«Предметная среда детского сада как развивающая среда»
статья на тему
«Предметная среда детского сада как развивающая среда»
Организация предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Современные философы трактуют понятие «среда» как система, которая включает взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума. Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и интересов. Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Основной формой работы с дошкольниками и видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Среда является как условие оптимального саморазвития личности, благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно изменяться в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Развивающая предметно-пространственная среда должна:
Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения.
Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствовали требованиям к развивающей предметно-пространственной среде.
- Содержательно-насыщенной
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( песком и водой);
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх , соревнованиях;
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- самовыражения детей.
- Трансформируемой
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональной
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, и т. д.;
- Наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
- Вариативной
- Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др..), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих выбор детей;
- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.
- Доступной
- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.
- Безопасной
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех требований по обеспечению безопасности их использования.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и др.. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, и т. п.; мальчикам - предметы обмундирования и вооружения рыцарей, технические игрушки. Важно иметь в группе «подручные» материалы: веревки, коробочки, проволока, колеса, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы . Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма. В практике образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- Показ предмета и его называние;
- Показ действий с предметами и их называние;
- Предоставление ребенку свободы выбора действий .
Что должен знать педагог при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
- Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в детском саду , необходимо учитывать психологические особенности возрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Деркачёва Ю.В |
«Предметная среда детского сада как развивающая среда»
Организация предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Современные философы трактуют понятие «среда» как система, которая включает взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума. Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и интересов. Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка. Основной формой работы с дошкольниками и видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Среда является как условие оптимального саморазвития личности, благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно изменяться в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Развивающая предметно-пространственная среда должна:
Обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их уединения.
Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствовали требованиям к развивающей предметно-пространственной среде.
- Содержательно-насыщенной
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( песком и водой);
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх , соревнованиях;
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- самовыражения детей.
- Трансформируемой
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональной
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, и т. д.;
- Наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
- Вариативной
- Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др..), разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих выбор детей;
- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей.
- Доступной
- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.
- Безопасной
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех требований по обеспечению безопасности их использования.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и др.. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, и т. п.; мальчикам - предметы обмундирования и вооружения рыцарей, технические игрушки. Важно иметь в группе «подручные» материалы: веревки, коробочки, проволока, колеса, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы . Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма. В практике образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- Показ предмета и его называние;
- Показ действий с предметами и их называние;
- Предоставление ребенку свободы выбора действий .
Что должен знать педагог при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
- Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в детском саду , необходимо учитывать психологические особенности возрастной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметной среды детского сада
Теоретическое обоснование темы.Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащ...
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития
Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию...
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада. Знакомство с окружающим миром. Явления природы.
Здесь вы можете скачать файлы из моей личной коллекции Монтессори-материалов.Чтобы изготовить пособие, вам необходимо распечатать карточки на цветном принтере, разрезать и заламинировать.Презентация п...
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада. Знакомство с окружающим миром. Музыкальные инструменты.
Здесь вы можете скачать файлы из моей коллекции Монтессори-материалов - карточки для интуитивного чтения.Чтобы изготовить пособие, вам необходимо распечатать карточки на цветном принтере, разрезать и ...
Презентация "Развивающий потенциал игрушки и игровых средств в развивающей предметно-пространственной среде детского сада по ФГОС ДО"
В презентации изложены принципы, компоненты РППС по ФГОС ДО. А также раскрываются через различные степени развивающий потенцил игрушек и игровых средств....
Предметно-игровая среда детского сада как развивающая среда. Презентация.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной о...