Консультация для воспитателей: «Татарский фольклор в работе с детьми»
консультация на тему

Хисматуллина Разина Раифовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9» города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

Татарстан республикасы Әгерҗе муниципаль районы Әгерҗе шәһәре

«9 нчы балалар бакчасы» муниципаль системасындагы мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

Консультация для воспитателей:

«Татарский фольклор в работе с детьми»

Воспитатель по обучению

                                                                     татарскому языку

                                                                      Хисматуллина Р.Р.

2015 г.

   

     На сегодняшний день татарский язык  очень востребован.  Потому что изучение татарского языка поддерживается на республиканском уровне, как законодательно, так и финансово. 

    И вот уже 10 лет, совместно с моими любознательными дошкольниками, я постигаю мудрость и многогранность татарского языка.

         Мне всегда интересно наблюдать, как ребенок учится называть знакомые предметы на другом, теперь уже на татарском языке, запоминает новые для него слова, учится правильному произношению. Я испытываю огромное чувство удовлетворенности, когда, наконец, с детьми начинаем просто общаться на татарском языке.

     Работать с детьми интересно: каждый воспитанник  уникален и неповторим.  В работе мною движет желание научить  русскоязычных  детей говорить на татарском языке, повысить  их словарный запас,  развивать   память, воображение, вызвать  интерес к татарскому языку, воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней.

     Находясь в постоянном поиске новых форм и методов, я стремлюсь сделать процесс обучения второму языку интересным, занимательным, доступным для каждого ребенка.

         Приобщение детей к культуре татарского народа  строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством  (фольклором), играми, традициями и обычаями татар.

   Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок;  четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Татарский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен  сказками, стихами, песнями и танцами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

   Для знакомства детей с татарскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираю только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми использую пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках. До детского понимания стремлюсь донести такую мысль, что татарский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.

   Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Татарские сказки знакомят детей с историческим прошлым татарского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.

   Сказки по новой программе мы не читаем, а смотрим в виде мультфильмов.  Детям очень нравится сказки татарских поэтов: Адиль, Эллина, Аделя с восхищением смотрят мультфильмы  «Коварная лиса», «Лиса и волк», «Коза и волк». При просмотре мультфильмов  обращаю внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях татарского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание  к ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняю незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При просмотре  сказки всегда обращаю внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа. Подчеркиваю, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим – основная черта характера, которая присуща большинству татар.

   Рассказываю о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаю стихи татарских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают на праздниках. Особый интерес дети проявляют к татарскому народному поэту  Габдулле Тукаю. Они узнают его на портрете, дети очень полюбят его произведения.

      В свободное от занятий время и во время занятий провожу татарские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками.  Это такие игры как «Умелые руки», «Скворцы», «Найди пару». Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. В кабинете по обучению татарскому языку в свободное время дети играют с национальными дидактическими играми,  например:  Злате, Данилу, Вике со старшей группы №4 нравится дидактическая игра «Составь узор»,  Ване, Кире, Максиму с подготовительной группы №11 игра  «Кто что делает?»,  Рома и  Самат любят дидактическую игру «Это что?» и другие. С интересом дети рассматривают предметы татарской национальной одежды,  татарские орнаменты (тюльпан, звезда, лист).

    С целью приобщения детей к татарской национальной культуре мы проводим национальные праздники: «Сабантуй», «Сөмбелә», «Нәүрүз» и др., где дети с большим желанием участвуют: рассказывают стихи, поют песни, играют в разные национальные игры.

При обучении детей татарской разговорной речи стараюсь довести до сознания ребенка, что научиться говорить на татарском  языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение татарского языка – это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями  народа, сказками, детскими играми и фольклором.  Для этого  в каждой группе создан татарский уголок,  с куклами в национальных костюмах,  утварью, дидактическими играми, национальными костюмами. Дети, в процессе игры  могут прочувствовать все тонкости татарской культуры.

           В нашем детском саду  много лет  функционирует музей национальной культуры, в котором представлены две избы: русская национальная изба и татарская изба. В музее представлены предметы культуры и быта русского и татарского народов. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, благодаря стараниям родителей и коллег.

В подготовительной группе для ознакомления с достопримечательностями и историей столицы Татарстана - города Казани мы с педагогами сделали макет  Казанского Кремля, в котором представлены: башня  Сююмбике, Спасская башня Кремля, дозорные башни. Дети могут не только посмотреть макет, но поиграть в  ролевые игры, почувствовать себя в роли экскурсовода и экскурсантов.

     Таким образом, при изучении народных традиций, обычаев, у ребенка появляется возможность сравнивать культуру, историю других народов, воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, что помогает в воспитании заботливого отношения к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.      

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...

Консультация для воспитателей "Использование фольклора в работе с детьми"

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овл...

Консультация для воспитателей "Использование народного фольклора в работе с детьми"

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться в дошкольном возрасте, так как именно в этот период с поразительной быстротой переним...

Консультация для родителей «Использование фольклора в работе с детьми»

     Консультация для родителей «Использование фольклора в работе с детьми»            ...

Консультация для родителей. «Использование фольклора в работе с детьми»

Консультация для родителей.«Использование фольклора в работе с детьми»...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...