Консультация для родителей на тему: "Воспитание добротой"
материал (младшая группа) на тему
Консультация для родителей на тему: "Воспитание добротой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 292.68 КБ |
roditelskoe_sobranie_vospityvaem_dobrotoy.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Воспитание добротой»
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.
Для этого надо раскрыть смысл слова доброта.
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности.
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что многие родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли
И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, ребёнок захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.
Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.
Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет.
В первые годы жизни, вся информация откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.
Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.
Говорите о сложном просто
Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло.
Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.
Как поощрять или наказывать ребенка
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).
Наказывая, подумай!? Зачем?!
Семь правил о наказании:
1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.
4. Срок давности.
Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)
6. Наказывайте, но не унижайте.
7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.
Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!
Советы родителям в воспитании детей
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
Стихотворение А. Татьяничевой.
«Мы желаем, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры!».
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: "Воспитываем добротой"
(средняя группа)
Предварительная работа
Оформить:
- выставку детских и семейных фотографий «От улыбки станет всем теплей»
- плакат “Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека”. (М.Пришвин)
Подготовить памятки для родителей
- «Искусство наказывать и прощать»
-«Советы родителям в воспитании детей»
- «Семь правил о наказании»
Повестка родительского собрания:
- Беседа: «Воспитываем добротой»
- Тренинг, памятки.
- Разное.
- Обратная связь (анкета)
Цель:
1. Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания добротой и воспитание у детей доброты, побудить к этому.
2. Повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что вы пришли к нам на встречу. Это означает, что нас всех интересует тем родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Цель нашей встречи и состоит в том, чтобы показать важность воспитания добротой и воспитание доброты в детях.
Для этого надо раскрыть смысл слова доброта.
Упражнение «Продолжи фразу»
Доброта – это………………….. (родители продолжают)
Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»
Что значат слова “добрый”, “добренький”? (Обсуждение)
Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
А как вы понимаете, смысл пословицы “За добро добром платят”? (Обсуждение, высказывание мнений)
Действительно, за добро, которое тебе сделали, хочется платить тем же.
А теперь, пожалуйста, подумайте.
Как научить человека чувствовать и понимать другого человека? (Обсуждение в группах)
В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В детский сад приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые и открытые, простые, любящие все живое.
Ребенок – это подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу.
Дети тянутся к добрым людям. Им нравится находиться рядом с ними, играть с детьми, которые не обидят их.
Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто-то из близких - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что и ни про что причинять ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
Взрослый помни…
-Попробуй не наступить, а уступить.
-Не захватить, а отдать.
-Не кулак показать, а протянуть ладонь.
-Не спрятать, а поделиться.
-Не кричать, а выслушать.
-Не разорвать, а склеить.
Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет чувство. Старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
Выделено семь основных «ступеней» доброты
Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта пассивная- Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.
Доброта активная- когда человек совершает добрые дела. Но тоже проходи мимо зла.
Созидательная – самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека, который поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одним человеком другого, он способен бороться со злом. А сейчас в качестве разминки, мы проведем небольшой тренинг.
Тренинг «Назови ласково»
- Давайте встанем все в небольшой круг. Любите ли вы когда вас называют ласково? Давайте представим, что эта кукла ваш ребенок - назовите его ласково!
- Скажите, вам сложно было подобрать нужное слово?
-Ребенку, парой, тоже бывает сложно сказать, поступить “правильно”, что называется совершить добрый поступок. Особенно, если дома постоянно говорят: “Давай сдачу”
Беседа «Воспитание добротой»
Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Не секрет, что многие родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»
Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».
Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.
Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.
Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз-таки в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших», но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.
Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания. Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Говорите о сложном просто
Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.
Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.
Как поощрять или наказывать ребенка
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок), поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место).
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать. В заключении хочется всем родителям сказать пожелания из стихотворения А. Татьяничевой.
«Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы –
Люди будут к вам добры!»
Приложение
Памятка «Семь правил о наказании»
1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.
4. Срок давности.
Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)
6. Наказывайте, но не унижайте.
7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.
Самое поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами! главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает
Памятка «Искусство наказывать и прощать»
- Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
- Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
- Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
- Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
- Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
- Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
- Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
- Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
- Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
- Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
- Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
- Упрямство - свидетельство желания быть независимым;
- Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;
- Суета, беготня - ребенок дает выход энергии.
Памятка «Советы родителям в воспитании детей»
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.
Анкета «О способах воспитания»
- Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
А. Да, часто.
Б. Нет, изредка.
В. Никогда.
- Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
А. Да, часто.
Б. Бывает, но в крайних ситуациях.
В. Не знаю о таких ситуациях.
- Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
А. Никак не реагирует.
Б. Старается исправить ситуацию.
В. Агрессивно.
- Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?
А. Да.
Б. Отчасти.
В. Нет.
- Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
А. Угрозы физического наказания.
Б. Беседы о плохом поведении.
В. Обещание подарков за хорошее поведение.
- Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?
А. Физическое наказание.
Б. Воспитание на положительных примерах.
В. Лишение развлечений и подарков.
- Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.
Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.
В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Благодарим за сотрудничество!
Обработка результатов анкетирования.
п/п | Вопросы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
А | 3 балла | 1 балл | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 1 балл | 3 балла |
Б | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 1 балл | 2 балла | 2 балла | 2 балла |
В | 1 балл | 3 балла | 1 балл | 0 баллов | 3 балла | 3 балла | 1 балл |
От 6 до 10 баллов - в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.
От 11 до 17 баллов - в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.
От 18 до 21 балла - в семье преобладает либерально - попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Воспитание уравновешенности у детей от 1,5 до 3 лет »
Этот материал содержит ряд советов и рекомендаций, которые смогут помочь родителям в воспитании урановешенности у детей раннеего возраста....
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко. Консультация для родителей на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста".
Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица тела, причёски, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигие...
Консультация для родителей на тему "Воспитание любви к природе"
Данная консультация научит родителей, как вместе с ребенком наблюдать за природой во все времена года, на что обращать внимание, при том или ином наблюдении....
Консультация для родителей на тему "Воспитание ребёнка 3-4 лет".
Малышу - 3 года, а скоро - 4. Чего ожидать, к чему быть готовым, как вести себя с ребенком этого возраста? Какие особенности поведения, психического и физического развития необходимо знать? Ответы на ...
Консультация для родителей НА ТЕМУ: « ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации м...
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия».
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»....
Консультация для родителей на тему "Воспитание доброты через православную литературу".
Какие книги необходимо подбирать для дошкольников....