Проблема подготовки руки ребенка к письму
статья на тему

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего, письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное воздействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_podgotovki_ruki_rebenka_k_pismu.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА  ПОДГОТОВКИ  РУКИ  РЕБЕНКА  К  ПИСЬМУ

    Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Дети понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука: пишут медленно, неуверенно, строчек не видят, буквы как бесформенные каракули».

     Встает вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли готовить ее к школе?!

     Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего, письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное воздействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу школьного обучения.

       Однако практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста нередко имеют неудовлетворительный уровень развития  мелкой и крупной моторики. Они не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть.

      Развитый мозг и неразвитая рука дошкольника – закономерное явление при современном образе жизни: с детьми стали меньше разговаривать, дети больше слушают и смотрят, редко что-то делают своими руками, современные игрушки, вещи и предметы устроены удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков, завязок, пуговиц). Родители  предпочитают футболки вместо рубашек с пуговицами, книжки с наклейками, бытовые предметы управляются пультом и т.д.

   Анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы по проблеме подготовки дошкольников к школе дает основание вычленить одно из направлений подготовки  к школе - развитие руки ребенка для последующего более быстрого и легкого овладения навыками письма (именно 90% разных трудностей в школе связаны с письмом).

      Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности: это не просто процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки и их комплексы, но и овладение графическим изображением букв, требующих  сформированности  двигательных, технических умений, развития мышц руки, пальцев.

      Разные авторы по – разному обозначают понятие «движение пальцев», но все понятия наделены общим смыслом. Так Бабаева Т.И. обозначает их  «ручной умелостью», Гризик Т.И. – «мелкая моторика», Ильина М.Н  - «тонкая моторика». Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, мышечной и костной, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относятся разнообразные движения: от примитивных жестов (захват предметов) до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

        Таким образом, тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, они требуют специального развития.

       Одной из первых разработчиков программы подготовки руки ребенка к письму  является А.И.Воскресенская. Данная программа  была рассчитана на весь учебный год в подготовительной к школе группе (4 занятия в месяц по 20 – 25 минут).

     На современном этапе развития методики обучения письму имеют место самые разнообразные подходы к осуществлению этой работы и авторы предлагают свои системы занятий, в том числе с дошкольниками (В.А.Силивон, Е.Е Шулешко и др). Однако, принимая решение об использовании какой – либо из них, воспитатели ДОУ должны руководствоваться ее целесообразностью, так  как их задача – не учить  писать, а готовить к овладению письмом.

     Так, В.А.Силивон  советует соединить «письмо» и музыку (дети рисуют музыку) через использование музыкально – графических упражнений, музыкально – графических  рассказов, музыкально – графических игр. Их цель: научить детей передавать характер мелодии с помощью разных по характеру линий (слабый или сильный нажим, прерывистая или сплошная линия, прямая или волнистая), т.е. «записывать» мелодию, воспроизводя ритм, силу звучания, темп и пр.

      Не менее интересными  являются методические советы и практический материал Е.Е.Шулешко. Они убедительно подтверждают положение о том, что упражняя детей в различных изображениях, можно научить их определять и фиксировать направленность движений руки, видеть место данного элемента  изображения, росчерка,  буквы на листе бумаги в составе целого, то есть, идет развитие зрительно – координационных движений, зрительного и фонематического восприятия. Полезны для развития руки ребенка «росчерки» Шулешко Е.Е.: петельный, двойной петельный, волна, акробатик, и др.

    Психологи  О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова  предлагают игры – упражнения: «Стрельба по мишеням», «Попади в точку», «Поймай рыбку» и др., которые  развивают внимание, формируют связь между движением руки и артикуляцией, необходимыми при письме; графические диктанты (один ребенок мокрой тряпочкой обводит узор на доске, одновременно проговаривая каждое движение, другой пририсовывает рядом элементы узора, работая синхронно с товарищем).

     Подготовкой к письму является и рисование специальных узоров – бордюров Д.Б. Эльконина. Бордюры (Рыбы, Птицы, Кактусы, Божья коровка и др.) построены на основе движений, которые соответствуют пронации – закономерности формирования графического навыка письма и представляют собой основные двигательные элементы, часто повторяющиеся во многих письменных буквах.

       В широком кругу воспитателей ДОУ считают, что развитие руки ребенка, его зрительно – двигательной координации осуществляется на всех видах изобразительной деятельности, конструировании, в играх – забавах с заводными игрушками, в играх с пальцами и пр. Соглашаясь с этим, мы должны говорить о необходимости использования специальной системы заданий, упражнений, обеспечивающих целенаправленное развитие руки ребенка, развитие зрительно – координационных движений и др. в педагогическом процессе. Но приоритетным должно оставаться развитие речи, так как письмо – это один из видов речевой деятельности.

     

   Литература

  1. Агаркова Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина. – М., 1995
  2. Бабаева Р.М.  Готовим ребенка к школе. – М., 1986
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М.,2006
  4. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. – М.,1965
  5. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. – М.,2007
  6. Ильина М.Н. Подготовка к школе. – СПб.,2004
  7. Шулешко Е.Е.  Забавные росчерки. – М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка руки ребенка к письму

Консультация для педагогов и родителей по подготовке детей к школе. Речь идет о важности сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет; как распознать неправильный навык, как исправить; как ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»

В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....

Подготовка руки ребенка к письму в процессе рисования

Занятия по изобразительной деятельности рассматриваются не только как средство художест­венно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитани...

развитие мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму.

Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами...

Подготовка руки ребенка к письму

Развитие графомоторных навыков...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Подготовка руки ребенка к письму"

Одна из необходимых задач в подготовке детей к школе, над которой мы работаем это «Развитие «ручной умелости» ребенка». В наше время не для кого не секрет, что от развития мелкой моторики зависит...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...