Я в образовании
материал на тему

Тюрина  Алина Дмитриевна

Концепция по духовно - нравственному развитию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образования

администрации муниципального образования

«Гусевский городской округ»

Калининградской области

муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 11

Центр развития ребенка

«Я в образовании»

Семенихиной Алины Дмитриевны, воспитателя

2015 г.

   

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, 

если на 10 лет вперёд - сажай лес, 

если же на 100 лет - воспитывай детей. 

(Народная мудрость)

ВВЕДЕНИЕ

     Человек, начинающий свою профессиональную деятельность в педагогической сфере рано или поздно задумывается о значимости своей работы. Я, как дошкольный педагог, считаю, что стою у истоков становления личности будущего гражданина нашей страны. Понимая  это, осознаю свою ответственность за самое ценное – душу и личность ребенка. Поэтому в моей трудовой деятельности  духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников стало приоритетом. Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

      Духовно-нравственное воспитание детей предполагает развитие их ценностно-смысловой картины мира, которая будет развиваться во взрослой жизни. В этом процессе рациональный подход, который не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Получить образование, приобрести навыки, сноровку можно и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте – возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

    Культура чувств способствует становлению нравственных и моральных принципов становления личности, которые обуславливают поступки и поведение людей. Я считаю, что воспитание духовной сферы возможно только через эмоциональное восприятие окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству, к культурному наследию своей Родины.

     Поэтому для работы в данном направлении определила для себя следующие задачи:

 - формирование нравственно-эстетического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

- воспитание уважения к своей нации, понимания всех национальных особенностей;

- развитие чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантности к другим национальностям.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в будущем, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

   Современный ребенок, свободно владея компьютером, мобильным телефоном и другими техническими устройствами, много играет в различные компьютерные игры, смотрит большое количество мультипликационных фильмов, некоторые из которых сомнительны по своему воспитательному потенциалу или даже имеют анти воспитательный потенциал, дезориентируя ребенка.

    Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.  Для этого необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.  Считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, так как он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Ведь не будучи патриотом, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО решаю следующие задачи:

  1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  2. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Основные  принципы, которые использую   в программно-методическом обеспечении по духовно-нравственному воспитанию:

  • традиционный принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;
  • принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий;
  • принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных  навыков педагогов, родителей и детей;
  • принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного развития;
  • принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни.

    В работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников  мною были выбраны следующие приоритеты:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  2. Широкое использование всех видов фольклора (сказок, песенок, пословиц, поговорок, хороводов). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
  3. Приобщение детей к народной культуре через народные праздники и традиции, ведь в них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Знакомство детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят изобразительным искусством.

    Для достижения лучших результатов в своей работе использую такие средства, как:

  • Использование информационно-коммуникативных технологий, современные мультимедийные и интерактивные системы - для слушания фольклорных музыкальных произведений, виртуальные путешествия для знакомства с жизнью и бытом русского народа в прошлом.
  • Организацию экскурсий к памятным местам города, в историко-краеведческий музей, Центральную детскую библиотеку.
  • Совместную деятельность со всеми педагогами-специалистами детского сада, направленную на интеграцию всех видов детской деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

       В своей работе особое внимание уделяю изучению обрядов, традиций, обычаев русского народа. Вместе с детьми обращаемся к истокам, истории русского народа, стараюсь доступно разъяснить   им давно забытые, не употребляющиеся в разговорной речи, старославянские слова и изречения,  знакомлю с потешками, поговорками, пословицами, которыми так богат русский язык.

    Организацию непосредственно образовательной деятельности провожу с детьми в этнографическом музее «Русская изба», который функционирует в нашем детском саду с 1994  года. Интерьер избы включает русскую печь, колыбель, русский стол со скамьями и др. Объектами хранения и демонстрации являются подлинные предметы народного быта, подаренные детскому саду сотрудниками и родителями детей: прялка, самовар, утюг, гладильная доска, ухват, чугунки. Здесь нет случайных предметов, а месторасположение каждого определено и традиционно. Экспонаты не  содержатся  за стеклом. Они находятся в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах детской деятельности, ведь основная задача  музея "Русская изба" - не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

      В тесном взаимодействии с музыкальным руководителем и педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности  знакомлю детей   с устным народным творчеством, музыкальным фольклором, русскими народными играми, праздниками, обрядами; дети получают представление о труде, быте, костюме русского народа, знакомятся с русскими  народными ремёслами, декоративным искусством  через музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.    При инсценировке сказок с детьми всегда делаю акцент на глубокий нравственный смысл сказки, который проявляется в характере ее героев. Сказочные персонажи могут быть самыми необыкновенными, но в сказках находят свое выражение представления народа о добре и зле, возвышенном и лишенном чести и благородства, что тоже необходимо понимать и знать детям.

      Непременным условием духовно-нравственного и патриотического воспитания является и знакомство с декоративно-прикладным искусством русского народа.

       

Знакомство детей

с декоративно - прикладным искусством

Русская народная игрушка

Роспись по металлу - Жостово

Гжельская керамика

Роспись по дереву

Хохлома

Городец

 

.

*матрёшки

* богородская  игрушка

*дымковская  игрушка

*филимоновская

    игрушка

* расписные

  подносы

* посуда

*скульптурымалой формы

* доска сырная

* часы

* вазы

*чайная пара

* шкатулка

*деревянная

    посуда

* игрушки

* доски

* панно

* прялки

* солонка

* доски

разделочные *баночки

   для круп

*миски

   Дети не только знакомятся с предметами декоративно-прикладного искусства, музыкальным фольклором, народным творчеством,  а имеют возможность узнать историю народной культуры, обычаи и традиции русского народа.   У детей  воспитывается чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

     Особое, целостное восприятие ребенком мира, находит наиболее яркое воплощение в празднике. В нашем детском саду проходит много праздников, в которых ярко проявляется связь народных традиций с духовным опытом народа: «Святая троица», «Посиделки на Покров», «Ерофей-лешегон», «Васильковый день», «Праздник русской рубахи», «Праздник русской березки», «День матери», «Праздник воинов отважных», «Этих дней не смолкнет слава...» и другие. Я принимаю в них активное участие. Праздник становится трудом души в том случае, когда дети имеют возможность в полной мере испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, когда они испытывают радость и хотят поделиться ею с окружающими. Для того, чтобы восприятие праздника было именно таким,  предоставляю детям максимальную активность в ходе его проведения.   

       Тесно взаимодействую с семьями воспитанников, используя различные формы работы: индивидуальные консультации, мастер-классы, информацию через родительский уголок, совместное участие в различных конкурсах, Дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, анкетирование, работу психолого-педагогического клуба, консультативного пункта, открытые просмотры НОД, тематические выставки, посвященные памятным датам, временам года, изготовление поделок и сувениров и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате проводимой работы у моих воспитанников  развиваются познавательные процессы, любознательность, творческое воображение, настойчивость, уверенность в себе, расширяется и активизируется словарный запас, воспитывается активность, коммуникабельность, эмоциональная отзывчивость к окружающему миру.

     Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу жизнь еще лучше.

Я очень рада, что могу быть рядом с детьми в те моменты их жизни, когда огромный, интересный и удивительный мир предстает перед ними. Я рада, что могу учить детей отличать добро от зла, видеть и чувствовать красоту, учить сострадать и заботиться о близких, мечтать, создавать, удивлять и удивляться.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва Приобщение детей к истокам русской народной культуры, С-Пб, Детство-Пресс, 1998
  2. С.А. Дудникова,  Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, Детский сад от А до Я, № 6, 2007
  3. И.А. Кузьмин Истоковедени», М., издательский дом Истоки, 2011
  4. Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева Система патриотического воспитания в ДОУ, Волгоград, издательство Учитель, 2007
  5. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 12/2009 г., стр.7
  6. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 6/201 1 г., стр. 34
  7. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 3/2012 г., стр. 14
  8. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 8/2013 г., стр. 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...