Проект "Новый год у ворот"
проект (средняя группа) по теме
Новогодний проект для детей средней группы детского сада. Цель: познакомить воспитанников с традициями празднования Нового года в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новогодний проект в средней группе | 83.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе «Новый год у ворот»
Паспорт проекта.
Тип проекта:
по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческий;
по срокам реализации – средней продолжительности (30 ноября – 28 декабря).
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
познавательное развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Цель: Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране. Расширять знания о зиме.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников средней группы положительное отношение празднику Новый год.
2. Вызывать у детей познавательный интерес и формировать представление о празднике Новый год,традициях и обычаях празднования Нового года в России.
3. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг.
4. Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
5. Развивать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.
6. Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;
7. Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности, позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
8.Развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
8.Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.
9.Оформить выставку «Новогодняя ёлочка »;
10. Привлечь родителей к участию на основе сотрудничества, заинтересовать родителей созданием праздничной атмосферы в группе.
Задачи работы с родителями:
1.Познакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
2.Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Объект исследования:
Новый Год, как праздник и источник радости, счастья веселья.
Предмет исследования:
Новогодние традиции нашей страны, новогодняя елка.
Ожидаемый результат:
- Сформировать у детей интерес и знания о празднике Новый год, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в России;
- Привить детям бережное отношение к продуктам собственного труда и труда взрослых.
- Оформить выставку «Новогодняя ёлочка »;
-Содействовать активному сотрудничеству педагогов, детей и их родители в процессе проектной деятельности;
- Создать предметно пространственную среду в группе способствующую изучению традиции Нового Года;
- Создать необходимые условия для организации совместной деятельности детей с педагогом и родителями
- Создать у детей и их родителей праздничное настроение.
- Активизировать проявление интереса у родителей к жизни ДОУ
Актуальность: Новый год – это самый любимый праздник детей. Предновогодняя подготовка: ёлка с игрушками и гирляндами, письма и рисунки Деду Морозу, украшение дома и детского сада, подарки под елкой, всё это очень привлекает детей. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Как же разобраться в этих вопросах?
Побеседовав с детьми, был сделан вывод, что они имеют только лишь некоторые знания о праздновании Нового года в нашей стране. Так же был проведён опрос среди родителей и было выявлено, что большинство родителей не знакомы с историей возникновения праздника в России.
Эти исследования послужили для создания и реализации проекта «Новый год у ворот» в средней группе детского сада.
Введение.
Новый Год для детей – невероятная, потрясающая сказка, настоящее неповторимое чудо! Новый Год – это добрый, веселый, счастливый и исключительно радостный семейный праздник. Для ребенка, маленького человечка, живущего в своем придуманном сказочном мире, Новый Год – это самое главное и совершенное чудо со сверкающей разноцветными огнями зеленой красавицей-елкой, Снегурочкой, зайцами, медведями, другими лесными обитателями, дедом Морозом и долгожданными подарками!
Предварительная работа:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставка цели и задач по выбранной теме.
3. Привлечение специалистов для реализации разделов проекта.
4. Подбор различного (методического и технического) материала по теме.
5. Включение в план совместной деятельности с детьми, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7.Итог проекта: - праздник «Новый год» для детей и взрослых
Реализация проекта:
Первый этап – подготовительный:
1.Беседа с родителями о реализации проекта «Новый год у ворот», привлечение родителей к участию в данном проекте.
2.Планирование и организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, масок для подвижных игр, украшений для помещений детского сада, подготовка шаблонов для украшения окон группы.
Второй этап – основной:
1.Беседа с детьми «Новый год у ворот».
2.Рассказ детям о возникновении и традициях праздника.
3.Чтение и обсуждение стихов, сказок и рассказов про Новый год.
4.Изготовление украшений для окон.
5 Создание коллажа «Что я хочу в подарок на Новый год?».
6..Подвижные игры на прогулке и в группе.
7. Сюжетно ролевые игры
8. Пальчиковые игры. Дыхательная гимнастика
9.Рисование новогодней ёлочки.
10.Изготовление новогодних игрушек из разных материалов.
11.Здравствуйте, Дед Мороз и Снегурочка. Игры с куклами, символизирующими Деда Мороза и Снегурочку
12. Занятие. «Путешествие к Деду Морозу в Великий Устюг».
13.Изготовление Новогодних открыток
14.Разучивание новогодних стихотворений.
15. Прослушивание и заучивание песен.
16. Музыкальное развлечение
17. Совместная деятельность с детьми по теме безопасности
Третий этап – заключительный:
Оформление выставки «Новогодняя ёлочка »;
Новогодний утренник для детей и их родителей.
Обобщение, подведение итогов реализации проекта.
План мероприятий в рамках проекта:
№ пп | Образовательные области | Форма проведения | Участники | Сроки. Ответственные |
1 | Индивидуальные беседы | Родители воспитанников средней группы | 16.11-20.11 Воспитатель гр. | |
2 | Познавательное развитие | Беседа «Русские новогодние традиции. Как отмечали новый год на Руси». | Воспитанники средней группы | 07.12. Воспитатель гр |
3 | Социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие | С.Р. игра «Семейные праздники» | Воспитанники средней группы | 8.12 Воспитатель гр |
4 | Социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие | коллаж «Что я хочу в подарок на Новый год?». | Воспитанники средней группы | 8.12 Воспитатель гр |
5 | Познавательное развитие Музыкальное развитие | Оформление выставки рисунков «Новогодняя ёлочка » Музыкальное развлечение «Снеговичок» | Воспитанники группы | 09.11 Воспитатель гр. |
6 | Художественно-эстетическое развитие | Изготовление украшений для окон. | Родители, дети и воспитатели гр. | 10.12-18. 12 Воспитатель гр. |
7 | Познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие | Рассказ воспитателя «История Деда Мороза». «История Снегурочки». Чтение русс. народной сказки «Снегурочка» | Воспитанники группы | 10.12 Воспитатель гр |
8 | Художественно-эстетическое развитие | Рисование новогодней ёлочки | Воспитанники | 11.12 Воспитатель гр |
9 | Познавательное развитие | Безопасность. «Правила безопасного поведения во время праздника» | Воспитанники группы | 12.12 Воспитатель гр |
10 | Речевое развитие | Чтение и обсуждение сказки про Новый год. | Воспитанники средней группы | 14.12 Воспитатель гр |
11 | Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие | Образовательная деятельность «Путешествие к Деду Морозу в Великий Устюг» | Воспитанники группы | 21.12 Воспитатель гр. |
12 | Художественно-эстетическое развитие | Изготовление новогодних игрушек. | Воспитанники группы и родители | 22.12 Воспитатель гр. |
13 | Художественно-эстетическое развитие | Украшение окон группы. | Родители и воспитатели гр. | 22.12 Воспитатель гр. |
14 | Познавательное развитие | Рассказ воспитателя «Как наряжали ёлку наши предки». «Из истории ёлочной игрушки» | Воспитанники средней группы | 22.12 Воспитатель гр. |
15 | Консультация для родителей «Расскажите детям про Новый год» | Родители воспитанников | 23.12 Воспитатель гр. | |
16 | Физическое развитие | Подвижные игры на прогулке и в группе, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры | Воспитанники группы. | В течении всего периода Воспитатель гр |
17 | Познавательное Художественно-эстетическое развитие | Дидактические игры «Найди самую большую и маленькую елку», «Выкладывание елочки из палочек», «Бусы на елку», и другие . | Воспитанники группы | В течении всего периода Воспитатель гр |
18 | Речевое развитие | Разучивание новогодних стихотворений | Воспитанники группы | В течении всего периода Воспитатель гр. Муз. рук-ль |
19 | Физическое развитие; социально-коммуникативное развитие | Изготовление построек из снега на участке территории ДОУ. | Воспитанники группы | В течении всего периода Воспитатель гр. |
20 | Художественно-эстетическое развитие; речевое развитие | Прослушивание и разучивание песен на новогоднюю тематику. | Воспитанники группы | В течении всего периода Воспитатель гр. Муз. рук |
21 | Художественно-эстетическое развитие | Подбор и раскрашивание раскрасок на новогоднюю тематику. | Воспитанники группы | В течении всего периода Воспитатель гр. |
22 | художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие | Новогодний утренник | Воспитанники группы | 25.12 Воспитатель гр. Муз.рук-ль |
23 | Обобщение, подведение итогов реализации проекта | Воспитатели | 28 .12 Воспитатель гр |
Результат продуктивной деятельности реализации проекта
Изготовление коллажа «Хочу в подарок на Новый год».
Композиция «Новогодняя сказка на окне».
Выставка новогодних игрушек и рисунков.
Выставка-композиция новогодних поделок детей «Новый 2016 год».
Коллекция лучших раскрасок детей.
Новогодний утренник.
Вывод.
В ходе проведенного проекта дети расширили представления о празднике Новый год, о традициях празднования в России, о истории возникновения ёлочной игрушки, совершенствовали свои творческие способности, познакомились со свойствами некоторых материалов, обогатили опыт исследовательских действий. Формировали умение участвовать в выставке рисунков.
Список приложений
приложение 1. Русские новогодние традиции. Как отмечали Новый год на Руси
приложение 2. История Деда Мороза
приложение 3. История Снегурочки. Снегурочка (русская народная сказка)
приложение 4. Как наряжали елку наши предки «Сказка о новогодней елочке»
приложение 5. Сказка «Елочка».
приложение 6. Из истории ёлочной игрушки
приложение 7. Рассказ про Новый год.
приложение 8. Дыхательная гимнастика «Снежный ком», дыхательная гимнастика «Снеговик веселится».
приложение 9. Пальчиковая игра «Снеговичок»
приложение 10. Игра «Елочки» (игра малой подвижности), игра «Снежки» (игра малой подвижности), подвижная игра «Два мороза», подвижная игра « Ледяные ворота», подвижная игра «Дед Мороз и Санта Клаус».
приложение 11. Конспект совместной деятельности с детьми Правила безопасного поведения во время праздника.
приложение 12. Музыкальное развлечение «Снеговичок».
приложение 13. Сюжетно-ролевая игра в средней группе «Семейные праздники».
приложение 14. Конспект образовательной деятельности с детьми. Тема: «Путешествие в Великий Устюг (на родину Деда Мороза)»
приложение 15. Консультация для родителей «Расскажите детям про Новый год!»
приложение 1
Русские новогодние традиции
Как отмечали Новый год на Руси
На Руси Новый год несколько веков начинался 1 марта, с весенним пробуждением природы, ведь весна – это символ начала новой жизни. Позже празднование перенесли на 1 сентября, так как именно в этот день заканчивали собирать урожай. Новый год отмечали очень торжественно, на Красной площади в присутствии царя. Патриарх кропил собравшийся народ святой водой и поздравлял с Новым годом. Звонили в колокола.
В 1699 году Новый год в последний раз отмечали 1 сентября, в 1700 году по указу Петра I Новый год стали отмечать как в Европе - в полночь 1 января. В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз – как замена европейскому Санта Клаусу.
приложение 2
История Деда Мороза
Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев – облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом. (В отличие от западноевропейского Санта Клауса, который даже в начале XX века нередко изображался как монах, одетый в коричневую рясу и подпоясанный верёвкой.)
Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.
В средние века в деревнях даже «кормили» Мороза, чтобы задобрить. Сам глава семьи выходил на крыльцо с ложкой киселя.
Сейчас Дед мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.
приложение 3
История Снегурочки
Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Вариантов сказки множество. Вот один из них.
Снегурочка (русская народная сказка)
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
- Давай, - говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.
- Что с тобой, дочка? - спрашивает старик. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку.
- Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила.
- Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они, а Снегурочки нет. Стали они кликать ее.
- Ау, ау, Сенугрушка!
Только эхо им в лесу и откликнулось.
Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.
приложение 4
Как наряжали елку наши предки
Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
А вы знаете, почему на Новый год люди наряжают ёлку золотистым и серебристым дождиком?
Сказка о новогодней елочке
Давным-давно это было. Стояла в закрытой комнате в ночь перед Новым годом украшенная ёлка. Вся в бусах, в бумажных разноцветных цепочках, в маленьких стеклянных звёздочках. Ёлку заперли для того, чтобы её не увидели раньше времени дети.
Но многие другие обитатели дома всё же видели её. Её видел толстый серый кот своими большими зелёными глазами. И маленькая серая мышка, которая опасаясь кошек, тоже взглянула на красавицу ёлку одним глазком, когда никого не было в комнате. Но был ещё кто-то, кто не успел посмотреть на новогоднюю ёлку. Это был маленький паучок. Ему нельзя было вылезти из своего скромного уголка за шкафом. Дело в том, что хозяйка перед праздником прогнала из комнаты всех пауков, а он чудом спрятался в тёмном углу.
Но паучок тоже хотел увидеть ёлочку, а потому отправился к Деду Морозу и сказал: «Все уже видели новогоднюю ёлочку, а нас пауков, выгнали из дома. Но мы ведь тоже хотим посмотреть на праздничную лесную красавицу!»
И дед Мороз сжалился над паучками. Он тихо-тихо отворил дверь в комнату, где стояла ёлочка, и все паучки: и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие паучки стали бегать вокруг неё. Сначала они смотрели всё, что смогли видеть снизу, а потом полезли на ёлку, чтобы получше рассмотреть всё остальное. Вниз и вверх по всем веткам и веточкам бегали маленькие пауки и осматривали каждую игрушку, каждую бусинку близко-близко. Они осмотрели всё и ушли совершенно счастливые. А ёлка оказалась вся в паутинке, от подножия и до самой верхушки. Паутинки свисали со всех веток и опутывали даже самые малюсенькие веточки и иголочки. Что мог сделать Дед Мороз? Он знал, что хозяйка дома терпеть не может Паучков и паутину. Тогда Дед Мороз превратил паутинки в золотые и серебряные нити. Вот, оказывается, почему новогоднюю ёлку украшают золотистым и серебристым дождиком.
приложение 5
Сказка «Елочка».
Наступал Новый год, и Виталику очень хотелось, чтобы у него дома стояла ёлочка. Он мечтал, как украсил бы её разноцветными шарами, маленькими свечами, красивыми гирляндами. Все друзья мальчика давно купили ёлки, а у него ёлки не было. Когда он пришёл на ёлочный базар, там уже ничего не осталось, последняя ёлка была продана. «Пойду-ка я в лес, — решил Виталик, — может быть, там и подыщу себе ёлку». Он взял топор и отправился в лес, туда, где росли большие и пышные ёлки, такие высокие и такие густые, каких ещё никогда и ни у кого не было.
После долгого и трудного пути по глубоким сугробам Виталик, наконец, пришёл к цели: он начал рубить одну из самых лучших ёлок — густую и пушистую. Дерево было таким огромным, что, срубив его, мальчик даже не смог приподнять свою добычу. Тогда он решил разрубить ёлку посередине. Но и эта ноша оказалась ему не под силу: Виталик, кряхтя, протащил её несколько метров, перевёл дыхание и опять принялся за работу. Никогда, наверное, не доберётся он до дома!
Измучившись вконец, малыш решил снова укоротить ёлку наполовину. «Плохо, конечно, — подумал он, — но моя ёлка всё равно останется самой лучшей. Затем он опять двинулся в путь.
До дома было всё ещё далеко, с Виталика крупными каплями уже лил пот, его руки были ободраны. И так, ещё много раз останавливаясь и всё укорачивая и укорачивая ёлочку, добрался Виталик до своего домика. Глядит — а от ёлки-то осталась только верхушка!
Расстроенный, Виталик вернулся в лес и подыскал ёлочку поменьше — маленькую пушистую красавицу. Он уже было поднял топор, чтобы срубить её, но тут откуда ни возьмись появился зайчик и умоляюще закричал:
— Не руби её, пожалуйста! Это единственная маленькая ёлочка, которая у нас осталась!
Виталик с тоской опустил голову: «Теперь у меня не будет новогодней ёлки, — подумал он, но тут же его глаза вновь загорелись, — а может быть, нарядить вот эту, лесную?»
Он быстро сбегал домой и принёс для ёлочки разные украшения: блестящие игрушки, разноцветные шарики, затейливые гирлянды.
Лес оживился: прибежали белочки, прилетели воробьи, снегири, прискакали зайчата. Одни подвешивали шарики, другие подвязывали гирлянды, прикрепляли свечи. Ёлочка получилась очень нарядная, и все от души радовались, глядя на неё.
— Спасибо тебе, мальчик, за то, что ты устроил нам праздник! Мы тоже хотим сделать тебе подарок. Вот, возьми жёлуди и гирлянды из дубовых листьев. Укрась ими свой дом.
Виталик вернулся домой весёлый. Напевая, он украсил камин и, полюбовавшись своей работой, поставил рядом с ним свои сапожки, чтобы Дедушка Мороз смог ночью положить в них подарки.
— Как ты думаешь, мама, — спросил он, укладываясь спать, — Дед Мороз принесёт мне сегодня ночью игрушки?
— Конечно, — ответила ему мама, — обязательно принесёт!
Рано-рано утром, едва открыв глаза, Виталик быстро соскочил с кровати и кубарем скатился вниз по лестнице. От волнения у него громко стучало сердце. Найдёт ли он в сапожках желанные игрушки?
Но что это? Ни одной даже самой малюсенькой игрушечки не обнаружил он у камина. Зато здесь лежали пучки моркови, мешок орехов и целый пакет зёрен для птиц.
У Виталика даже слёзы на глазах выступили от огорчения, и он, печальный, вышел во двор.
Смотрит мальчик — бежит заяц, торопится, ещё издалека кричит ему:
— Идём скорее, под ёлкой полно игрушек! Наверное, это всё для тебя. Вот только для нас почему-то ничего нет.
Мальчик сразу всё понял. Вот, оказывается, в чём дело! Просто Дедушка Мороз перепутал подарки.
— А ты посмотри, зайчик, что он принёс мне!
Друзья забрали всё, что лежало у камина, и быстро побежали в лес.
И здесь, у ёлочки, Виталик увидел то, о чём он так давно мечтал: поезд с разноцветными вагончиками, большой-пребольшой мяч и самую настоящую гитару!
Игрушек было так много, что за раз и не унесёшь!
Зайчата и бельчата, и все лесные обитатели тоже не могли нарадоваться своим подаркам.
Потом все встали в круг и принялись танцевать вокруг нарядной ёлочки.
Автор: Г. П. Шалаева
На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой и грязной работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, надевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!
приложение 6
Из истории ёлочной игрушки
Как и где впервые появились елочные игрушки — история умалчивает. Известно только, что сначала они были очень-очень простые, но постепенно становились более сложными и интересными.
Раньше елка наряжалась «съедобными украшениями» - яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, другими фруктами и сладостями, медовыми пряниками. И только потом появляются первые «несъедобные» елочные украшения.
На Руси первые ёлочные игрушки делали не из стекла, как, предположительно, в других странах, а из подручных материалов — тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Были даже специальные мастерские, которые этим занимались.
Также в нашей стране выпускались ватные игрушки. Основой для фигурки ватного человечка служил каркас из проволоки, обмотанный ватой. Кистью рисовали глаза, брови и нос, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Готовую фигурку покрывали клеем. Большие фигуры, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку.
приложение 7
Рассказ про Новый год.
Жила-была чудесная пушистенькая и зеленая ёлочка. Она росла в волшебном лесу. Стояла на одной из полян, радуя своим видом многих лесных жителей. Но вот в скором времени пришла зима. Чудесный пушистый снежок осыпал ель, она становилась все прекраснее и наряднее, даря ей белоснежную шубу. Каждый день лосята, бельчата, синички, снегири веселились и играли возле елочки. Однажды зверята увидели в лесу людей и разбежались кто куда. Это оказались родители с двумя ребятишками – девочкой и мальчиком. - Папа, какая замечательная ёлочка! Это именно то, что нам необходимо! – закричали радостно детишки и начали тянуть отца за рукав. - Точно, давайте запоминайте полянку, я возьму топор, потом придем и срубим эту елочку, сказал глава семейства. А дома украсим ее, и она подарит нам отличное новогоднее настроение! Но тут вдруг девочка заплакала и сказала: - Папочка, не руби, пожалуйста, елочку. Ведь она так красиво смотрится на полянке, зверята будут опечалены. - Дорогая моя, как же мы будем встречать новый год без этой красавицы? – спросил отец. - Папуличка, я придумала! Пойдем и купим в магазинчике искусственную елочку. Пусть красавица растет, и вокруг нее будут водить хороводы лесные зверята. Ведь им также необходим праздник. Глава семейства взглянул на малышку, задумался, потом улыбнулся. - Да, дорогая моя доченька. Пусть ёлочку остается в лесу. Ведь в теплом доме она быстро пропадет. А на лесной полянке она будет еще очень долго радовать зверей и людей. Так они и решили, а потом пошли домой. Но на следующий день снова послышались шаги. Зверята не на шутку испугались. Неужели снова люди решили их навестить и срубить елочку. На полянку вышла та же семья, только в руках у папы был не топор, а большая коробочка, в которой было много шариков, бус, мягких игрушек, шишек. Начала семья украшать елочку. На самую макушку они одели красивую ярко-алую звезду. В качестве подарков для зверей положили много вкусностей: и сено, и яблочки, и орешки, и зернышки, чтобы лесные зверята могли весело и сытно встретить новый год. - Какая же красавица вышла у нас! – сказал папа. — Давайте, ребятишки домой. Нам еще нужно успеть купить елочку, пока не закрылись магазины. Когда дети и отец ушли, зверята, птицы выскочили и вылетели на лесную поляну и начали, есть угощения, потом водили вокруг елочки хороводы. Елочка стоит такая нарядная и красивая, радует всех окружающих. Наконец-то у ленных зверят тоже настоящий праздник! Всем весело, радостно, а главное елочка радует глаз.
приложение 8
Дыхательная гимнастика
«Снежный ком».
И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.
«Дыхательная гимнастика
«Снеговик веселится».
И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.
приложение 9
Пальчиковая игра «Снеговичок»
Тра –та –та, тра – та –та раду снегу детвора. Дети пальчиками «бегут» по ладошке. Сначала одной рукой, затем другой.
Тра-та-та, тра-та-та лепим мы снеговика. Сжимают, разжимают кулачки.
Ком на ком поставим, ударяют кулачками друг о друкга.
глазки подведем, рисуют круги в воздухе
нос морковкой вставим, хлопают в ладоши
шапочку найдем, хлопают в ладоши.
вот какой снеговичок, показывают ладошки
снежный белый толстячок! хлопают в ладоши
приложение 10
Игра «Елочки». (игра малой подвижности)
Играют все дети, конкурс на внимательность. Ведущий пытается запутать участников и говорит: “Давайте представим, что мы находимся в лесу и вы все – разные елочки. Нужно показать, какие вы елочки. Когда я буду говорить: “высокие”, нужно поднять руки вверх, когда “низкие” – присесть, а когда “широкие” – развести руки в стороны. Тот, кто ошибся, выходит из игры и получает небольшой поощрительный подарочек (маленькую конфетку). Победитель, самый внимательный игрок, получает главный приз.
Игра «Снежки». (игра малой подвижности)
Дети делятся на две команды. Один из участников команды становится поодаль от других, берет в руки ведро. Остальные получают набор “снежков” – бумажных комочков или мячиков. Задача для членов команды: нужно так бросать снежки, чтобы они все оказались в ведре. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Подвижная игра «Два мороза»
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.
Подвижная игра « Ледяные ворота»
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Ледяные ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Подвижная игра «Дед Мороз и Санта Клаус»
Выбирают двух игроков, они отходят в сторонку и так, чтобы никто не слышал, договариваются кто из них будет Дед Мороз, а кто Санта Клаус .
Дед Мороз и Санта Клаус образуют воротца, остальные игроки образуя цепочку, начинают проходить через ворота.
Это можно делать под музыку или петь любимые песни.
В какой-то момент ворота резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.
Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать — Деда Мороза или Санта Клауса . Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади Деда Мороза или Санта Клауса .
Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам Деда Мороза или Санта Клауса .
После этого команды начинают соревнование в чтении стихов на новогоднюю тему. Побеждает та команда, которая прочтёт наибольшее количество стихов.
приложение 11
Конспект образовательной деятельности с детьми
Правила безопасного поведения во время праздника.
Области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель:
- выяснить, какие елочные игрушки могут быть пожароопасными и почему;
- формировать у детей навыки пожароопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников;
- заострить внимание детей на опасных ситуациях, которые могут произойти, и научить, что им делать в подобных ситуациях.
Материал: конверт от Деда Мороза, корзинка с игрушками (большая конфета в фольге, резиновая кукла, стеклянные шарики, мишура, бусы ; бенгальские огни 3-5 шт. ; свеча большая, вата, хлопушки), ёлка
Дети заходят в украшенную группу
Воспитатель. Дети, посмотрите как красиво украшена наша группа. А почему наша группа такая нарядная?
Ответы детей. Скоро праздник Новый год.
Воспитатель. А что это ? ( показывает ёлку )
Ответы детей. Ёлка
Воспитатель. Верно, ёлка. А вы знаете о правилах безопасного поведения во время праздника?
Ответы детей.
Воспитатель О чём же сегодня пойдёт речь?
Ответы детей. О безопасности.
Воспитатель. Рассказ наш сегодня - о елке новогодней. О свечах и огнях, о правилах безопасности.
Что может быть чудесней
Когда с веселой песней
Детвора у нас ведет
Возле елки хоровод.
Дети, предлагаю вам завести хоровод вокруг ёлки («НОВОГОДНИЙ ХОРОВОД» Слова: Н. Соловьева, музыка: Г. Струве)
Дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель
Елке тоже нравится
С нами веселиться,
Стройная красавица,
В огоньках искрится.
Но иногда случается,
Праздник омрачается
По небрежности людей,
Из-за шалости детей.
Дети, а что может произойти из за неосторожности и шалости?
Ответы детей
Воспитатель. Верно, дети.
Елка даже от хлопушки
Может вспыхнуть до макушки.
Чтобы этому не быть,
Вас хотим предупредить.
Дети!
Запомните слова вы эти!
В городах и даже селах,
В детсадах, домах и школах,
При устройстве ваших елок,
Без запинки нужно знать…
Знать и строго соблюдать
Правила пожарной безопасности!
А какие правила безопасности знаете вы?
Ответы детей
Воспитатель (с большим конвертом в руках)
Нам сегодня на рассвете
На космической ракете
Дед Мороз прислал конверт.
В этом экстренном конверте
Детворе большой привет!
Пишет Дедушка Мороз,
Что подарков целый воз
Приготовил в декабре
Нашей дружной детворе!
И что скоро, очень скоро
К нам на праздник он придет,
И у каждого на елке
Побывает в Новый год!
И, чтоб праздник новогодний
От пожара уберечь,
Дед Мороз просил сегодня
Детвору предостеречь:
Чтоб ни вечером, ни днем
Не шалили вы с огнем!
Ребята, а здесь в конверте есть еще открытки с вопросами на очень важную тему «Почему может загореться новогодняя елка? »
Как и где, елку ставить надо?
Дети. Ставить на крестовину, чтобы не упала.
Воспитатель. А где?
Дети. Подальше от стены и окна!
Воспитатель . Верно!
Даже если, что случится –
Все равно не упадет!
Даже если загорится –
Есть достаточный проход!
Посмотрите вот сюда:
Здесь у нас два выхода. (показывает)
На любой пожарный случай,
Дверь держать открытой лучше:
Чтоб детишкам не толкаться,
Если от огня спасаться!
Дети предлагаю вам смоделировать ситуацию, как вы будите спасаться во время пожара в группе.
Дети выполняют задание и садятся на места
Воспитатель. Ребята, здесь вот под елочкой корзинка стоит, а в ней игрушки.
Какие игрушки на елке висят?
Дети. Ёлочные
Какие игрушки на полке стоят?
Дети. Для игр.
Воспитатель. А какими игрушками украшают ёлку?
Дети. Ёлочными.
Воспитатель. Предлагаю вам, дети, подойти к ёлочке и украсить её.
Воспитатель достаёт из под ёлочка корзинку с игрушками.
Ну – ка, вылезай – ка… (Достает резиновую небольшую куклу).
Кукла из резины! Её будем вешать на ёлку?
Дети. Нет. Кукла из резины –останься ты в корзине.
Воспитатель достает большую конфету в фольге .
Ну, а ты, в фольге конфетка?
Дети, конфетку повесим?
Дети. Можно её повесть на ветку!
Воспитатель достает типичные елочные игрушки .
Шарики стеклянные, бусы, мишура…
Их повесим?
Дети. Да!!!
Воспитатель раздаёт детям игрушки, они украшают ёлку
Воспитатель
Пусть висят, красуются –
На себя любуются!
Воспитатель предлагает детям пройти на стульчики.
Воспитатель
Твердо нужно знать об этом,
Всем родителям и детям!
(Достает из корзинки бенгальские огни) .
Накрепко запомните:
В новогодней комнате
Жечь бенгальские огни,
Извините, ни-ни-ни.
(Достает из корзинки свечу) .
Украшать свечами елку
Строго запрещается,
Потому что от свечей
Елка загорается!
( достает хлопушку) .
Дети, что у меня в руках?
Дети. Хлопушка.
Воспитатель
Верно, в руках у меня хлопушка.
Елка даже от хлопушки
Может вспыхнуть до макушки.
А поэтому, смотри –
С собой хлопушки не бери!
Запомните, пожалуйста, - не взрывайте хлопушки вблизи елки и других легковоспламеняющихся предметов, а также при большом скоплении людей. А сейчас послушайте и повторите, пожалуйста, за мной эти слова:
Огнестрельные хлопушки
И бенгальские огни
В зале, комнате, подъезде
Зажигать не станем мы!
(Дети повторяют за воспитателем стихотворение) .
Воспитатель. Молодцы, дети, я вижу, что вы усвоили правила безопасности во время празднования Нового года.
Наше занятие о правилах безопасности закончено. Спасибо.
приложение 12
Музыкальное развлечение «Снеговичок»
Цель: Развивать речь детей при помощи игры.
Ход занятия. Дети заходят в зал, их встречает снеговик.
Снеговик: Здравствуйте, дети. Дети здороваются.
Ведущий: Ребята, вы узнали кто это? Правильно, снеговик!
Снеговик: Вас давно я поджидаю, с вами поиграю.
Пальчиковая игра «Снеговичок»
Тра –та –та, тра – та –та раду снегу детвора. Дети пальчиками «бегут» по ладошке. Сначала одной рукой, затем другой.
Тра-та-та, тра-та-та лепим мы снеговика. Сжимают, разжимают кулачки.
Ком на ком поставим, ударяют кулачками друг о друкга.
глазки подведем, рисуют круги в воздухе
нос морковкой вставим, хлопают в ладоши
шапочку найдем, хлопают в ладоши.
вот какой снеговичок, показывают ладошки
снежный белый толстячок! хлопают в ладоши
Дети садятся на стульчики.
Снеговик: Да, я такой. А сейчас я буду задавать вам вопросы или, а вы отвечайте правильно. Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет?
Зимой бывает снегопад или листопад?
На улице! Мороз или жара?
Снеговик: Молодцы! Ответили на все мои вопросы. Я вам подарю целую корзину снежков.
Ведущий: А мы игру знаем со снежками. Девочки, вставайте к Снеговику, а мальчики идите ко мне.
Игра «Снежки».
Дети делятся на две команды. Один из участников команды становится поодаль от других, берет в руки ведро. Остальные получают набор “снежков” – бумажных комочков или мячиков. Задача для членов команды: нужно так бросать снежки, чтобы они все оказались в ведре. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Ведущий: Снеговичок, какие у тебя варежки и шарфик теплые, валенки на ногах.
Снеговик: А у меня и картинки такие есть.
Снеговик показывает картинки (шарфик, кофта, шуба, куртка, варежки.)
Дети выбирают только те картинки, в которых есть звук «Ш».
Дети поют песню «Голубые санки».
Текст песни:
1. Дует ветер озорной,
Лает пёс Буянка,
Едут с горки ледяной
Голубые санки.
2. А за санками летят
Белые снежинки,
А на саночках сидят
Ваня да Маринка.
3. Санки сделал старый дед
Маленькому Ване,
Пёс Буян пришёл смотреть,
Как несутся сани.
Ведущий: Снеговичок, скоро наступит весна, снег растает… а там и до лета недалеко.
Снеговик: А что такое лето? Я его никогда не видел.
Ведущий: Лето – это самое теплое время года. Ребята, скажите, что бывает летом?
Ведущий: Хочешь снеговичок, мы отправимся с тобой в лето?
Снеговичок: Конечно хочу.
Ведущий: Только ненадолго, чтобы ты не растаял.
Снеговик: А как мы туда попадем?
Ведущий: Давайте представим, что это у нас не просто ковер, а ковер – самолет. Сядем на него по-турецки и отправимся в лето. Закрывайте все глаза, чтоб случились чудеса. Наш ковер самолет отправляется в полет. (Зимние декорации меняются на летние).
Слышится пение птиц.
Открывайте глазки.
Снеговик: Ой, куда это мы попали?
Ведущий: Давайте, ребята, расскажем Снеговичку, что бывает летом. Снеговик: А это что такое?
Дети: Болото!
Снеговик: А кто живет на болоте?
Дети: Лягушки.
Снеговик: А почему же их не видно?
Ведущий: Давайте перепрыгнем с кочки на кочку. Лягушки очень любопытные, и хотя бы одна из них обязательно появится. Физкультурная минутка «С кочки на кочку» (по поролоновым подушкам).
Из-за ширмы появляется лягушка.
Лягушка: Ква-ква-ква, что за дела? Кто здесь шумит? Ква-ква-ква, а это кто такой? Белый, нос морковкой?
Ведущий: Ребята, и правда, лягушка никогда не видела Снеговика. Скажите, для чего мы сюда попали?
Ответы детей.
Лягушка: Тогда и покажем, как мы на болоте живем.
Ведущий: Правильно, играем в игру «Лягушки и цапля».
Дети играют и садятся на ковер.
Ведущий: До свидания, лягушка. Нам пора обратно в зиму возвращаться. Лягушка: До свидания, ребята! (Лягушка уходит). Закрываем глазки.
Декорации меняются на зимние.
Ведущий: Снеговичок, понравилось тебе путешествие?
Снеговик: Понравилось. Я сегодня узнал столько нового.
Ведущий: А вам, ребята, что больше всего понравилось?
Снеговик: А все-таки зима мне больше нравится! Поехали на саночках кататься.
Под песню «Кабы не было зимы». Дети имитируют движения катания на санках.
Снеговик: У меня где-то спрятан сюрприз. Смотрите внимательно, найдете снежок обязательно. Дети идут под мелодию и находят снежок. (В нем зефир). Снеговик: Мне очень понравилось с вами играть.
Ведущий: Нам пора. До свидания! Дети уходят в группу.
приложение 13
Сюжетно-ролевая игра в средней группе
«Семейные праздники»
Сюжетно-ролевая игра «Семейные праздники»
Цель – познакомить детей с вариантом сюжетно-ролевой игры «Семья»
Задачи: 1. Формировать навыки ролевого общения.
2. Развивать культуру общения.
3. Закрепить знания о семейных традициях.
4. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к старшим.
Место – зона для игр «Домик»
Время – от 15 минут.
Количество детей – от 5 человек.
Материал – посудка, корзинка с фруктами, коробки в подарочной упаковке, нарядно одетая кукла, искусственные цветы; материал для творчества.
Ход занятия.
1 часть.
Дети, посмотрите, как красиво одета кукла Машенька. Как вы думаете с чем это связано? (Праздник Новый год).
А как красиво накрыт стол в доме, почему? (она ждёт гостей)
А мы поздравим Машу с праздником? (да). Но нам нужно стать семьёй для Маши. Договоритесь, кто какую роль на себя возьмёт (мама, папа, сестра, брат, тётя, дядя и т. д.)
А как поздравляют? (дарят подарки, говорят тёплые и приятные слова) .
Мама, тётя и сестра останутся готовить праздничный обед и позовут вас когда всё будет готово, а вы подумаем о подарке.
Где нам взять подарки? (изготовим сами открытку) .
2 часть.
Изготавливаем открытки из разных материалов, на усмотрение детей.
Воспитатель помогает сервировать стол, красиво выложить фрукты, украсить комнату плакатами и цветами.
Просим всех за праздничный стол (рассадить детей, посадить куклу во главе стола, включить негромко музыку) .
Уважаемые гости, по случаю праздника угощаем вас вкусным ужином.
Отведайте фруктов, вам добавить чая?
А сейчас настал момент поздравления! Все дарят друг другу подарки.
А сейчас можно потанцевать. Спасибо вам, ребята, было очень вкусно и весело.
Затем предложить детям убрать со стола, вымыть посуду, уложить Машу спать.
3 часть.
Ребята, какой праздник мы с вами отметили? (Новый год)
А какие праздники ещё отмечают дома? (День рождения, Масленица, Пасха….) .
Все перечисленные праздники – семейные. Почему их так называют? (отмечаются группой родственников – семьёй)
А какие дарят подарки на эти праздники? (на масленицу – блины, стряпню; на пасху –крашеные яйца) .
А какой праздник скоро наступит? (Рождество)
Какие подарки вы подарите вашим близким? А какие подарки хотите получить сами? (ответы детей) .
Ребята, никогда не забывайте поздравлять своих родственников с праздниками, всегда ведите себя воспитанно и культурно, тогда ваши семейные праздники будут запоминаться надолго.
приложение 14
Конспект совместной деятельности с детьми
Тема: «Путешествие в Великий Устюг (на родину Деда Мороза)»
образовательные области: Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие
Задачи:
- Выявить умения детей высказывать свою точку зрения.
- Формировать гуманное отношение к живой природе.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Обобщить представления детей о том, что РФ – огромная страна.
- Формировать понятия о традициях празднования Нового года в России.
- Закрепить у детей знания некоторых представителей животного мира (зверей, птиц)
- Закрепить знания детей о празднике «Новый год» и главным его персонаже Деде Морозе
- Выявить умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Закрепить последовательность месяцев.
- Совершенствовать речь детей, умение слушать и слышать рассказ другого ребёнка, расширять кругозор.
- Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
- Проанализировать умение детей строить высказывания.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Предварительная работа
Материал:
- карта России, указка;
- шишки ольхи, ели, сосны, лиственницы;
- листы бумаги (формата А-3) с заданиями «Определи, чьи следы», фломастеры;
- технические средства для просмотра слайдов с изображением вотчины Деда Мороза.
С детьми проведены:
- Чтение книг: Ю. Коваль «Заячьи тропы»; Н. Сладков «Еловая каша»
Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу?»; В. Бианки «Лес зимой»
- Рисование «Животные леса», «Деревья леса», , «Вологодские кружева»
- Проведение экологических игр: «Чьи следы на снегу?», «Чудесный мешочек» с шишками разных пород деревьев, «Кто, где живет?», «Названия месяцев»
- Беседа: «Животные зимой»
- Рассматривание шишек, иллюстраций с изображением хвойных деревьев
- Сюжетно-ролевые игры: «Звери в лесу с использованием предметов заместителей (медведь, лось, белка, ёж)»; «Путешествие в Великий Устюг»
- Просмотр альбома «Вологодские кружева»
использованы:
- технические средства обучения
- игровые приёмы.
- беседа
Ход совместной деятельности:
- Воспитатель предлагает детям занять свои места и начинает беседу:
- Какой праздник мы скоро будем отмечать?
ответы детей
- От кого вы будите получать подарки в этот праздник?
ответы детей
- Где живёт Дед Мороз?
ответы детей
Воспитатель показывает на карте, где находится г. Великий Устюг и предлагает совершить туда путешествие.
- Наша дорога проходила через лес. Что мы видели лесу?
С детьми проводится дидактические игры:
- «Чьи следы на снегу?» (Соединить линией следы с соответствующим животным)
«Чудо-мешочек». (Определить, с каких деревьев упали шишки»)
Воспитатель напоминает детям, что конечной остановкой их путешествия станет Великий Устюг и предлагает посмотреть на родину Дедушки Мороза. Включается презентация и проводится беседа по следующим вопросам:
- Какие дома в Устюге? Деревянные или каменные? Почему?
- Что вы знаете о почте Деда Мороза?
- Что на вотчине Деда Мороза есть еще?
- Чтобы попасть в терем Деда Мороза, надо пройти Тропу сказок. Какие герои нам могут встретиться?
- Расскажите о доме Деда Мороза. Какой он? Сколько этажей? Сколько комнат? Перечислите названия 12 месяцев. Какие комнаты вам запомнились? Где хранятся наряды Деда Мороза?
- Что вы можете рассказать о спальне Деда Мороза? Из чего сделана кровать? Сколько подушек у Деда Мороза? Перечислите дни недели.
- Какие елки есть у Деда Мороза?
- Что вы можете рассказать про Мастерскую деда Мороза?
- Где живет Снегурочка?
- Расскажите про Волшебную комнату Деда Мороза? Почему она так называется? С кем встретился Дед Мороз там?
Заключение
Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в Волшебной комнате Деда Мороза, взяться за руки, закрыть глаза и под звон колокольчика загадать желание.
Воспитатель подводит итог деятельности, дает положительную оценку знаниям детей, умению общаться друг с другом, делиться своими впечатлениями, умению слушать друг друга. Напоминает, что сегодня дети расширили свой кругозор.
В конце воспитатель интересуется, хотели бы дети побывать на родине Снегурочки? Сообщает о следующем путешествии в Кострому.
Планируемый результат:
- Дети имеют представление о традициях русского народа празднования нового года.
- Знают некоторых представителей животного мира
- Умеют называть последовательность месяцев.
Дальнейшая работа:
- Продолжать развивать познавательную активность, творчество, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Спланировать путешествие в Кострому - родину Снегурочки.
- Создать мини музей Бабы Яги и рассказать детям о том, Ярославль - родина Бабы-Яги.
Консультация для родителей
Расскажите детям про Новый год!
Перед новым годом в каждом доме, в каждом городе и в каждой семье наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами. Вот какая красивая она может быть.
Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
А вы знаете, почему на Новый год люди наряжают ёлку золотистым и серебристым дождиком?
Сказка о новогодней елочке
Давным-давно это было. Стояла в закрытой комнате в ночь перед Новым годом украшенная ёлка. Вся в бусах, в бумажных разноцветных цепочках, в маленьких стеклянных звёздочках. Ёлку заперли для того, чтобы её не увидели раньше времени дети.
Но многие другие обитатели дома всё же видели её. Её видел толстый серый кот своими большими зелёными глазами. И маленькая серая мышка, которая опасаясь кошек, тоже взглянула на красавицу ёлку одним глазком, когда никого не было в комнате. Но был ещё кто-то, кто не успел посмотреть на новогоднюю ёлку. Это был маленький паучок. Ему нельзя было вылезти из своего скромного уголка за шкафом. Дело в том, что хозяйка перед праздником прогнала из комнаты всех пауков, а он чудом спрятался в тёмном углу.
Но паучок тоже хотел увидеть ёлочку, а потому отправился к Деду Морозу и сказал: «Все уже видели новогоднюю ёлочку, а нас пауков, выгнали из дома. Но мы ведь тоже хотим посмотреть на праздничную лесную красавицу!»
И дед Мороз сжалился над паучками. Он тихо-тихо отворил дверь в комнату, где стояла ёлочка, и все паучки: и большие, и маленькие, и совсем малюсенькие паучки стали бегать вокруг неё. Сначала они смотрели всё, что смогли видеть снизу, а потом полезли на ёлку, чтобы получше рассмотреть всё остальное. Вниз и вверх по всем веткам и веточкам бегали маленькие пауки и осматривали каждую игрушку, каждую бусинку близко-близко. Они осмотрели всё и ушли совершенно счастливые. А ёлка оказалась вся в паутинке, от подножия и до самой верхушки.
Паутинки свисали со всех веток и опутывали даже самые малюсенькие веточки и иголочки.
Что мог сделать Дед Мороз? Он знал, что хозяйка дома терпеть не может Паучков и паутину. Тогда Дед Мороз превратил паутинки в золотые и серебряные нити. Вот, оказывается, почему новогоднюю ёлку украшают золотистым и серебристым дождиком.
А еще красавицу елку наряжают на улицах города. У самых больших и красивых елочек люди будут устраивать празднование.
В новый год можно всей семьей сходить на веселый праздник, говорят так — сходить на елку. Там можно послушать музыку, потанцевать, поесть вкусностей, и, если повезет, встретить настоящего Деда Мороза и Снегурочку.
Дед Мороз — это добрый дедушка, который приезжает из далекого края. Он везет с собой огромные мешки подарков для детей, которые он заготавливает целый год.
Прототип Деда Мороза отыскали в русских сказках – Дед Мороз Красный нос, Дед Трескун, Морозко – царь всех зимних месяцев – облачённый в тулуп деревенский старик с красным носом.
Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк.
В средние века в деревнях даже «кормили» Мороза, чтобы задобрить. Сам глава семьи выходил на крыльцо с ложкой киселя.
Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.
Еще с дедушкой приезжает его внучка — Снегурочка. Она приходит на все праздники вместе с Морозом и тоже поздравляет малышей. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер.
Дедушка Мороз приходит к деткам домой и дарит подарки. Но так как малышей очень много, то ко всем он прийти, к сожалению, не успеет. Если дед Мороз не придет днем, то он обязательно придет ночью и положит подарки под елку.
Кроме Снегурочки дедушке помогают снеговики. Они учувствуют во всех приготовлениях к празднику.Перед самым наступлением нового года родители накроют красивый стол, на котором будет много еды. Можно выбрать себе что-нибудь вкусное. В каждом доме на новый год есть вкусный фрукт мандарин — символ Нового года.
31 декабря ровно в 12 часов ночи пробьют куранты — это большие часы, которые показывают по телевизору на каждый Новый год. Звон этих часов говорит о наступлении Нового Года. В это время надо загадать желание — оно обязательно сбудется!
На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, одевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!
С праздником! С новым Годом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематической беседы по правилам дорожного движения в старшей группе. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Программное содержание:- закреплять правила дорожного движения; - учить применять свои знания на практике; - пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста....
"Пришла Коляда, открывай ворота!" Сценарий театрализованного действа с участием всех дошкольных групп ЧДОУ на основе русских народных традиций
Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам. Ск...
Новогоний сценарий "Новый год у ворот".
Сценарий новогоднего утренника для средней группы детского сада, с участием Кикиморы, Снеговика, Снегурочки и Деда Мороза....
Перспективное планирование по связи с другими видами деятельности в процессе реализации проекта «Новый год у ворот»
Цель: разработать тематику мероприятий проводимых в ходе реализации проекта во всех возрастных группах....
Образовательно-воспитательный проект "Новый год - у ворот"
краткосрочный образовательно-воспитательный проект.его цели:Расширить представления детей об окружающем мире.Систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе в зимний период.Закр...
Консультация для родителей "Новый год у ворот" «Новый год у ворот»
Уважаемые родители!Приближаются новогодние праздники. К сожалению, они сопровождаются увеличениемчисла несчастных случаев с детьми.Новый год – это удивительное время, когда сбываются желания и с...
«У ворот, у ворот постучался новый год!»
ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К СКАЗКЕ И ТРАДИЦИОННОМУ ПРАЗДНИКУ....