ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ «Детская агрессивность»
консультация на тему
Детская агрессивность - это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskie_sobr.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»
ГРУППОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Детская агрессивность»
Подготовили:
Акулова А. С.
2015 г.
Детская агрессивность, что это такое, как она проявляется?
(Высказывания родителей с мячом)
Детская агрессивность - это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки.
Агрессивное поведение проявляется, когда ребенок кричит, дерется, кусается, пинается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит, бранится, рвет книжки и т.д..
Что означает такое поведение, откуда оно берется?
Детская агрессивность - одна из значимых тем педагогики. Детская агрессивность - это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление поведения ребенка, которое выражается в нарушении правил, установленных взрослыми, и сопровождается громким протестом. Дети по-разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни - спокойно, другие же - реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное.
Жизнь - и это совершенно объективно - переполнена разочарованиями, а разочарования вызывают протест и ярость. И если не удается выработать какую-либо стратегию преодоления этих чувств, то подавленные агрессивные влечения находят невротический выход от психосоматических заболеваний (язва желудка, заболевание печени и т.д.) до явных психических нарушений.
Практические исследователи доказали, что преступники или авторитарные исторические личности (например, Сталин, Гитлер) не были и детском возрасте агрессивными детьми, наоборот - это были в большей степени униженные и подавленные дети. Унижение - вот семя, из которого в будущем произрастает преступность. Униженная до основания личность спасает свое равновесие, лишь унижая других.
Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако люди используют ее по-разному. Одни - чтобы созидать, и такая энергия называется конструктивной. Другие - чтобы уничтожать или разрушать, их энергия деструктивная.
Предлагем Вам поиграть в игру «Какая это энергия?»
Воспитатель бросает мяч и говорит, например: гнев, упрямство, защита себя и т.д. Родитель возвращает мяч назад и называет тот вид энергии, которому соответствует данный вид агрессии. (В помощь воспитателю для игры: Конструктивная агрессия - это: активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия - это: насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, гнев, раздражение, упрямство.)
Помериться силами, покорить вершину, бурную реку, космос, решить научную проблему - это полезная, добрая, нужная для прогресса направленность энергии.
В какой степени агрессивность нормальна для дошкольника? (Высказывания родителей).
В определенный период детства (2-4 года) детям свойственна агрессивность, так как детская жизнь полна разочарованиями, вызванными лишениями и ограничениями, которые становятся травмирующими для ребенка.
Так, уже в раннем возрасте ребенку присуща агрессивность. Своим плачем младенец выражает злость и возмущение и требует удовлетворения собственных физиологических потребностей.
Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть пай-мальчиком или пай - девочкой и тут же начинать кричать и драться со сверстниками. Этот процесс происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока не сталкиваются с явными нарушениями поведения, которое воспринимается как агрессивное или асоциальное. В действительности это является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок в настоящее время не в состоянии выразить свои чувства другим способом, так он борется за выживание в окружающем мире.
Агрессия может возникать:
1. Как крайняя мера, когда у ребенка нет других возможностей для удовлетворения своих потребностей. Как выход переполнявшей ребенка энергии (ребенку надо бегать, прыгать, а ему не дают. Он начинает пинать мячик, при его отсутствии - своего соседа).
2. Как «наученное» поведение, когда ребенок ведет себя агрессивно, следуя образцу (родители, герой мультфильма и т.д.).
3. Агрессивность и конфликтность как следствие эгоистичности ребенка, который привык к вниманию дома и требует его и в детском коллективе. В ход идут все средства, в том числе и агрессия - конфликты, ссоры, драки. Главное - быть в центре внимания.
4. Агрессия - как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса.
Такие дети убегают от сильных, но лезут в драку со слабым. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придает ему уверенность. Такому задире трудно подружиться с другими детьми - они стараются держаться от него подальше, избегают его.
5. Агрессия - в ответ на эмоциональный голод, эмоциональную неудовлетворенность ребенка. Если ребенок «заброшен», то он вымещает свои чувства тихо, но очень зло, это проявляется: в обжорстве, издевательстве над другими людьми, животными, ябедничая, причиняя боль другим, оскорбляя руганью.
В такой ситуации необходимо обследование ребенка и помощь специалиста.
В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, так как мы отвечаем за безопасность детей. Вид выражения агрессивности зависит от возраста. Если кусается двухлетний ребенок, это одно, а если шестилетний, то это довольно тревожный сигнал. Тревожно не то, что ребенок зол и раздражен, а то, каким именно способом он выражает свою злость, т.е. способом, присущим двухлетним детям.
Значит, следует различать реакцию на переживания и соответствие формы этой реакции определенному возрасту.
Необходимо учить свое дитя бесконфликтно общаться с другими детьми.
Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если все происходит в определенных рамках, ведь мы не хотим видеть абсолютно покорного ребенка.
Гнев может вспыхнуть, когда тебя критикуют, когда от тебя что-то требуют или запрещают. Проявление агрессивных влечений у детей - вполне нормальное явление.
Если ребенок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, ко при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой-нибудь компромисс.
Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разгуливать» никакие конфликтные ситуации с детьми.
Различаются три вида агрессии:
* Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.
* Словесная (вербальная) агрессия.
* Косвенная агрессия.
ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ проявляется у детей достаточно часто и немедленно привлекает к себе внимание взрослых. Ребенок, которого лишь слегка ударили, начинает кричать как резаный, хнычет, выпрашивает утешение. «Обидчик» имеет возможность немного приврать. То и другое плохо. В такой ситуации надо развести детей друг от друга в разные стороны и начинать разбираться в случившемся только после того, как дети успокоятся. При этом надо успокоить «обиженного», обнять его, погладить по голове и сказать: «Не огорчайся, он не хотел сделать тебе больно». С «обидчиком» разговаривать надо не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, ее нужно решить. Ребенку надо установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, - отойди в сторону. Можешь об этом рассказать взрослому», т.е мы должны учить ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками. Обязательно хвалите ребенка всякий раз, когда ему удается разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.
Как Вы считаете, надо ли отвечать на агрессию агрессией?
(Высказывания родителей)
Плохо, когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего они сами побуждают детей к новой агрессии, а реплики «Иди и дай сдачу» ребенок воспринимает, как руководство к действию - иди и бей.
Однако, если ребенок постоянно ссорится со сверстниками, необходимо вместе с психологом изучить причины такого чрезмерно агрессивного поведения и выработать определенную тактику поведения с дошкольником.
СЛОВЕСНАЯ (ВЕРБАЛЬНАЯ) АГРЕССИВНОСТЬ - это выражение негативных чувств не только через формы (ссора, крик, визг), но и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Почти все дети рано или поздно начинают использовать в речи бранные слова, выкрикивают оскорбления, дразнят товарищей или ругаются. Однако это не повод для беспокойства.
Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Некоторые родители и сами учат ребенка определенным выражениям. Отдельные слова ребенок усваивает от товарищей по играм. И то; что эти слова шокируют взрослых, оказывается хорошим поводом для ребенка повторить их вновь. И когда им хочется позлить родителей, они открывают для себя новое оружие агрессии.
Бывает и так, что ребенок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступать в этом случае? (Высказывания родителей)
Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.
Ребенок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребенку, если он знает, что это бранное слово: резкое неодобрительное «довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. А также лучше не привлекать внимание других к сквернослову и не обеспечивать ему внимание аудитории.
Дети, как и мы с Вами, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому хорошо предлагать им слова, альтернативные брани, которые можно произносить с чувством в приступе гнева. Например, «елки-палки» или какие-то дразнилки.
Если обидные слова направлены в адрес взрослых, то не следует обращать на них внимание и принимать их близко к сердцу. Просто необходимо игнорировать ребенка, который оскорбляет людей. Порой надо твердо сказать: «Ты мне нравишься, но вот то, что говоришь, мне не нравится».
Часто за словесной агрессией скрывается желание почувствовать себя сильным и значимым.
Раннее стремление к бранным словам может говорить и о более серьезных психологических проблемах маленького человека, который за все свои несчастья «мстит» злословием и ложью.
Наша задача сделать так, чтобы у детей не возникало желание ругаться. Оградить от браных слов мы не можем, а вот повлиять на них - наша задача.
Отметьте знаком "+" те высказывания, которые помогут повлиять на снятие словесной агрессии и браных слову ребенка:
* Не ругайте ребенка, не угрожайте ему, даже если он говорит бранные слова.
* Сделайте так, чтобы он был откровенен с Вами.
* Обескуражьте ребенка, когда он произносит бранные слова. Ласковое обращение сразу снимет детскую агрессивность.
* Привлечь внимание всех к бранной реплике ребенка «Вы послушайте, что он говорит!»
* Кратко, не наказывая, объясните ему, что говорить бранные слова неприлично, так же, как ковыряться в носу.
* Если в присутствии посторонних ребенок обронил бранное слово, необходимо извиниться за него и сразу же сменить тему разговора.
* Длительно прочитать ему нравоучение.
КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ - это такая агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо - это злобные сплетни, шутки; а также агрессия, проявляющаяся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». Например, мать не дает ребенку конфету, он тут же отшвыривает игрушку, на которую «переносит» свой гнев и агрессию. При этом следует помнить, что потом дети долго страдают от своего поступка. У них рождается чувство вины, а также боязнь утратить любовь и заботу родителей. Что в свою очередь может развивать агрессивность. Возникает порочный круг, и агрессивность ребенка направляется на другие объекты.
Сталкивались ли Вы с подобной ситуацией в своей семье?
(Высказывания родителей)
Да, у некоторых детей агрессия принимает форму разрушительного отношения к вещам: они рвут книги, ломают игрушки, бьют посуду, швыряют вещи в людей и т.д.
Детский гнев или недовольство, которые проявляются в разрушительности, могут впоследствии вылиться в большую драму. Взрослым при этом важно оставаться спокойными и не отвечать гневом на гнев. Необходимо выяснить причину такого поведения ребенка, учитывая его эмоциональный запал:
* То ли ребенок, устав от запретов родителей, бьет свою куклу потому, что не в состоянии сделать то же самое с родителями.
* То ли причина кроется в зависимости, за которой стоит стремление самоутвердиться (ребенок завидует, злится на товарища, который может построить башню, и успокаивает себя тем, что крушит ее).
* То ли он предпочитает сломать игрушку, чем отдать ее другому ребенку. (Не хочу ни с кем делиться: она моя или ничья.).
Как надо вести себя в данной ситуации с ребенком?
(Высказывания родителей)
* Подбирать прочные и крепкие игрушки, которые тяжело сломать.
* Предлагать для игр разборные игрушки, с помощью которых ребенок может удовлетворять свое любопытство.
* Не давать новые игрушки.
* Не убирать сразу сломанную игрушку, чтобы наглядно были видны последствия погрома, учиненного ребенком.
Мы не должны полностью исключать агрессивность из характера детей, наша задача - ограничивать и контролировать ее, одновременно поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.
Что может сделать взрослый, чтобы облегчить агрессивные переживания ребенка? (Высказывания родителей)
Следует помнить, что в агрессивном состоянии человек страдает и переживает, поэтому можно перенести гнев на какой либо предмет, которому не причинишь ущерба (Ребенок ударился о стол - виноват стол.) Психологи советуют использовать боксерскую грушу - тогда ярость быстро улетучивается.
Необходимо помнить и о ритуале примирения, который приносит очищение.
Важно осуждать сам конфликт, а не ребенка. Наказание не должно причинять боли, не должно унижать ребенка.
Профилактика агрессивности
Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Хороший метод - беседа об агрессивности, когда ребенок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова и одерживает над ними власть. Когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают.
«Как ты себя сегодня чувствуешь?» - вот лучшее средство для преодоления аффектов. И если ребенок испытывает тревогу, проговаривание чувств само по себе способствует смягчению агрессивной энергии. Давать чувствам название - своего рода часть «психотерапевтической» работы. Снимать агрессивную энергию можно с помощью прорисовки картины гнева, впоследствии её уничтожая, тем самым снимая часть конфликтов, которые могли бы возникнуть в дальнейшем.
Мы должны развивать в детях способность к обсуждению собственных чувств и свойств характера, вытесняя агрессивные чувства.
Принимать большое участие в жизни ребенка, позволяя ему чувствовать себя любимым и желанным.
Чем больше ребенок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.
Решение родительского собрания
* Поддерживать работу детского сада по профилактике детской агрессивности.
* Не торопитесь вмешиваться в детские разборки и ссоры. Давать детям возможность самим разобраться, пусть они учатся общаться друг с другом.
* Не обвинять другого ребенка, защищая своего. Предлагать разобраться, почему возник конфликт.
* Не обсуждать в присутствии ребенка его агрессивное поведение. Навешенный ярлык драчуна и забияки может стать руководством к действию - решать конфликты силой.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
1. Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в семье.
2. Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.
З. Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.
4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребенка.
5. Ребёнок должен расти с уверенностью и том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.
6. Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара:
* «Воздушный шарик». - Ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик). Злости все больше, ты уже весь ею заполнен - вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдет? Еще немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребенку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.
* «Брыкание». - Малыш, лежа на ковре, брыкается, как жеребеночек, как большая лошадка.
* Прыгать, как кузнечик, козленок, лев, кенгуру, дождевые капельки.
* Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.
* Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котенок, черепаха...
* Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил...
* Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орел, легкое облачко, пчелка над цветами...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая консультация для родителей. "Ребенок поступает в детский сад".
Цель:Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 2 – 2,5 лет.Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сада.Помочь родителям облегчить ребенку проц...
Тематический дизайн группового окна как часть проектирования группового пространства детского сада
Оформление группового окна в соответствии с изучаемой темой....
Консультация "Детская агрессивность. Причины, коррекция"
Почему в наше время детская агрессивность растет день ото дня? Почему мы обращаем на это внимание, когда уже случилась беда? Почему на агрессивное поведение ребенка мы отвечаем еще большей агрессивнос...
Консультация для родителей «Детская агрессивность. Методы работы коррекции агрессивного поведения детей»
Методы работы коррекции агрессивного поведения детей...
Консультация "Детская агрессивность"
Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: "От...
Консультация: «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...
Консультация "Детская агрессивность"
Чаще других у дошкольников встречаются две формы агрессии: агрессивное поведение и словесная агрессия....