Консультация для воспитателей "Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста"
консультация по теме
В данном материале предоставлена информация о методике и особенностях проведения подвижных игр в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6
Консультация для воспитателей
«Подвижная игра как средство гармоничного
развития ребенка»
Воспитатель:
Кононова О.А.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «беги!», «стой!» и др.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные ученые. Так, в созданной П. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны и единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально нормального типа». По мнению П. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой появляется естественная ловкость ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находят отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками.
На пятом году жизни характер игровой деятельности ребенка меняется. Ребенок стремится выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, по-разному способствующих всестороннему развитию дошкольников и несущих в себе разную социальную направленность. Игра типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизируют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.
Игры, требующие придумывание движений или мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству.
Играм с мячом отводиться особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, игра, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движение с хлопками и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.
Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Важно так же объективно оценивать деятельность детей при проведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.
Подвижная игра готовит к труду. Дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств.
Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а так же активизируют творческую деятельность, самостоятельность.
Особенности проведения подвижных игр
Подвижные игры классифицируются по возрасту по степени подвижности ребенка в игре (Игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метанием и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и подвижные игры).
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и т.д.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных способностей каждого ребенка. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин.
Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.
В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «Ловишки», а так же игры забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др, воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям.
К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояния для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего по началу поручается детям, которые могут с ней справиться. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка», «Найди себе пару».
В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами становится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.
Движение детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям.
В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи.
Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагаемой ситуации. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него. В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники»). Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. По началу ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности.
Важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Важность подвижных игр для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей"Важность подвижных игр детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-951382-1506189337.jpg)
Консультация "Подвижные игры для детей дошкольного возраста в зимнее время".
консультация "Подвижные игры для детей дошкольного возраста в зимнее время"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/24/picture-1153708-1563970192.jpg)
Консультация для родителей «Подвижные игры для детей дошкольного возраста» 2015 г.
Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1207316-1579151502.jpg)
консультация для родителей " Башкирские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-984362-1608044148.jpg)
Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Народные подвижные игры для детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/04/picture-1472606-1683194779.jpg)
Консультация для родителей «Подвижные игры для детей дошкольного возраста летом»
Летняя пора - это время, когда хочется, чтобы ребенок побольше времени проводил на свежем воздухе. Но как организовать его досуг? Чем занять ребенка летом на прогулке, чтобы ему было интересно и весел...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1183740-1572856260.jpg)
Консультация для родителей «Подвижные игры для детей дошкольного возраста летом»
Летняя пора - это время, когда хочется, чтобы ребенок побольше времени проводил на свежем воздухе. Но как организовать его досуг? Чем занять ребенка летом на прогулке, чтобы ему было интересно и весел...