Педагогический опыт.
материал (старшая группа) на тему
Педагогический опыт по проекту "Безопасные дороги-детям!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.opyt_.temkaeva.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта воспитателя
С 2015 года я работаю над темой «Безопасные дороги - детям».
Детство это уникальный период жизни человека, именно в этот период формируется здоровье, происходит становление личности.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Данный проект разработан в связи с особой актуальностью проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.
Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения. Взрослые и дети пренебрегают правилами дорожного движения и не принимают в расчет тот факт, что своими действиями на дороге порой сами провоцируют ДТП.
У старших дошкольников познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.
Поэтому взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок станет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка.
Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия
возникновения, становления опыта
Ведущая педагогическая идея работы в данном направлении заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений, навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода. Интегрированные занятия ориентируются на мотивы, потребности, склонности, интерес, связанные с содержанием деятельности. В настоящее время проектный метод используется педагогами в дошкольных учреждениях, но очень мало используют его педагоги при обучении детей правила дорожного движения. Проектный метод даёт возможность самостоятельно узнать, применить и глубоко заложить знания правил дорожного движения.
Основная цель состоит в развитии у детей собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирование развития самостоятельности и ответственности; воспитание навыка адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Задачи проекта:
1. Формировать у старших дошкольников потребность в усвоении правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, через информативно-поисковую деятельность.
3. Оптимизировать работу с семьями воспитанников.
4. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
5. Создать условия для развития познавательного интереса, умения детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.
6.Активизировать работу по знанию правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, общественности.
7. Воспитывать умение в повседневной жизни стремиться соблюдать правила безопасного поведения на улице. Воспитывать умения использовать в практике речевого общения с взрослыми и сверстниками элементов объяснительной речи и поддерживать коллективное общение.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, уже имеющиеся у них знания, умения, навыки по правилам дорожного движения был организован проект. Была обогащена предметно-развивающая среда для реализации проекта: создана площадка «Улицы-Саранска», где дети организовывают сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения, и «Школа юного пешехода» (здесь дети закрепляют знания, умения и навыки безопасного поведения на улице). Создан «Автосервис» и зона участников дорожного движения, где представлен материал по правилам дорожного движения для детей, а так же атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Теоретическая база опыта
Наряду с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга», парциальной программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», в своей работе я использовала следующие методические разработки и технологии:
1.Учебное пособие для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» система развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста/ Под общ. ред. Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина,О.Л.Князева-М.: ООО «Издательство АСТ ЛТД», 1988.
2.Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей/Под.общ.ред. Гризик Т. И., Глушкова Г.В.М:
3.Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.:Издательский Дом Третий Рим ,2005.
4.Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
5.Н.А.Извекова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
6.Л.Б.Поддубная/ Правила дорожного движения. Занимательные материалы. – Волгоград, Издательство – торговый дом «Корифей», 2008.
7.Т.Ф.Саулина / Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2009.
8.Г.П.Шалаева/ Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: Издательство Эксмо, 2007.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.
В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;
- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе уже с детьми старшего дошкольного возраста использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.
Основные формы работы по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Совместная деятельность
- Праздники и развлечения
- Наблюдения в быту и природе
- Организация конкурсов рисунков
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки
- Встреча с интересными людьми
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
-Папки-передвижки по ПДД;
- Индивидуальные консультации «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»;
- Разработки памяток «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?», «Наш друг – светофор»;
- Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
- Наглядный материал, используемый в презентациях, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
Анализ результативности
Вся работа, была выстроена в определенную систему, позволила сформировать у дошкольников доступные представления о правилах дорожного движения.
Результаты работы:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
3. Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Развитие у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
5. Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
7. Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Трудностей при разработке проекта не испытывала.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Предполагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами ДОУ, так и педагогами со стажем.
Каждый творческий педагог может использовать данный проект: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.
Приложение:
1.Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» тема: «Путешествие в страну дорожных знаков».
2.Памятка для родителей и педагогов.
3.Консультация для родителей тема: «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 комбинированного вида»
Модуль
занятия по «Познавательному развитию»
с детьми старшей группы
Тема:
«Путешествие в страну дорожных знаков».
Подготовила:
воспитатель
Темкаева С.Р.
Саранск, 2016
Цель: Расширять представления детей о дорожных знаках. Совершенствовать знания детей о правилах поведения на улице города; закреплять знания о светофоре. Воспитывать безопасный стиль поведения на улице и культуру поведения на транспорте.
Задачи:
образовательные: знакомить детей с правилами поведения на улице и в транспорте.
развивающие: формировать познавательную активность.
воспитательные: воспитывать безопасный стиль поведения на улице и культуру поведения на транспорте.
Оборудование: макет улицы, сюжетные картинки по теме, дорожные знаки, макет светофора.
Методы и приемы: диалогическая беседа, загадки, игра.
Методика провидения:
В группе создан макет улицы.
Воспитатель.
-Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Как вы думаете, на чём можно путешествовать? (Дети называют разные виды транспорта). Тогда сегодня мы с вами отправимся в путешествие страну дорожных знаков. И поедем мы на автобусе. Как называют человека, который сидит за рулём автобуса? (Шофёр, водитель). А кем будем мы, когда сядем в автобус? (Пассажирами). Давайте мы сейчас представим, что садимся в автобус. (Дети садятся на стульчики). Перед тем, как отправиться, давайте вспомним правила поведения в автобусе.
Ответы детей:
1.Нельзя громко разговаривать, шуметь, кричать и отвлекать водителя.
2.Уступать место больным и пожилым людям, беременным женщинам и женщинам с маленькими детьми.
3.Запрещается, есть мороженое и другие продукты, которые могут испачкать людей.
4.Запрещается высовываться в окно или выставлять руку.
- А вы кому-нибудь уступали место в автобусе?
Воспитатель:
Хорошо, правила вспомнили, теперь можно отправляться. По какой улице вы хотите поехать? (Дети показывают улицу на макете). Хорошо, закрывайте глаза и представьте, что мы едем. Впереди нас ждёт остановка. Что вы видите на остановке? (Знак). Какой? (Пешеходный переход). Этот знак приготовил нам сюрприз. Посмотрим, что спрятано за этим знаком (Воспитатель снимает картинки, прикреплённые за знаком).
Разбор ситуаций по картинкам.
1.Дети катаются на самокате по проезжей части. Правильно ли поступают дети? Какая здесь может быть опасность? Почему? Где нужно кататься на самокатах и велосипедах? А где катаетесь вы? (Ответы детей)
2.Ребёнок на проезжей части играет в мяч. Какое правило нарушил мальчик? Что может произойти? Что можно посоветовать мальчику? А как поступили бы вы? (Ответы детей)
3.Люди переходят дорогу. Все ли пешеходы соблюдают правила дорожного движения? Кто нарушает? Почему? Как надо поступить? А как поступаете вы? (Ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, с ситуациями вы справились, можно отправляться дальше. По какой улице мы поедем сейчас? (Дети показывают улицу). Закройте глазки и представьте, что мы едем по улице. Впереди у нас ещё одна остановка. А что на этой остановке, отгадайте:
С тремя глазами живёт,
По очереди мигает.
Как мигнёт – порядок наведёт.
Что это такое? (Светофор).
Правильно, это светофор. Как вы догадались? О каких глазах говорится в загадке? Что означают цвета светофора? Вспомните стихотворение о светофоре. Кто хочет его рассказать? (Ответы детей)
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Жёлтый свет – предупрежденье:
«Жди сигнала для движенья».
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт»
Сейчас я предлагаю вам поиграть со светофором.
Физкультминутка «Светофор».
На зелёный сигнал дети ходят по группе, на жёлтый – стоят на месте, на красный – грозят друг другу пальцем.
Воспитатель:
Садитесь в автобус, продолжаем наше путешествие. По какой улице мы поедем? (Ребёнок показывает улицу). Закрывайте глазки и представьте, что мы едем по улице. Нас ждёт остановка. Что вы здесь видите? (Дорожные знаки). Здесь произошла путаница, все знаки перемешались. А нам предстоит их разделить на группы. Как мы их будем делить? (Дети предлагают варианты, воспитатель подводит детей к тому, что знаки надо распределить на три группы: указательные, запрещающие, знаки – подсказки).
Вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня постарались, вспомнили правила дорожного движения, закрепили названия дорожных знаков, правила поведения в автобусе.
Обучение детей правилам дорожного движения
памятка для родителей
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашем страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаше всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Очень часто, видя шалости и недисциплинированность детей на улице, взрослые не останавливают их, чтобы объяснить, какой опасности себя подвергают, не требуют, чтобы дети приучались к культуре поведения на улице и строгому соблюдению правил уличного движения. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Иногда сами взрослые отнюдь не служат примером для детей и подростков, нарушая правила движения.
Поэтому, уважаемые родители, убедительно просим вас - не допускайте ни одного случая нарушения правил движения детьми - своими или чужими, и сами будьте хорошим примером для подражания. Только в этом случае мы сможем воспитать грамотного пешехода.
Ведя ребёнка в детский сад, у вас появляется возможность учить его азбуке улиц и дорог. Переходя улицу с малышом, обязательно держите его за руку. В противном случае он может испугаться приближающейся машины и внезапно побежать через дорогу, подвергая себя опасности. Объясните, что нельзя выходить одному, без взрослых на проезжую часть улицы, а переходя улицу с ребёнком, учите его правильной реакции на сигналы светофора, идите спокойно, не торопясь.
Гуляя с ребёнком, вы можете уточнить с ним названия улиц, по которым вы идёте, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу, понаблюдать за работой светофора, рассказать о труде шофёра, милиционера-регулировщика.
Очень важно воспитать у детей самостоятельность при передвижении по улице. С этой целью старшим дошкольникам хорошо дать поручение в игровой форме, но с определённой, понятной ребёнку целью. Например, вы говорите: "Ты меня сегодня поведёшь в магазин, и мы купим с тобою продуктов. Но, прежде чем ты пойдёшь, расскажи, по какой стороне тротуара надо идти, где будем переходить дорогу" и т.д. Выполнение таких заданий ставит перед ребёнком определённую цель, закрепляет знания правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно расчленить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словами.
И ещё, уважаемые родители, не допускайте того, чтобы дошкольники шли без вас в детский сад. В обязательном порядке вы сами должны приводить их в группу, к воспитателю и забирать их домой. Очень опасно доверять уводить ребёнка из сада ученику начальных классов. Он сам ещё не твёрдо знает правила движения, может заиграться по дороге или растеряться в сложной ситуации.
В заключении хочется сказать, что только совместными усилиями, детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила движения.
Инструкция для воспитателей детских садов и других лиц,
работающих с детьми дошкольного возраста и
обеспечивающих их безопасность на улице.
Учитывая огромное значение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности детей во время их организованного нахождения на улице, предлагается к неуклонному выполнению эта инструкция.
1. Детей – воспитанников детских садов – во время прогулок или экскурсий должны сопровождать 1-2 взрослых.
При двух сопровождающих один из них назначается старшим (ответственным). Старший идёт впереди группы, а второй – сзади. В случае, когда сопровождающий один, он должен находиться сзади группы, чтобы постоянно видеть всех детей. Дети строятся в два ряда и должны держаться за руки. Общее число детей в группе – не более 25.
Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов или игрушек. Игрушки или предметы, способные при падении из рук покатиться или быть подхваченные ветром, должны находиться только у взрослых, сопровождающих группу. Воспитатель должен иметь с собой красный флажок.
Группа детей, построенных в колонну по два, движется шагом по тротуару, придерживаясь правой стороны или по левой обочине дороги, левому краю проезжей части улицы, если тротуар занят, то есть навстречу движения транспорта.
При движении по обочине дороги взрослых должно быть обязательно двое. Вести детей следует таким образом, чтобы на пути имелось как можно меньше переходов улицы.
При движении по обочине дороги сопровождающие несут два красных флажка, один впереди группы, другой сзади.
Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются указатели переходов или линии продолжения тротуаров.
На регулируемых перекрёстках переходить можно только при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
Автомобильную дорогу за городом следует переходить только на участках, где он хорошо просматривается в обе стороны, и после того, как воспитатель убедился, что на проезжей части нет приближающегося транспорта. Переход улиц и дорог в зоне ограниченной видимости, когда возможно внезапное появление транспорта, категорически запрещается.
Если с группой идёт один воспитатель, он обязан перед началом перехода призвать на помощь кого-либо из прохожих, попросив его идти впереди группы.
Если группа не успела закончить переход к моменту появления транспорта на близком расстоянии, воспитатель дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, становясь лицом к движению.
Перевозка детей разрешается только на автобусах. Категорически запрещается перевозка детей дошкольного возраста на грузовых автомобилях. Автобус, предназначенный для перевозки детей, должен быть хорошо подготовлен, исправлен, чист и обязательно накануне пройти проверку ГИБДД. К управлению автобусом допускается лишь опытный водитель, хорошо знающий трассу.
Водитель автобуса должен трогаться с места только с разрешения заведующего детским садом. Необходимо предупредить водителя, чтобы он начал движение плавно и вёл его крайне осторожно, не производил на пути обгонов, резких поворотов, торможений и не ехал на большой скорости.
Заведующий детским садом или воспитатель должны лично убедиться, чтобы двери и окна в автобусе были закрыты.
Для правильной организации своей работы с детьми на улице и преподавании правил движений каждый воспитатель и педагог должен сам хорошо знать правила уличного движения.
Поэтому всем взрослым, обеспечивающим проведение указанных работ необходимо изучать правила дорожного движения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 комбинированного вида»
Консультация
для родителей
«Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»
Подготовила:
воспитатель
Темкаева С.Р.
Саранск, 2015
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, вместе с этим увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Причиной этого, чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых. Недостаточный уровень поведения взрослых на улице, приводит к таким же явлениям и у детей. Поэтому работа по этой теме должна идти параллельно – с детьми и родителями.
Улица для ребенка – это яркий, манящий и разнообразный мир, который привлекает внимание. Это же так интересно – движущиеся разнообразные машины, пешеходы, различные здания. А ведь именно здесь наших детей подстерегает опасность.
Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их, став школьниками.
Только единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.
Мамы и папы! Всегда ли вы подаете ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, автобус, обхода этих транспортных средств на остановках?
Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.
Учите ребенка:
- не спешить при переходе улицы;
- переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничто не мешает;
- прежде чем перейти, дождаться, чтобы транспорт отъехал от остановки.
Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть.
Большую помощь в закреплении у детей знаний правил дорожного движения окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыгрывать различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно усвоит правила поведения на улице.
Детские художественные произведения по теме для прочтения детям с последующей беседой о прочитанном:
- «Скверная история», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова.
- «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегала.
- «Знакомьтесь, автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серякова.
- «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пищумова.
Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах. С этой целью полезно:
- понаблюдать за работой светофора, обратив внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин.
- показать знаки, указатели дорожного движения, рассказать об их значении.
- предлагать ребенку самому найти дорогу домой, когда вы берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т.п.
- обращаться к ребенку с вопросами: как, по его мнению, следует поступить на улице в том, или ином случае, что означает тот или иной дорожный знак.
Уважаемые родители! Не жалейте времени на уроки поведения детей на улице! Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила дорожного движения, требуя их неукоснительного выполнения. Ребенок должен усвоить – кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах: дворах, парках и на площадках. Помните, что езда на велосипеде по дорогам запрещена детям до 14 лет. Нельзя сажать на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальное седло и подножки.
К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
- играй только в стороне от дороги.
- переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где нет – на перекрестках по линии тротуаров.
- переходи улицу только шагом, не беги.
- следи за сигналом светофора.
- посмотри при переходе дороги сначала налево, потом направо.
- не пересекай путь приближающемуся транспорту.
- машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, автобусы обходи сзади.
- трамвай всегда обходи спереди.
- входи в любой транспорт и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу.
- не высовывайся из окна движущегося транспорта.
- не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
- если ты потерялся на улице, не плачь, попроси взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой домашний адрес.
Как научить детей безопасному поведению на улице? Одними предостережениями типа «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движения, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.
Важно воспитать у детей следующие виды навыков:
1. Навык наблюдения. Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как предметы опасные или скрывающие опасность. Ребенок должен научиться видеть факторы, отвлекающие его внимание, как сигналы опасности.
2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Этот навык очень важен для ребенка; взрослый, идя по улице с сыном или дочерью не должен поддаваться волнению или спешке.
3. Навык переключения на улицу. Замедлять движение, останавливаться, выдерживать определенную паузу для психологического переключения с пешеходом в опасную зону, здесь пример родителей имеет решающее значение.
4. Навык переключения на самоконтроль. Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку.
Учите детей наблюдать. Именно с двух до семи лет, пока на улице он рядом с вами, лучше всего привить ему те навыки, о которых говорилось выше. Используйте каждый день!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт
Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....