Детская одаренность
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему
«ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Следующей причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. "маску" одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий "могу" и "хочу, поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Одарённость, проходя в своём развитии ряд этапов, проявляется в психике конкретного ребёнка в разной степени и форме. Она может рассматриваться в виде:
- психического процесса (развитая память, внимание);
- психического состояния (любопытство, удовлетворенность, интерес);
- личностной черты.
- Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы «средством раскрытия и развития природных задатков» (максимальная вариативность, разнообразие, возможность попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности).
- Дети с одаренность на уровне психического состояния нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы «средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта» (обучение операциональной деятельности, развитие творческого мышления, способствовать «проживанию ситуации успеха».
- Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в такой образовательной среде, которая служила бы «средством личностного становления» (напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям, участие в конкурсах). Важно, чтобы ребёнок видел, что он не один увлечен определенной деятельностью.
Таким образом, подход к одарённости, как становящейся психической реальности, смещает акцент практической работы с одаренными детьми к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества, т.е. созданию условий развивающей среды, которая способствовала ба раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребёнка.
Рефлексия для педагога.
Для проверки, достаточно ли у каждого педагога качеств, способствующих организации процесса обучения как базы для раскрытия и развития одаренности детей, предлагается следующий опросник (приложение 1). На основе личной педагогической рефлексии рекомендуется внимательно ознакомиться с каждым из утверждений, оценивая их с помощью баллов 0,1,2,3. Подсчитав в конце сумму балов, педагог сможет сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии психолого-педагогического потенциала в работе с одаренностью ребенка (0-15 баллов – низкий уровень, 16-30 баллов – уровень ниже среднего, 31-45 баллов – средний уровень, 46-60 баллов – уровень выше среднего, 61-75 баллов – высокий уровень.)
Утверждение
- Умею признавать ранее не признанные или неиспользуемые возможности ребенка
- Уважаю желание ребенка работать самостоятельно
- Умею воздержаться от вмешательства в творческий процесс ребенка
- Предоставляю ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели
- Умею индивидуализировано применять учебную программу в зависимости от особенностей ученика
- Создаю условия для конкретного воплощения творческих идей
- Предоставляю возможность внести свой личный вклад в общее дело группы каждому ребенку
- Поощряю работу над проектами, предложенными самими детьми
- Исключаю какое-либо давление на детей в творческой деятельности
- Умею создать в группе раскрепощенную обстановку
- Нахожу возможность одобрить результаты деятельности ребенка в определенной области
- Побуждаю желание ребенка испытать себя в новой для себя области деятельности
- Подчеркиваю положительное значение индивидуальных различий детей
- Уважаю, ищу потенциальные возможности отстающих детей
- Демонстрирую свой энтузиазм
- Оказываю авторитетную помощь детям, высказывающим отличное от других мнение и испытывающим в связи с этим давление со стороны сверстников
- Создаю ситуации, при которых ребенок, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного сотрудничества с более способными ребятами
- Извлекаю максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей ребенка
- Ищу возможные точки соприкосновения фантазии с реальностью в процессе обучения
- Терпимо отношусь к беспорядку в период творческой деятельности детей
- Активизирую мыслительные процессы детей с помощью частого использования в обращении к ним ключевых слов и фраз: перечислите, расскажите своими словами, объясните смысл, объясните причины
- Имею чувство юмора
- Имею реалистичную Я-концепцию
- Владею саногенным мышлением
- Умею реалистично мыслить категориями прошлого, настоящего и будущего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.
В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....
Доклад «Одаренность. Признаки детской одаренности»
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных за...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-601734-1585759599.jpg)
Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"
Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522364-1415626297.jpg)
Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности
Презентация к докладу на педсовете...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1229712-1584892525.jpg)
детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
статья на тему детская одаренность...
Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»
Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-363632-1386525008.jpg)
Детская одаренность Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
Для организации практической деятельности каждому педагогу необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренн...