Консультация для воспитателей: «Татарский фольклор в работе с детьми»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9» города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
Татарстан республикасы Әгерҗе муниципаль районы Әгерҗе шәһәре
«9 нчы балалар бакчасы» муниципаль системасындагы мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе
Консультация для воспитателей:
«Татарский фольклор в работе с детьми»
Воспитатель по обучению
татарскому языку
Хисматуллина Р.Р.
2015 г.
На сегодняшний день татарский язык очень востребован. Потому что изучение татарского языка поддерживается на республиканском уровне, как законодательно, так и финансово.
И вот уже 10 лет, совместно с моими любознательными дошкольниками, я постигаю мудрость и многогранность татарского языка.
Мне всегда интересно наблюдать, как ребенок учится называть знакомые предметы на другом, теперь уже на татарском языке, запоминает новые для него слова, учится правильному произношению. Я испытываю огромное чувство удовлетворенности, когда, наконец, с детьми начинаем просто общаться на татарском языке.
Работать с детьми интересно: каждый воспитанник уникален и неповторим. В работе мною движет желание научить русскоязычных детей говорить на татарском языке, повысить их словарный запас, развивать память, воображение, вызвать интерес к татарскому языку, воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней.
Находясь в постоянном поиске новых форм и методов, я стремлюсь сделать процесс обучения второму языку интересным, занимательным, доступным для каждого ребенка.
Приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями татар.
Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Татарский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, песнями и танцами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).
Для знакомства детей с татарскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираю только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с детьми использую пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках. До детского понимания стремлюсь донести такую мысль, что татарский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Татарские сказки знакомят детей с историческим прошлым татарского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
Сказки по новой программе мы не читаем, а смотрим в виде мультфильмов. Детям очень нравится сказки татарских поэтов: Адиль, Эллина, Аделя с восхищением смотрят мультфильмы «Коварная лиса», «Лиса и волк», «Коза и волк». При просмотре мультфильмов обращаю внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях татарского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание к ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняю незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При просмотре сказки всегда обращаю внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера татарского народа. Подчеркиваю, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим – основная черта характера, которая присуща большинству татар.
Рассказываю о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаю стихи татарских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают на праздниках. Особый интерес дети проявляют к татарскому народному поэту Габдулле Тукаю. Они узнают его на портрете, дети очень полюбят его произведения.
В свободное от занятий время и во время занятий провожу татарские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Это такие игры как «Умелые руки», «Скворцы», «Найди пару». Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. В кабинете по обучению татарскому языку в свободное время дети играют с национальными дидактическими играми, например: Злате, Данилу, Вике со старшей группы №4 нравится дидактическая игра «Составь узор», Ване, Кире, Максиму с подготовительной группы №11 игра «Кто что делает?», Рома и Самат любят дидактическую игру «Это что?» и другие. С интересом дети рассматривают предметы татарской национальной одежды, татарские орнаменты (тюльпан, звезда, лист).
С целью приобщения детей к татарской национальной культуре мы проводим национальные праздники: «Сабантуй», «Сөмбелә», «Нәүрүз» и др., где дети с большим желанием участвуют: рассказывают стихи, поют песни, играют в разные национальные игры.
При обучении детей татарской разговорной речи стараюсь довести до сознания ребенка, что научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение татарского языка – это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми и фольклором. Для этого в каждой группе создан татарский уголок, с куклами в национальных костюмах, утварью, дидактическими играми, национальными костюмами. Дети, в процессе игры могут прочувствовать все тонкости татарской культуры.
В нашем детском саду много лет функционирует музей национальной культуры, в котором представлены две избы: русская национальная изба и татарская изба. В музее представлены предметы культуры и быта русского и татарского народов. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, благодаря стараниям родителей и коллег.
В подготовительной группе для ознакомления с достопримечательностями и историей столицы Татарстана - города Казани мы с педагогами сделали макет Казанского Кремля, в котором представлены: башня Сююмбике, Спасская башня Кремля, дозорные башни. Дети могут не только посмотреть макет, но поиграть в ролевые игры, почувствовать себя в роли экскурсовода и экскурсантов.
Таким образом, при изучении народных традиций, обычаев, у ребенка появляется возможность сравнивать культуру, историю других народов, воспитывается терпимость к непохожим друг на друга традициям, что помогает в воспитании заботливого отношения к общечеловеческим ценностям, к окружающим людям, природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...
Консультация для воспитателей "Использование фольклора в работе с детьми"
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овл...
Консультация для воспитателей "Использование народного фольклора в работе с детьми"
Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться в дошкольном возрасте, так как именно в этот период с поразительной быстротой переним...
Консультация для родителей «Использование фольклора в работе с детьми»
Консультация для родителей «Использование фольклора в работе с детьми» ...
Консультация для родителей. «Использование фольклора в работе с детьми»
Консультация для родителей.«Использование фольклора в работе с детьми»...
Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...