредственно образовательной деятельности и в свободной продуктивной деятельности научат ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помогут ответить на вопросы: почему, как устроен мир?)

Мы разработали показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. Необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по развитию познавательного интереса. С этой целью мы разработали серию педагогических мероприятий с использованием экспериментальной деятельности для старших дошкольников. В помощь педагогам был подобран практический материал по детскому экспериментированию и составлена картотека. Этими материалами также могут пользоваться родители воспитанников.

Для развития экспериментальной деятельности детей, при активном участии родителей воспитанников была создана мини-лаборатория. В мини-лаборатории отведены

места для хранения приборов, природного и бросового материала, а также неконструктивных материалов (песок, вода, опилки, стружки, пенопласт и др.), выделена зона для проведения экспериментальной деятельности. В процессе экспериментальной деятельности решались следующие задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности; мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификации); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Дидактический компонент представлен схемами, таблицами, моделями с алгоритмами выполнения опытов; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями. В лаборатории отведено место для выставки (мини-музея). Тематика экспонатов различна. Например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...