Использование куклы в воспитании и обучении дошкольников
статья по теме
В статье представлены рекомендации о том, как можно работать с куклой с дошкольниками, какие виды кукол следует использовать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_v_vospitanii_rebenka.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование куклы в речевом развитии ребенка
Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. Самая старая кукла была создана еще 35 тысяч лет тому назад на территории современной Чехии. Известно также, что особым почтением куклы пользовались в Древнем Египте и Древней Греции.
Изготовление кукол имеет давнюю традицию. Их изготавливали в качестве идолов, оберегов, часто придавая им особенный, даже мистический смысл.
Л.Г.Гребенщикова выделяет отдельные исторические этапы в использовании кукол: в магических целях; для трудового обучения; позже для театральных постановок;для игры.
В современном мире куклы используют для познания мира ребенком, а так же для коррекции познавательного и речевого развития детей
Игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и умения. Кроме того, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать трудности.
связи с этим позволю себе некоторое отступление.
Педагоги используют куклу, как «игровой коррекционный метод работы» с детьми в каком-либо направлении.
В настоящее время наблюдается рост числа детей, чье развитие отстает, в той или иной степени, от возрастной нормы. Для таких детей характерны:
сниженный объем памяти; отставание словесно-логического мышления, в то время как наглядно-образное нарушено гораздо меньше; значительное отставание от нормы речевого развития.
Как следствие: интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют в анамнезе гипоксию, вегето-сосудистую дистонию, синдром гиперактивности, расторможенность и др. Развитие таких детей, чаще всего, идет в индивидуальном направлении, и, не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Отметим также, что проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении детей имеющих отклонения в психоречевом развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Обучение дошкольника происходит в игре. Сделать игру наиболее интересной помогает кукла. Метод работы с куклой - средство достижения основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение. С помощью метода работы с куклой для коррекции речи, можно решить следующие проблемы:
- Диагностика. Играя с куклой ребенок более раскрепощен, это дает более четкие представления о характере речевых нарушений. При этом, сам ребенок ответственности за сказанное не несет – эту роль за него выполняет кукла. Игра ребенка при этом является его языком, а игрушка – словами (на этом этапе предлагается использовать красивую куклу, пальчиковые куклы);
- Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции
- Социализация. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия (используются любые виды кукол);
- Развитие коммуникативных навыков (целесообразны марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы);
- Развитие самосознания (любые виды кукол);
- Развитие грубой и мелкой моторики (использование кукол – марионеток);
- Разрешение внутренних конфликтов (ростовые куклы до 1,5м высотой).
Одним из значимых педагогических условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста является использование метода работы с куклой. Это расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить. Игра для ребенка является тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Возможности метода работы с куклой позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи.
Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Эти средства позволяют в непринужденной обстановке проводить занятия, развивая все стороны речевого и психического развития ребенка. Профессиональный воспитатель, логопед или психолог может превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности. С этой целью используются куклы – говорушки. С помощью кукол – говорушек педагог вместе с детьми разыгрывает сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи. Помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат. Для проведения артикуляционной гимнастики, движения органов речи и развития звукопроизношения широко используется артикуляционная кукла. У детей появляется мотивация вновь присутствовать на занятиях, участвовать в интересных заданиях с использованием любимых кукол.
Главным принципом достижения эффективности при использовании метода работы с куклой является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей.
Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой на фронтальных занятиях, в свободной деятельности детей, на индивидуальных занятиях позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников
Знание, что такое репрезентативная система, дает большие возможности в совместной деятельности с детьми, а также при общении с любым собеседником....
Диагностика по образовательной области "Игра" 1 этап обучения . По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В практическом материале даны примерные игровые задания для диагностики образовательной области "Игра" 1 этап обучения....
Диагностика по образовательной области "Конструирование" 1 этап обучения. По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
в практическом материале даны примрные игры по образовательной области "конструирование" - 1 этап обучения. По программе Гаврилушкной О.П.,Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с ...
Консультация для родителей на тему “Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников”
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности....
Консультация для родителей на тему “Роль куклы в воспитании и обучении дошкольников”
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности....
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения дошкольников
Главной целью современной образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стандартные ...
Народная тряпичная кукла – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы...