Проект "Мини-музеи в ДОУ"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Мини-музеи в ДОУ.
Актуальность: Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать ,если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цель проекта:
Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музее в ДОУ
Задачи.
1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
2)организовать условия для самостоятельной познавательной активности детей в пространстве мини-музея
3)заинтересовать родителей в создании мини-музея в ДОУ
4) обеспечить условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности
5)сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями ,интересными делами, радостью творчества.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников
Пути и механизмы реализации проекта:
- Разработка педагогических проектов по созданию и организации мини-музеев;
- Организация выставок, экскурсий;
- Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
- Совместная познавательно-исследовательской деятельность детей и взрослых ;
Ресурсное обеспечение проекта:
1)Научно-методическое:
- Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
- Методическое сопровождение проектной деятельности;
2)Организационное
- Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;
- Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;
3)Информационное:
- Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;
- Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;
4)Материально-техническое:
- Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта;
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Создание мини –музея в ДОУ. Овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея.
- Повышение уровня знаний детей о музее, повышение познавательной активности, развитие креативности через создание творческих работ.
- Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с детьми познавательной деятельности.
Этапы
- Подготовительный этап
Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.
№ | содержание | сроки |
Организация работы с педагогами | Сентябрь-октябрь | |
1 | Анализ ситуации в ДОУ | |
2 | Изучение литературы по музейной педагогике | |
3 | Консультация для педагогов по созданию мини-музея в ДОУ | |
4 | Анализ реализации подготовительного этапа проекта | |
Организация работы с детьми | Сентябрь-октябрь | |
1 | Диагностика знаний детей о музее (устный опрос) | |
2 | Посещение краеведческого музея | |
3 | Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании. | |
4 | Выбор направления по созданию мини-музея в группе совместно с детьми | |
5 | Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов | |
6 | Творческие работы детей(ИЗО, аппликации) | |
Взаимодействие с родителями | Сентябрь-октябрь | |
1 | Анкетирование родителей с целью выявления ориентации по музейной педагогике | |
2 | Групповое родительское собрание «Роль музея в развитии познавательной активности детей» | |
3 | Организация совместной деятельности с детьми по изготовлению творческих работ. |
- Основной этап
Цель: разработка методических материалов
№ | Содержание | Сроки |
Организация работы с педагогами | Ноябрь-декабрь | |
1 | Планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в рамках мини-музея | |
2 | Разработка занятий по познавательному развитию, исследовательской деятельности. экскурсий по мини-музею | |
3 | Просмотр мероприятий по организации работы в мини-музее | |
4 | Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности | |
5 | Анализ реализации проекта в целом | |
Организация работы с детьми | Ноябрь-декабрь | |
1 | Совместная исследовательская и творческая деятельность | |
2 | Экскурсии для детей из младшей группы, для родителей | |
3 | Театрализация и игры | |
4 | Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в пространстве мини-музея. Анализ | |
Взаимодействие с родителями | Ноябрь-декабрь | |
1 | Изготовление с детьми творческих работ | |
2 | Посещение мини-музея в ДОУ | |
3 | Участие в создании мини-музея, подбор экспонатов |
- Заключительный этап
Цель: оценка и представление результатов проекта
№ | Содержание | Сроки |
Организация работы с педагогами | январь | |
1 | Презентация мини-музеев | |
2 | Анализ реализации проекта | |
Организация работы с детьми | январь | |
1 | Диагностика знаний детей о музее | |
2 | Выявление уровня познавательной активности, умений и навыков исследовательской деятельности | |
3 | Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения | |
Взаимодействие с родителями | январь | |
1 | Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. |
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов ,детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.