Конспект родительского собрания "Путешествие в страну Сенсорику"
методическая разработка на тему
Нетрадиционное родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnoe_roditelskoe_sobranie.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционное родительское собрание
«Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Форма проведения: игровой практикум.
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: групповое помещение
План проведения:
Вступительный этап:
- введение в проблему;
- создание проблемной ситуации.
Основная часть: игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
Подведение итогов собрания:
- решение родительского собрания;
- рефлексия.
Ход мероприятия:
Подготовительный этап.
- Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.
- Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
- Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие младших дошкольников».
- Изготовление «ящика ощущений» и подготовка для него объекта.
- Оформление наглядной информации: приложения, фотостенд «Вот как мы играем», цитаты.
- Музыкальное оформление.
Организационный этап.
- Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).
- Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
Вступительный этап.
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями, очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о дидактических играх, развивающих восприятие цвета, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Цветландию. Но сначала немного в памяти освежим, что же это такое восприятие цвета и почему его следует развивать.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. Именно этот момент очень важен для ребенка 2-3 лет, так как в этом возрасте он обследует окружающий предметный мир, у ребенка накапливается опыт.
Развитие восприятия цвета - часть общего сенсорного развития. Психологи доказали, что сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой) и ахроматические цвета (белый, черный, оттенки серого).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным.
- Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе под редакцией М.А.Васильев
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача дидактических игр для малышей – накопление опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
- Какие дидактические игры? Способствующие развитию восприятия цвета есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)
- При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
- Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию восприятия цвета детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов цвета. Наш мастер-класс научит вас изготавливать пособия для дидактических игр из бросового материала и рисовать в нетрадиционной технике. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать знания.
- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Цветландию!
Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку.
Вот я палочкой взмаху –
(действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!
Всем родителям помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки,
(раздает резинки, заколки)
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Паровоз давно вас ждет,
В страну Цветландию повезёт!
Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком».
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Цветландию
Всех детей привез!
1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)
Выставляются человечки соответствующего цвета.
***
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зелёный цвет)
***
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный цвет)
***
Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий цвет)
- Догадались, как станция называется? Станция «Цветные человечки». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать.
Пальчиковая игра «Пальчики работают»
(Выполнять одновременно двумя руками)
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.
(Поднять большой палец, пошевелить им.)
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.
(Выполнять щелчки большим и средним пальцами)
Безымянный поедает
(Поднести безымянный палец ко рту)
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает
(Постучать мизинцем по столу)
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
- различение цветов по принципу «такой-не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу;
Игра «Построим башню».
Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» - «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» (демонстрация игры с 1 родителем) В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню (играют все родители).
- зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу;
Игра «Разноцветные флажки».
Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры: Для игры нужно взять флажки основных цветов. Когда ведущий поднимает, например, красный флажок, дети с красными флажками должны подбежать к нему.
- закрепление представлений о цвете в слове.
Игра «Разложи по коробочкам».
Цель: Учить находить предметы определенного цвета по названию цвета.
Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.
Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.
- Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.
Звучит музыка, паровоз едет дальше.
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
2. Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Везут на станцию ИЗО
Компанию ребят.
Чох-чох, чу-чу
Паровоз летит
Чох-чох, чу-чу
Паровоз гудит.
3. Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселый человечек-художник Карандаш). Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать.
Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.
- Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
- Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?
Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью, можно вытворять.
Пальцем ткнуть, и носом,
А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –
Маленькою ножкой.
Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,
Удивительный и радостный, этот свет.
Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети.
- Это наши юные художники старались для своих мам на 8 Марта в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели. Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование ладошкой и пальчиками) Какие цвета использовались? (основные: зеленый, синий, красный) А какого цвета не хватает? (желтого)
- Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка) Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко. Но как положено перед работой разомнём пальчики.
Физминутка
Нарисуем желтый круг,
(вверху над головой соединить большие и средние пальцы)
После лучики вокруг
(руки вытянуть вперёд, соединить запястья, расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,
(сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее
(трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет.
(руки в «замок»)
Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца.
- Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!
Время ручки отмывать:
(родители моют руки, вытирают; звучит мелодия)
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Кто опрятным хочет стать,
Воду должен уважать.
Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей. А паровоз снова зовёт нас в путь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
4. Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся (знакомство с играми).
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
5. С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.
Звучит сказочная мелодия.
Вот я палочкой взмахну –
(действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Подведение итогов собрания.
- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы).
Решения родительского собрания.
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
3. Принимать активное участие в жизни детского сада.
Заключительное слово.
Уважаемые родители!
Закончена игра! Она у нас
Рассчитана на один час,
Но, в сенсорную игру, народ,
Играйте дома круглый год!
Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.
Рефлексия.
- Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в страну сенсорику"
закреплять названия цветов....
План-конспект родительского собрания "Путешествие в страну Сенсорику"
Конспект родительского собрания...
Конспект родительского собрания "Путешествие в Сенсорику"
Данное проведение родительского собрания в игровой форме позволяет родителям понять важность сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста....
Конспект родительского собрания "В стране математики"
конспект мероприятия для родителей...
конспект занятия "Путешествие в страну сенсорику"
игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовления продукта детского творчества....
Конспект развлечения "Путешествие в страну Сенсорика"
Конспект развлечения "Путешествие в страну Сенсорика"...
Конспект развлечения «Путешествие в страну сенсорики»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Цель: выявить уровень усвоения детьми с...