История и теория исследовательской деятельности дошкольников
статья (младшая группа) на тему
1. История исследовательской деятельности в дошкольном возрасте;
2. умения которые необходимо развивать у детей;
3.необходимые приёмы для создания проблемной ситуации;
4.типы исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская деятельность дошкольников | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодняшний день, наше Государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, с умением решать самостоятельно поставленные задачи, принимать решения, социально подготовленного к взрослой жизни.
Дети по своей природе исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования – является любознательность.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы : как? Почему?
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет знать всё, исследовать, изучить.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования, относящейся к познавательно-речевому развитию.
Детское экспериментирование, тесно связано с другими видами деятельности: наблюдение, развитие речи.
Презентация:
1. Этапы исследовательской деятельности.
- выделение и постановка проблемы (например: после знакомства с героями сказки «пузырь, лапоть, соломинка», задуматься : как помочь героям сказки перебраться через реку. В ёмкость с водой поочередно опускали материалы разного качества: бумагу, ткань, деревянную пластину. Сделали вывод, что дерево обладает свойствами и качествами . Возникает желание познакомиться с этими свойствами.)
- Выдвижение гипотезы (обладает ли дерево различными свойствами).
- поиск и предложение вариантов решения (составить схему: дерево спилили – отвезли на фабрику – распилили, сделали деревянные брусочки).
- сбор материала (литература, загадки, через которые выясняем, из каких частей состоит дерево).
- обобщение полученных данных (выводы). (Дерево легкое, плавает, не тонет, твердое, непрозрачное). Таким образом, героям лучше переплыть через реку на деревянном плоту.
2. слайд
У детей через разные виды деятельности необходимо развивать определенные умения:
- видеть проблему (проблема-это затруднения, чтобы устранить, требуется исследование).
- выдвигать гипотезы, строить предположения.
- задавать вопросы (познание начинается с вопроса).
- умение оперировать понятиями (явление, причина, следствие, событие).
- умение классифицировать (разбивать на группы).
- умение быть наблюдательным.
- делать выводы и умозаключения.
3. слайд.
Для создания проблемной ситуации, педагогу можно использовать следующие приёмы:
- подведению детей к противоречию, предложить самостоятельно найти решение.
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
- предложить детям рассмотреть явление с различных позиций.
- побуждение детей к сравнению, выводам.
- постановка конкретных вопросов на обобщение, логику, рассуждение.
-постановка проблемных задач.
4. слайд
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- экспериментирование (опыты);
- коллекционирование;
- путешествия по карте (представления о пространстве мира);
- путешествие по «реке времени» (представления об историческом времени);
5 слайд
- в младшем дошкольном возрасте ИД направлена на:
Предметы живой и неживой природы, через использование опытов и экспериментов (глина, песок, вода, воздух), с помощью игровых ситуаций (персонажей).
- во второй младшей группе
дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и в-в; знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы (вода, солнечные лучи, лёд, снег, стекло, звуки, тень).
- старший дошкольный возраст
Знакомство с переходом одного тела в другое. Дети проявляют первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим (для безопасности и моральной поддержки, т.к. интерес быстро угасает).
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодородного контакта с семьей и взаимоотношений между ребенком и педагогом (родительские собр., буклеты, консультации).
В заключение хочется процитировать слова К.Е.Тимирязева : «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопрос и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
"История утюга". Познавательно- исследовательская деятельность.
Интеграция видов деятельности: П-и., двигательная, коммуникативная, изобразительная. Воспитывать интерес к культуре родного края. Учить уважать труд людей. Познакомить детей с историей утюга.Мате...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....
Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника" (из опыта работы)
Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника"(из опыта работы)...
«Исследовательская деятельность дошкольников-необходимое условие успешного познавательного развития ребенка дошкольника.»
laquo;Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»Ральф У. Эмерсон....