"РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ"
материал по теме
Предварительный просмотр:
«РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ»
Цель и задача:
- продолжать знакомство с русскими народными промыслами;
- познакомить с историей возникновения дымковской игрушки;
- развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров;
- продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи;
- продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.
Предварительная работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;
- разучивание стихотворений.
Материал:
- картины «Дымковские игрушки»;
- дымковские игрушки (индюк, барыня, птичка).
Для каждого ребенка:
- игрушка – барыня, вылепленная из соленого теста;
- гуашь; кисточки; стаканчик с водой; салфетки.
Методические приемы:
- показ и объяснение воспитателя;
- игровая мотивация;
- музыкальное сопровождение;
- напоминание о технике рисования;
- наблюдение за работой детей;
- индивидуальные объяснения;
- анализ работы воспитателем и детьми.
Музыкальное сопровождение:
- аудиозапись
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребенок: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Воспитатель: Наш народ творческий и талантливый. Много мастеров-умельцев живут и творят на нашей русской земле. Своими работами они радуют весь мир, вызывают восторг и восхищение не только у нас на Родине, но и в других странах. Много народных промыслов есть в России. Ребята, а какие промыслы вы знаете?
( Ответы детей )
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете. А куда отправимся – это вы отгадаете сами. Будет для вас загадка.
Воспитатель.: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами).
Входят дети в дымковских костюмах
1 Ребенок: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!
2 Ребенок: А попали Вы в село Дымково!
1 Ребенок: Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
2 Ребенок: Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар, и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Воспитатель: Сегодня Мы познакомимся с вами с народным промыслом Дымково. А знаете, чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
Ребенок: Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки
Вечера бывали длинные,
А лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Дымковская игрушка, поэтому так и называется, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. А называется оно так потому, что раньше, в старину-зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимался от реки, - село будто дымкой окутано. Этот промысел существует уже почти 400 лет. Начинали люди делать игрушки в виде петушка, уточки. Эти игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где весной проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием – свистунья.
Давайте рассмотрим разнообразные Дымковские игрушки и назовем их.
Ребенок: Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Ребенок: Посмотрите, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Ребенок: С виду, птичка – невеличка.
Только птичка не порхает-
В небеса не улетает.
Красотою удивляет!
Воспитатель: В дымковских игрушках преобладает белый цвет. Как вы думаете, почему?
( Дети предлагают свои варианты ответа )
Воспитатель: Игрушки делают из местной красной глины, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственная.
А какими цветами мастера расписывали по белому?
( Ответы детей )
Воспитатель: Посмотрите на разнообразие узоров. По форме узоры простые и незамысловаты. Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:
круги означали солнце;
волнистые линии – воду;
маленькие кружочки – семена.
Также представленные узоры означали росточки, засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В гости к Федосье Матрена пришла, (шагаем на месте)
К чаю пришла, (руки в стороны на пояс)
Лимон принесла. (Хлопок перед грудью)
– Пейте, Матрена, (прыжки на месте)
С лимончиком, (присели)
Пейте, Лимона, (прыжки на месте)
С матренчиком!.. (присели)
А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо)
И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо)
А Федосья растерялась (присели)
И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже попробуем расписать игрушки. Каждый из вас будет в роли мастера дымковского промысла. Мы с вами приготовили заготовки из теста – это дымковские барышни. И сегодня мы их будем наряжать, то есть расписывать.
Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?
(Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, черный)
- Какие элементы входят в дымковский узор?
(Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки)
А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою барыню. (Даю детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не забывайте поворачивать игрушку, чтобы видеть барышню со всех сторон. Не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
( Дети начинают роспись поэтапно, воспитатель помогает )
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые дымковские барышни у Вас получились, значит вы самые настоящие мастера.
Ребята, вам понравилось в царстве Дымковских игрушек?
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись дымковской барышни»
Программное содержание: Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчато...
Занятие: лепка и роспись (Дымковская барышня)
Программное содержание.Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувств...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:"Дымковская барышня". Роспись дымковской барышни.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе....
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)
Программное содержание:· закрепить знания детей о народных промыслах;· учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...
Роспись дымковской барышни
НОД по рисованию...
«Роспись дымковской барышни».
ООД Рисование «Роспись дымковской барышни».Интеграция образовательных областей:• Познавательное развитие,&bull...
Занятие: лепка и роспись (Дымковская барышня)
Программное содержание.Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувств...