план по самообразованию
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35
Колпинского района г. Санкт Петербурга
Программа по самообразованию:
«Экологическое воспитание дошкольников посредством художественного- эстетического развития»
Воспитатель: Попадинец Ю.Ю.
2014 год
Пояснительная записка.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Земля наш общий дом, поэтому экологические проблемы сегодня затрагивают каждого человека и его интересы.
От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.
Поэтому в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования наших детей является формирование у них «экологической совести», осознанной культуры их сознания и мышления.
Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.
С какого возраста и как нужно начинать экологическое воспитание и образование?
В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к родным и близким ему людям: маме, папе, бабушке, дедушке, к братьям и сёстрам, к родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое и прекрасное на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это самое время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем его мире.
Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать свои самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять ее законы и научиться жить в гармонии с природой.
Цели и задачи:
Формирование экологического мышления вот цель данной работы: ответственность за сохранность природы несет человек; человек и природа неотделимая часть друг от друга; сама природа многообразна и едина; человек должен учиться жить в гармонии с окружающим миром;
Задачи обучения:
-познакомить детей с природой и фауной;
-через общение с природой научить детей любить ее красоту во всем многообразии форм и красок;
-формировать у детей чувства необходимости защиты природы, ответственность за живые существа;
-воспитывать бережное отношение к природе;
-развивать в детях такие качества: наблюдательность, воображение, фантазию и чувства творчества;
-для творческой работы организовать сбор природного материала;
-научить детей правильно вести себя в природе;
-формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, воспитания интереса к художественно-творческой деятельности;
-развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, воображения, творчества.
Методы и формы обучения:
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Огромную радость доставляет детям общение с природой. Дети видят мир по-своему. Во всем многообразии запахов, звуков, цвета. Сердца детей всегда открыты для восприятия красоты. Поэтому первое знакомство с миром природы, с ее обитателями можно провести в увлекательной для детей форме игры, загадок, сказок и викторин.
Очень полезны для детей занятия проводимые на природе (экскурсии, прогулки) .Самое благотворное воздействие на здоровье детей оказывает свежий воздух и красота окружающей природы. Такие занятия учат детей умению видеть прекрасное, развивают их физически.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
На таких занятиях дети учатся наблюдать за явлениями природы и их изменениями во времени. У детей развивается воображение, наблюдательность и внимание. Дети осваивают первые правила поведения в природе и даже в лесу., учатся следовать закону «не навреди».
Во время прогулок организовывается сбор природного материала для творческих поделок, выполняются посильные трудовые поручения в природе: уборка территории от сухих листьев, мусора. Такая работа воспитывает в детях чувства ответственности за окружающую их природу, бережное отношение к ней.
Важно научить ребенка видеть всю красоту природы в литературных произведениях, на картинах художников, в музыкальных произведениях и научить выражать свое восприятие посредством творчества.
Используемая литература
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003.
- Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под. ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Хьюит С. Природа в занимательных экспериментах / Пер. с англ. В. В. Свечнокова. – М.: ЗАО “РОСМЕН-ПРЕСС”, 2006.
- Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Соломенникова О.А., Мозаика- Синтез, 2009г.
- Pedrazvitie.ru
- Дошколенок.ru
- doshvozrast.ru
- nsportal.ru (социальная сеть работников образования)
- maam.ru
Годовое перспективное планирование
Тема | Задачи | Работа с детьми | Работа с родителями | Художественно- эстетическое восприятие | Ожидаемый результат | Организация среды |
Сентябрь 1. « Во саду ли, в огороде » (1,2 недели) 2. «Зеленая аптека» (3 неделя) 3. Природные явления «Тучи, дождь» (4 неделя) Октябрь 1. «В хороводе деревьев» (1 неделя) 2. «Тайны грибного царства» (2 неделя) 3. «Чудо- ягодка» (3 неделя) 4. «Воздух» (4 неделя) Ноябрь 1. «Тепло- холодно» (1 неделя) 2. «Пернатые друзья» (2,3 недели) 3.«Волшебница- вода» (4 неделя) | Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех её проявлениях. Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашка и подорожник. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам(береза, клен, тополь, дуб, рябина). Закрепить знания о строении дерева: ствол, и от него отходят ветви. Показать приспособленность деревьев к сезонным изменениям Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы( белый гриб, лисичка, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Расширить знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах(лечат, имеют запах). Учить выявлять свойства воздуха(невидим, без запаха, не имеет формы). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе. Замечать связь между погодой и тем как одеваются люди. Продолжать знакомство с домашними птицами(курица, утка, гусь), расширить знания об их внешнем виде и пользе для людей. Познакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Показать сходство и отличие жизни домашних и диких птиц. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим». Познакомить со свойствами и признаками воды(холодная, теплая, прозрачная, может нагревать другие в-ва, может иметь запах, если добавит в нее пахучие в-ва) Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | Беседа: «Осень в гости к нам пришла» Рассматривание овощей, фруктов, проба их на вкус. Д/и : «Что растете на дереве, а что на земле», «Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Сбор урожая» Пальчиковая гимнастика: «Капуста» , «Апельсин»
Беседа: «Лекарственные травы» «Доктор лечит от простуды» Экскурсия по территории д/сада Игра «Солнышко и тучка» Пальчиковая игра: «Дождик весело стучит» Д/и: «Назови ласково», «Закончи предложение» Проведение опыта «Комнатный дождь» Тематическая игра «Туча- облако» Беседа «Деревья на нашем участке» Д/и: «С какого дерева листок», «Кто скорее соберет», «Детки на ветке», «Соедини листья с плодами» Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев. Сбор листьев для гербария. Беседа- знакомство «Грибы» Рассказывание о месте произрастания грибов, их строении и размножении. Беседа «Ягоды» Д/и: «Детки на ветке», «Лесные и садовые ягоды» Рассказ о пользе чистого воздуха на жизнь людей, животных и растений. Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет), Надувание мыльных пузырей, Надувание шаров, Поиск воздуха. Наблюдения на прогулке. Беседа «Сезонные изменения». Д/и: «Когда это бывает?», «Оденем куклу на прогулку» Беседы: «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». д/и : «Кто, где живет?», «Нарисуй птичкам дорожки» Беседа о строении птицы( голова, туловище, клюв, хвост, глаза) Беседы о воде, ее пользе. Проведение опытов. | Изготовление из соленого теста овощей, фруктов, грибов. Изготовление альбома лекарственных трав. Подбор считалок и потешек о дожде. Изготовление гербария из знакомых листьев. Помощь в подборке материалов для проведения опытов. Совместное рисование с детьми грибов и ягод. Изготовление теплой осенней одежды для куклы. Приобретение игр- лото «Птицы», игрушек. Изготовление кормушек. | Чтение: Тувим Ю. «Овощи», Егоров Н. «Тыква», р.н.с. «Пых», «Репка» Чтение сихотворений и считалок. Прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций художников. Коллективная работа «Корзина овощей и фруктов» (использование гречи, манки и риса) Аппликации: «Тарелка с овощами», «Тучка и дождик» Рисование по мокрому «Тучи, дождь», рисование по трафарету овощей и фруктов. Прослушивание звуков природы ( шорох листьев, листопад) Рассматривание иллюстраций и картинок. Чтение и разучивание стихотворений по теме. Чтение А. Майков «Кружит лист уж золотой», В. Сутеев «Под грибом» Аппликация: «Поможем белке засушить грибы» Рисование: «Ветка рябины»(Ватными палочками) «Осеннее дерево» Использование листьев как печатки. Рассматривание иллюстраций, картин художников по темам. Слушание пения птиц, звуков воды. Чтение: «Покормите птиц зимой», «Хотела галка пить», «Путешествие капельки». Рисование и аппликация «Пернатые друзья» | Закрепил знания об овощах и фруктах(5 видах), их форме, цвете, месте их произрастания. Знает , что существуют полезные травы (подорожник, ромашка). Знает, что дождь в начале осени теплый, а в конце- холодный. Туча- облако. Совершенствует умение в рисовании и аппликации. Умеет видеть и слышать красоту природы в иллюстрациях художников и композиторов. Закрепил знания о деревьях (4 вида) Закрепил знания о съедобных грибах (3 вида) и несъедобных (мухомор). Знает, что воздух нам жизненно необходим. Совершенствует умение в рисовании и аппликации. Умение видеть и слышать красоту природы в иллюстрациях художников и композиторов. Закрепил знания о связи сезонных изменений и одеждой людей. Закрепил знания и понятия домашние, зимующие и перелетные птицы. Строение птицы. Знает о пользе воды для всего живого. Совершенствует умения в рисовании и аппликации. Умеет видеть и слышать красоту природы в иллюстрациях художников и композиторов. | Подготовить картинки и иллюстрации с изображением осени, фруктов, овощей, природных явлений, лекарственных трав. В книжном уголке подготовить литературу по теме. Подобрать аудиотеку звуков природы. Подготовить материалы и оборудование для опытов. Пополнить картотеку иллюстрациями деревьев, грибов, ягод. Дополнить аудиотеку звуками природы (шорох листьев, листопад). В книжном уголке литературу по теме выложить. Подготовить материал для опыта. Подготовить иллюстрационный материал по темам. Пополнить аудиотеку звуками воды и пением птиц. Литература по теме. Подготовит материал для опытов. |
Декабрь 1.«Волшебница зима» (1 неделя)
2. «На бабушкином дворе» (2 неделя) 3. «Лесные жители» (3 неделя)
4. «Белый снег, пушистый» (4 неделя) | Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.
Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. |
Беседа «Зима» Подвижная игра "Снежинки и ветер" д/и: «Когда это бывает?» Беседы о домашних животных. -Настольный театр " Волк и 7 козлят" Подвижная игра: «Пастух и стадо» Драматизация сказки «Три поросенка» Рассказ Лесовичка о лесе. Игра- имитация «Звериная зарядка», игровое упражнение «Придумай ласковые слова». Д/и: «Кто, что ест?», с.р.и. «Зоопарк», театр на фланелеграфе «Маша и Медведь», п/и «У медведя во бору» Беседа «Нужен ли зимой растениям снег?» - Опыт со снегом, - цветные льдинки; | Постройка горки на участке. Купить украшения для группы к Новому году. | Рассматривание картины «Зимние забавы», «Зима» , «Звери в зимнем лесу» Чтение: С.Козлов «Зимняя сказка», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка», И. Суриков «Зима», сказки: «Как собака друга искала», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» Аппликация: «Деревья зимой», «Кисонька- мурысонька», рисование: «Зимушка- зима», «Животные в лесу» (по трафарету), «Снежинки» Лепка «Заяц- длинные уши» Прослушивание аудиозаписей «Времена года», «Скрип снега» | Закрепил знаний о сезонных изменениях в природе и их связь с одеждой людей. Получил знания о домашних и диких животных. Совершенствуется в рисовании и аппликации. Умеет видеть и слышать красоту природы в иллюстрациях художников и композиторов. | Пополнить картотеку подвижными играми в зимний период. В книжном уголке выставить литературу и иллюстрации по сезону. |
Январь 1. «Морозные узоры» (1 неделя) 2. «Следы на снегу» (2 неделя)
3. «Ветер, ветер, ветерок» (3 неделя) |
Познакомить детей с образованием снежных узоров на окне. Учить устанавливать причинно –следственные связи. Формировать умение и желание любоваться красотой снежных узоров Развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять кому могут принадлежать следы. Уточнить представление о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на утоптанном снегу следов не видно. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью ветра в природе и в жизни человека. Развивать творческий потенциал личности каждого ребенка. Разнообразить приемы наблюдения, используя ветряки, ленточки. | Беседа «Зимние узоры» Наблюдения: узоры на окне, наст, иней. Д/и: «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?» Беседа «Кому могут принадлежать следы?» Наблюдения на прогулке, проведение опытов(оставление своих следов, следы игрушек и т.д.) Беседа «Природное явление- ветер» Наблюдение на прогулке. Опыты с султанчиками, вертушками, лентами. Подвижная игра "Снежинки и ветер" | Вместе с детьми изготовить морозные узоры из подручного материала. Приобретение вертушек. | Рассматривание иллюстраций, картин по темам. Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы- ветер», «Времена года» Чтение: А. Кольцов «Дуют ветры», А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч!», Л. Воронкова "Снег идёт", "Вот зима- кругом Стих-е В. Берестов "Снегопад" Рисование: «Морозные узоры» (нетрадиционные техники) «Следы на снегу», «Ветер» | Познакомился с природным явлением- ветер, развивает наблюдательность, умение устанавливать причинно- следственные связи. Совершенствуется в рисовании и аппликации. Умеет видеть и слышать красоту природы в иллюстрациях художников и композиторов. | В книжной зоне- иллюстрации по теме, литература. Изготовить султанчики, ленты для опытов |
Февраль 1."Береги живое" (1 неделя) 2.«Путешествие в царство комнатных » (2 неделя) 3. «Посадка лука» (3 неделя) 4. «Какой песок, какая глина» (4 неделя) | Познакомить детей с красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений. Воспитывать бережное отношение к цветам, как к части природы, источнику красоты, радости людей. Учить детей устанавливать простейшие взаимосвязи в окружающем мире. Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям. Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышек. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним. Познакомить со свойством и качеством песка, глины ; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины. | Беседа «Растения красной книги» «Дидактическая игра "Хорошо- плохо", "Путешествие на полянку" Беседы о комнатных растениях. Д/и: Беседы о песке, глине их свойствах. Опыт с песком и глиной. | Изготовление страниц красной книги. Изготовление вместе с детьми модели комнатного растения. Изготовить альбом- дневник наблюдений. Принести луковицы для посадки. | Рассматривание иллюстраций, картин. Прослушивание аудиозаписей «Вальс цветов». Рисование цветов из красной книги. Рисование «Фикус», «Герань». Аппликация «Фикус» , лепка «Кактус» | Познакомился с растениями из красной книги. Называет растения уголка природы. Может отличать песок, глину; называет их свойства. Знает, что нужно для роста растения, лука. Совершенствуется в рисовании, лепке, аппликации. | Подобрать литературу и иллюстрации по темам. Приобрести стаканчики или теплицу для посадки лука. Подготовить материал для опытов(песок, глина) |
Март 1. «Где живет золотая рыбка» (1 неделя) 2. «Весна пришла» (2 неделя) 3.«Я- человек» (3 неделя) 4.«Игрушки и предметы из бумаги и древесины» (4 неделя) | Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Познакомить со свойством и качеством бумаги, древесины. Развивать интерес. | Беседа о рыбах, их строении, особенностях их организма. Беседа «Пришла весна», «Признаки весны». д/и «Когда это бывает?», «Мир вокруг нас». Игры с солнечным зайчиком. Наблюдения на прогулке. Беседа о человеке, его теле. Опыт с бумагой | Беседы- консультации «Одежда по сезону » Изготовление аквариума. Изготовление поделок из бумаги. | Рассматривание иллюстраций и картин, плакатов по теме. Прослушивание аудиозаписей «Времена года» Рисование:"Рыбки в аквариуме", «Весна», "Сосульки длинные и короткие" «Подснежник», «Автопортрет»,- Аппликация "Весенняя сказка" | Знаком с временем года- весна. Знает в каких условиях должны жить аквариумные рыбки. Знаком со своим телом, его частями и что за что отвечает. | Подбор литературы и иллюстраций по теме. Подготовить атрибуты аквариума (рыбки, камешки, ракушки, водоросли) |
Апрель 1. «Веселые ручейки» (1 неделя) 2.«Экологическая тропа» (2 неделя) 3. «Земля- мой дом родной» (3,4 недели) | Определить, что стало со снегом куда он исчез. Сформировать представление детей об ручейках, о способах их образования, прислушаться к их журчанию. поощрять самостоятельные открытия детей (кораблик легче воды, поэтому не тонет) Развивать в детях исследовательские способности для более полного познания и освоения окружающего мира. Приближать детей к природе: учить их бережно обращаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания об окружающей природе. Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев). Воспитывать бережное отношение к природе. Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоемов (пруд, болото, река, море), о звездах. | Беседа «Уж тает снег, бегут ручьи», «Что такое проталинки». Д/и: «Когда это бывает?», «Где снег не тает», «Где быстрее наступит весна». Беседы: «О природе», «Что ты сделал доброе для природы». Целевая прогулка по объектам экологической тропы. д/и: «Что будет если», «Кто больше», «Опиши, а мы отгадаем» п/и «Раз, два, три к дереву беги» Беседы «Где я живу», «Река, болото, море» д/и : «Рассели животных», «Кто живет на суше, а кто в воде» | Помощь в уборке участка. Изготовление корабликов и запускание их вместе с детьми. | Рассматривание иллюстраций по теме. Прослушивание аудиозаписей «звонкие ручейки». Чтение: В. Берестов «Весенняя песенка», М.Пришвин «Мать-и-мачеха», З.Александрова «Капель», А.Фет «Уж верба вся пушистая» Рисование: «Волшебница весна», «Веселые ручейки», «Пушистая верба», «Звездное небо». Аппликация «На речке ледоход» | Знает, что природу нужно беречь, помогать ей. Умеет различать водоемы. | Пополнить аудиотеку. Подобрать литературу и иллюстрации по теме. |
Май 1. «Насекомые- наши помощники» (1 неделя) 2. «Украсим землю цветами» (2 неделя) 3. Мониторинг (3, 4 неделя) | Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. Приобщить детей к посильной деятельности, высадке рассады в цветник. Продолжить знакомство с условиями для жизни и роста растений в открытом грунте. | Беседы о насекомых, о их пользе и вреде. д/и: «Летает ,ползает, прыгает»,Кого не стало?». Беседы о растениях, растущих на улице. Д/игры: К дереву беги», Найди цветок по описанию», Проектная деятельность: Цветы. «Бал цветов». | Помощь в оформлении клумбы, покупка цветов. |
Рассматривание иллюстраций художников. Прослушивание звуков природы, звуков насекомых. Чтение:"Божья коровка","Пёстрые крылья" из книги Плиманова "Зелёные страницы", Е.Благина «Одуванчик», П.Воронько «Березка», А.Плещеев «Травка эеленеет…» Отгадывание загадок. Лепка :"Червячки для цыплят" Рисование: «На лугу цветут одуванчики», «Цветущий сад» Аппликация «Божьи коровки ползают по травке» | Знаком с условиями жизни растениями на улице. Понимает, что насекомые важны в природе. Умеет наблюдать. | Подобрать литературу по теме. Подготовка к мониторингу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...