Рабочая программа
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа кружка "Мои первые опыты" (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moi_pervye_opyty.docx | 240.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Мои первые опыты»
средняя группа
Руководитель кружка:
воспитатель: Абгарян Е.Н.
Содержание
1. Расписание работы кружка
2. Пояснительная записка
3. Перспективное планирование
4. Работа с родителями
5. Список литературы
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещаемых кружок «Мои первые опыты» - 28 чел. Возраст детей: от 4 до 5 лет.
Пояснительная записка
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка,
позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему? » и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Формировать у детей знания о живой и неживой природе.
Развивать инициативу, активность, самостоятельность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.
Основное содержание исследований:
- о человеке;
- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);
- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.);
- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
- о предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
Перспективное планирование работы
Период | Название деятельности | Цель |
Сентябрь | «Почему осенью бывает грязь?» | Знакомство со свойствами почвы. |
«Играем с песком» | Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. | |
«Солнечные лучики» | Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем. | |
«Что в коробке» | Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча. | |
Октябрь | «Каменная дорога» | Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. |
«Кто живет в воде» | Развитие познавательного интереса и воображения. | |
«Вкусная водичка» | Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. | |
«Волшебная вода» | Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. | |
Ноябрь | «Плыви, плыви кораблик» | Знакомство со свойствами воды и бумаги. |
«Чудо бумага» | Расширение знаний детей о различных видах бумаги. | |
«Горячо – холодно» | Определение температуры веществ и предметов. | |
«Теремок» | Знакомство детей с деревом. | |
Декабрь | «Льдинки разноцветные, яркие, приметные» | Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах. |
«Мороз и солнце день чудесный» | Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. | |
«Ледовая фантазия» | Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле). | |
«Ветер, ветер, ветерок» | Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. | |
Январь | «Да здравствует мыло душистое» | Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования. |
«Снег – снежок» | Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду. | |
«Следы на снегу» | Пополнение знаний детей о плотности снега. | |
Февраль | «Мои глаза» | Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. |
«Носики – курносики сопят» | Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека. | |
«Для чего мне нужен язычок?» | Формирование представлений детей о языке человека, его значении. | |
«Держим ушки на макушке» | Формирование представлений об органе слуха – ухе. | |
Март | «Что лучше бумага или ткань» | Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами. |
«Тарелочка из глины» | Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами. | |
«Бантик из бумаги и ткани» | Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить). | |
«В гостях у Красной Шапочки» | Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы. | |
Апрель | «Тонет – не тонет» | Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут. |
«Витамины на окне» | Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет. | |
«Весенняя веточка» | Наблюдение за появлением листочков на веточке. | |
«Что в пакете?» | Знакомство со свойствами воздуха. | |
Май | «Мыльные пузыри» | Закрепление представлений о свойствах воздуха. |
«Живое - не живое» | Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. | |
Диагностика | ||
Итоговое занятие | Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач. |
Перспективное планирование работы в летний период
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Лаборатория неживой природы»
Цель: обогатить представления детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
Период | Название деятельности | Цель |
И
| 2 неделя: ВОДА | |
«Узнаем, какая вода?» «Разноцветная водичка» | Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льётся; может быть тёплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются (сахар, соль). Выявить свойства воды: вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. | |
3 неделя: ВОЗДУХ | ||
«Что в пакете?» «Игры с воздушным шариком и соломинкой» «Шоу мыльных пузырей» «Ветер по морю гуляет» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. Продолжать учить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Помочь детям обнаружить воздух. | |
4 неделя: ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ | ||
«Лёгкий – тяжёлый» «Плавает – тонет» | Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (лёгкие-тяжёлые). Показать, что в основном все лёгкие предметы обладают плавучестью. | |
И Ю | 1 неделя: ТЕМПЕРАТУРА (ТЕПЛОТА) | |
«Горячо - холодно» «Чудесный мешочек» | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов. Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические холоднее, деревянные – теплее). | |
2 неделя: ПЕСОК | ||
«Песочные струйки» «Чудесные фигурки» | Продолжать знакомство со свойством сухого песка – сыпучестью. Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. | |
3 неделя: ГЛИНА | ||
«Узнаем, какая глина» «Глиняные шарики» | Знакомить со свойствами глины: мягкость, пластичность. Учить узнавать вещи из глины, определять её качества и свойства (мнётся, бьётся, размокает). Учить определять качества глины: мягкость, пластичность. | |
4 неделя: ЗВУК | ||
«Что звучит?» «Музыка или шум?» | Учить определять по издаваемому звуку предмет. Учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | |
А В | 1 неделя: СВЕТ | |
«Что в коробке?» | Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик). | |
2 – 4 недели: СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ: БУМАГА, ДРЕВЕСИНА, ТКАНЬ | ||
«Бумага, её качества и свойства» «Древесина, её качества и свойства» «Ткань, её качества и свойства» | Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизну, гладкость, степень прочности, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). Продолжать учить узнавать вещи, изготовленные из древесина; вычленять её качества (твёрдость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде). Продолжать учить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает, горит). |
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке:
– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».
– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».
- Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
- Оформление папки «Мои открытия»
- Изготовление картотеки игр для детей и их родителей «Сыпь песок, лей водичку»
Список литературы
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
8. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
9. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) /авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...