"Как на Троицу, как на зеленую..."
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Как на Троицу, как на зелёную…..»
Праздник Троицы прошел в нашем детском саду в июне 2013года
Действующие лица: Ведущая, Машка и Глашка, Леший, Русалка, дети.
Дети стоят возле березы. Фоном звучат народные наигрыши. Дети в венках и сарафанах.
Ведущий. Вы не спать пришли, не стоять пришли,
А Троицу-праздник встречать пришли.
Троица зеленая, гостья наша дорогая,
Ты пришла в воскресенье – всю неделюшку веселье.
Глашка: Ау! Ау! Аукаю!По сырым боркам приаукиваю.
К берёзке пойдём, хоровод свой заведём.
Глашка собирает цветы, аукают, высматривают кого – то.
Ведущая: И не в некотором это было царстве, и не в некотором государстве,
а у нас на Руси-матушке…Жила-была берёзонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна - красна пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла, и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, серёжками украсилась, к празднику приготовилась. Это праздник Святой Троицы, праздник русской берёзки!
Глашка 1: Ой, а Машки – то нет! Позвать надобно!
Ма-а-а-шка! (Тишина.) Ма-а-а-шка! (Тишина.)
Глашка (обращается к зрителям):Мальчишки, ну-ка помогите мне Машку позвать!Давайте все вместе крикнем: «Машка!»
Дети кричат несколько раз: «Ма-а-а-шка!» появляется Машка.
Машка: (детям) :Чего-о-о?
Глашка: Гулять пойдешь?
Машка :(притворяясь, что не слышит): Не слышу-у!
Глашка: (к зрителям): Ребята, помогите мне , пожалуйста! Давайте все вместе крикнем: «Гулять пойдешь?»
Дети кричат несколько раз.
Машка: Пойду-у-у!
Глашка: (притворяясь, что не слышит): Не слышу-у-у!
Машка: (к зрителям): Девчата, помогите нам пожалуйста! Давайте все вместе крикнем: «Пойду!» (вместе с залом) Пойду-у-у!
Глашка: И куда это ты пойдешь?
Машка: Гулять, да березку завивать.
Вед: Ой, девушки, ой, красавицы,
Красны девицы-подруженьки!
Завтра Троица да зеленая.
Айда в лес – березку завивать
Да веночки заплетать,
Весну провожать,
Красно лето встречать!
Дети:
Тебя, березка, все мы поздравляем.
Счастья и веселья и тебе желаем.
У красы-березки — платье серебристо,
У красы-березки — зелены косицы!
Берёза моя белая! берёза моя кудрявая!
На тебе, берёзонька трава шёлковая.
Под тобой, берёзонька, красны девушки,
Красны девушки венок плетут!
Глашка, Машка (ВМЕСТЕ): Святой дух Троица!
Позволь нам гуляти, венки завивати!
Машка: Мой веночек-то краше твоего!
Глашка : Мой веночек-то лучше твоего
Машка: Чем же твой веночек лучше моего?
Глашка : Чем же твой веночек краше моего?
Машка: А листочки-то на нём блестящие, а сама-то я в нём хорошащая!
Глашка : Ты-то ростом мала и собой не видна!
Машки: Твой венок не пригож, он на веник похож.
Глашка: Ты сама-то как осина, рот пошире, чем корзина!
Машка: А давай ссориться не будем, лучше поиграем!
Глашка: Давай, а во что?
Машка: А давай в «ХОРОВОДНЫЕ САЛКИ»:
Все дети берутся за руки и образуют круг.После этого мальчишки делают шаг вперед, образуя второй круг внутри первого.Под музыку оба круга начинают двигаться:внешний – в одну, а внутренний – в другую сторону.Музыка обрывается.И мальчишки стараются запятнать девчонок, находящихся во внешнем кругу.Однако, тех девчонок, которые успевают повернуться к ДРУГ ДРУГУ ЛИЦОМ и ОБНЯТЬСЯ, пятнать нельзя.Те же девчонки, которых запятнали, берутся за руки и образуют свой круг внутри второго.
Получается три круга: девчонки – мальчишки – девчонки. Игра повторяется вновь.На этот раз мальчишки могут пятнать девчонок, которые находятся во
внутреннем и внешнем кругах.При повторении игры мальчишки и девчонки меняются местами
Глашка: Ох, и славно мы поиграли. Жарко мне что-то.
Машка: Надо и охладиться, в речке искупнуться.
Глашка: Да ты что! Там же водяные живут.
Машка (устрашающим голосом ):Летом, на Русальей неделе или на Зелёных святках, праздник у всей нечести: леших, русалок, водяных. В полночь камыши раздвигаются, и показывается лохматая губастая голова в колпаке. Огляделась - нет ли кого? И вылезает на берег толстый, важный дед-водяной.Отряхивается, пыхтит. Усами водит. Обычно он плавает по реке у самого дна верхом на огромном старом соме. Проверяет много ли рыбы в его владениях. Нрав у него обидчивый. Может рыбу разогнать и водяную мельницу испортить, и на дно утащить.Да, лучше держаться от него подальше…
Глашка: Да ну тебя! У ворот солнцеворот. Выходи плясать, народ!
Машка: Что за чудо-хоровод! Каждый пляшет и поет,
А уж как танцуют вместе на лугу зеленом, летнем.
Русский перепляс
Из-за кустов появляется Леший с мешком за плечами.
Леший. Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг – шум, гам, громко поют, в барабаны бьют!
Машка :Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.
Леший: А что на этом праздник делают?
Глашка: ВЕСЕЛЯТСЯ, ДА В ИГРЫ РАЗНЫЕ ИГРАЮТ!
Леший: Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я и сам поиграю. Умеете ли вы загадки отгадывать? То загадки непростые, мои загадочки лесные!
Что лее это за девица: Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель)
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)
Кто в густом лесу мелькает.Рыжей шубкой полыхает?
Знает он в цыплятах толк! Этот зверь зовется... (Волк — Лиса)
Скачет зверушка. Не рот, а ловушка .Попадет в ловушку И комар и мушка. (Лягушка)
Кто с высоких тёмных сосен В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк? (Белка)
Это что за зверь лесной Встал, как столбик, подсосной.
И стоит среди травы —уши больше головы. Кто это? (Заяц)
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки.
На меня они глядят, —Молочка они хотят. (Ёж)
Стройный, быстрый, рога ветвисты ,Носится весь день. Кто это? (Олень)
Спал цветок и вдруг проснулся Шевельнулся, встрепенулся,
Больше спать не захотел —Взвился вверх — и улетел. (Бабочка)
Леший: Все загадки отгадали, умные детки!!Молодцы!!! А заклички вы знаете?
Дети-----ЗНАЕМ Тучи, тучи, Собирайтесь в кучи!
Солнышко заволоките, Дождём землю промочите!
Дождик, дождик, лей, лей На меня и на людей!
На людей по ложке, На меня по крошке!
Леший: Ох, и заклички вы знаете! А в игру мою лесную поиграть хотите?!Называется она «Заинька»?!
Игра «Заинька»
Леший: Ишь, какие молодцы! Только вот вижу, что не дружные вы какие-то.
Глашка: Ой, чаво выдумал! Да у нас самые дружные дети на всем белом свете !Машка, слышь, чего говорит
Машка: Мы тебе с ребятами в нашу игру предлагаем сыграть! Вот сейчас поиграем, а заодно и узнаем – как мальчишки и девчонки дружить умеют!
Игра«ОБЖИМАЛКИ».
Звучит музыка. Дети прыгают, кружатся, танцуют.Музыка обрывается и называется число: допустим – «ТРИ». И все «обжимаются ( то есть – обхватывают друг друга ) по ТРИ человека.Дети тут же берутся за руки и образуют «хороводики по-трое».Музыка.«Хороводики» кружатся. Пять! Дети объединяются по пять человек. И так далее
Леший: Молодцы! Вижу, что и дружить вы умеете! Спасибо вам, ребята, за то, что меня на праздник пригласили, за то что меня повеселили, спасибо, что отмечаете день рождения леса, земли нашей. Приходите в гости – знаю, вы лес не обидите!!!!!!
Глашка : А давайте в «Горелки »поиграем!
Игра ГОРЕЛКИ
Глашка :А давай народ заведем хоровод!
Хоровод «Во поле береза стояла»
Глашка: А я тоже закличку вспомнила!
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку
На одну минуточку!
Машка: И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил народ дождь, без воды все засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера русалки и водяные..
Под музыкальное сопровождение появляется Русалка
Русалка. Я – Русалка, мне вас не жалко,
Кого хочу – того и намочу!
Брызгает на детей водой из брызгалки, спрятанной в рукаве
Русалка :Я русалка. Живу в воде и могу людей до смерти защикотать!
На ребят мы зубки точим, мы их малость пощекочем.
Перед тем, как уходить, начинаем всех ловить!
Машка: Ребята, чтобы русалка не защекотала ,не утащила вас с собой в воду , вы не должны попасть на её удочку. Игра с Русалкой(русалка раскручивает скакалку, дети перепрыгивают)
Русалка: Молодцы , ребятки! А давайте конкурс проведем.
Глашка: Какой?
Русалка: Да хоть сравним у кого коса длиннее!
Машка: Ага, она у тебя волосища какие!
Глашка: Ой, да у девочек наших косы ничуть не хуже!
Русалка: Выходи на круг
Красна девица,
Что среди подруг
Выделяется!
У кого коса Ниже пояса
У кого коса - Девичья краса?!
Машка: Ну-ка, милые, Удивите – ка,
Косу чудную Покажите – ка
Власы длинные распустите -ка!
(КОНКУРС «КОСА – ДЕВИЧЬЯ КРАСА» под мелодию «Во поле береза стояла» длинноволосые девушки ходят по кругу хороводом с Русалкой. Победительнице одевает венок на голову.)
Глашка: А теперь уходи,
Душу не береди,
Ребят не пугай,
Девчат не ругай!
Русалка: (уходя) Никого не поймала, не защекотала! Смотрите, больше мне не попадайтесь!
ГЛАШКА :Ребята, Русалка боится только сильных и смелых. Кто не испугается и подойдет к Русалке на пять шагов, тогда она убежит.
Дети идут к Русалке, считая шаги, Русалка убегает.
Машка :В народе было такое поверье: сумели на Троицу прогнать Русалку, все пойдет благополучно. И нам теперь можно продолжать веселье.
О! Троица нам знак подает – что она довольна нами!!
Глашка: Так давайте встанем в круг!
Машка : И хороводом порадуем Троицу еще раз!
Дети становятся в круг. Звучит хороводная музыка. Все идут по кругу.
Семицкий корогод.
Ольга Ленинг
Береза моя, березонька
Подруженька ненаглядная.
Ты, моя берёзонька,
Во полюшке качаешься.
А солнышко как красное
Ласкает твои веточки,
Как ветерок , да в волюшку,
Играет да с листочками.
Придут в венках молодушки,
Украсят тя, берёзонька,
Повяжут ленты шёлковы,
Обымутся, покумятся.
Завьют тебя, берёзонька,
И в косы ленты алые
Вплетут, как красной девице,
В Семик чтоб красовалася.
Да спросят у подруженьки,
Где милый сердцу прячется,
Да спросят у берёзоньки
Когда придёт-появится.
2013г Ольга Ленинг.
Машка: Русский народ говорит: хорошо живут там, где много поют.
А мы сегодня много пели и плясали: Пройдёт время, опять придёт Семик и троица, загадаем о счастье ещё раз!
Глашка : Вам, дорогие гости, - здравия и радости!
Празднику честному Троице - злат венец,
Тут нашему празднику (вместе) КОНЕЦ!!!!
Проведен июнь 2о13года
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 15 комбинированного вида 2 категории
г. Алейска Алтайского края
«Как на Троицу, как на зелёную…..»
Воспитатель:
О.А.Ленинг
г.Алейск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное слово при ознакомлении дошкольников со свойствами предметов Стихи Зеленый У нас растет зеленый лук И огурцы зеленый, А за окном зеленый луг И домики беленые. *** Вот кузнечик Кузька – Зеленое пузико. Спина, лапки, голова –
Художественное слово при ознакомлении дошкольников со свойствами предметов Стихи Зеленый У нас растет зеленый лукИ огур...
Тема: «Зеленые святки - Троица» (ст.гр.) Рисование
Формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа, развивать интерес к культуре донского края....
«Троица, Троица, земля травой покроется» (фольклорный праздник для детей средних, старших и подготовительных к школе групп)
laquo;Троица, Троица, земля травой покроется» (фольклорный праздник для детей средних, старших и подготовительных к школе групп)...
Сценарий "Зеленые святки. Троица"
Сценарий праздничного утренника...
STEAM проект "Храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове"
Организация деятельности дошкольников на основе образовательного комплекса «Моя Москва» в STEAM проектах....
«ТРОИЦА: ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ» Мастер-класс по изготовлению народной куклы Троица (или Березка) с элементами народных обрядов и игр.
laquo;ТРОИЦА: ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ». Мастер-класс по изготовлению народной куклы Троица (или Березка) с элементами народных обрядов и игр....
Сценарий фольклорного праздника «Троица» или «Зеленые святки» в детском саду.
Сценарий фольклорного праздника «Троица» или «Зеленые святки» в детском саду....