«Предметная среда детского сада как развивающая среда»
статья на тему

 

 

               «Предметная среда детского сада как развивающая среда»

 Организация предметно-развивающей  среды  в  детском саду  на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта.  Современные философы трактуют понятие «среда» как система,  которая  включает  взаимосвязь  предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.  Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей  и  интересов.  Главное  требование  к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.  Основной формой работы с дошкольниками и   видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды  ДОУ.  Среда  является  как условие оптимального саморазвития личности,  благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.  Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно   изменяться   в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

                Развивающая предметно-пространственная среда должна:

Обеспечивать   возможность общения и совместной деятельности  детей  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их  уединения.

 

             Учёт   национально-культурных, климатических условий, в которых             осуществляется образовательный процесс.

              Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствовали  требованиям к развивающей предметно-пространственной среде.

  1.      Содержательно-насыщенной

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.   Пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими  материалами,   игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.  Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря   должны обеспечивать:

  • игровую,  познавательную, исследовательскую и творческую активность всех   воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (  песком и водой);
  • двигательную  активность,  развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх , соревнованиях;

благополучие  детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  •  самовыражения детей.
  1. Трансформируемой

 Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,   от меняющихся интересов и возможностей детей.

  1. Полифункциональной

 

  • Возможность  разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей,  и т. д.;
  • Наличие  в группе полифункциональных   предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
  1. Вариативной

 

  • Наличие   в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др..),  разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих  выбор детей;
  • Периодическую  сменяемость  игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую  деятельность  детей.
  1. Доступной

 

  • Доступность  для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской  деятельности.
  1. Безопасной

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех  требований  по обеспечению  безопасности их использования.

 Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения   Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.   Обязательными   предметами   являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.  Это  развивающие  игры, технические устройства и игрушки  Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и  др.. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.  Необходимы материалы  учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки,  банты,  сумочки,  и т. п.; мальчикам -  предметы обмундирования и вооружения рыцарей,   технические игрушки. Важно  иметь   в  группе    «подручные» материалы: веревки, коробочки, проволока, колеса, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь  различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами,  а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,  атрибуты для игр в школу.  Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие  социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии  о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы . Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма.  В практике   образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

  •  Показ  предмета и его называние;
  •  Показ  действий с предметами и их называние;
  • Предоставление  ребенку свободы выбора действий .

Что должен  знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,   коммуникативную функции.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
  3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в группе  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,  коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в группе  необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Развивающая предметно – пространственная   среда  группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей,  образовательной программы.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду  любой возрастной группы в  детском саду , необходимо учитывать   психологические особенности возрастной группы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

Деркачёва Ю.В

               «Предметная среда детского сада как развивающая среда»

 Организация предметно-развивающей  среды  в  детском саду  на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта.  Современные философы трактуют понятие «среда» как система,  которая  включает  взаимосвязь  предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.  Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей  и  интересов.  Главное  требование  к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.  Основной формой работы с дошкольниками и   видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды  ДОУ.  Среда  является  как условие оптимального саморазвития личности,  благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.  Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно   изменяться   в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

                Развивающая предметно-пространственная среда должна:

Обеспечивать   возможность общения и совместной деятельности  детей  и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для их  уединения.

 

             Учёт   национально-культурных, климатических условий, в которых             осуществляется образовательный процесс.

              Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствовали  требованиям к развивающей предметно-пространственной среде.

  1.      Содержательно-насыщенной

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.   Пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими  материалами,   игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.  Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря   должны обеспечивать:

  • игровую,  познавательную, исследовательскую и творческую активность всех   воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (  песком и водой);
  • двигательную  активность,  развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх , соревнованиях;

благополучие  детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  •  самовыражения детей.
  1. Трансформируемой

 Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,   от меняющихся интересов и возможностей детей.

  1. Полифункциональной

  • Возможность  разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей,  и т. д.;
  • Наличие  в группе полифункциональных   предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
  1. Вариативной

  • Наличие   в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др..),  разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих  выбор детей;
  • Периодическую  сменяемость  игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую  деятельность  детей.
  1. Доступной

 

  • Доступность  для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской  деятельности.
  1. Безопасной

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех  требований  по обеспечению  безопасности их использования.

 Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения   Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.   Обязательными   предметами   являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.  Это  развивающие  игры, технические устройства и игрушки  Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и  др.. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.  Необходимы материалы  учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки,  банты,  сумочки,  и т. п.; мальчикам -  предметы обмундирования и вооружения рыцарей,   технические игрушки. Важно  иметь   в  группе    «подручные» материалы: веревки, коробочки, проволока, колеса, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь  различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами,  а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,  атрибуты для игр в школу.  Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие  социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии  о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы . Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма.  В практике   образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

  •  Показ  предмета и его называние;
  •  Показ  действий с предметами и их называние;
  • Предоставление  ребенку свободы выбора действий .

Что должен  знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,   коммуникативную функции.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
  3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в группе  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья,  коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в группе  необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Развивающая предметно – пространственная   среда  группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей,  образовательной программы.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду  любой возрастной группы в  детском саду , необходимо учитывать   психологические особенности возрастной группы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметной среды детского сада

 Теоретическое обоснование темы.Образовательная  (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащ...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития

Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада. Знакомство с окружающим миром. Явления природы.

Здесь вы можете скачать файлы из моей личной коллекции Монтессори-материалов.Чтобы изготовить пособие, вам необходимо распечатать карточки на цветном принтере, разрезать и заламинировать.Презентация п...

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада. Знакомство с окружающим миром. Музыкальные инструменты.

Здесь вы можете скачать файлы из моей коллекции Монтессори-материалов - карточки для интуитивного чтения.Чтобы изготовить пособие, вам необходимо распечатать карточки на цветном принтере, разрезать и ...

Презентация "Развивающий потенциал игрушки и игровых средств в развивающей предметно-пространственной среде детского сада по ФГОС ДО"

В презентации изложены принципы, компоненты РППС по ФГОС ДО. А также раскрываются через различные степени развивающий потенцил игрушек и игровых средств....

Предметно-игровая среда детского сада как развивающая среда. Презентация.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной о...