Программа «Очумелые ручки или как развивать мелкую моторику у дошкольников»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Косягина Татьяна Николаевна
Программа «Очумелые ручки или как развивать мелкую моторику у дошкольников» предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук. Программа «Очумелые ручки или как развивать мелкую моторику у дошкольников» является модифицированной, в основе которой лежит программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веркасы и программа «Эстетического воспитания детей 2-7 лет» Комарова Т.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx58.45 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

       В процессе образовательной деятельности у детей развиваются: внимание, память, восприятие, мышление, но у детей прослеживается дефицит  упражнений для развития мелкой моторики рук. В связи с этим  возросла потребность в разработке и создании программы «Очумелые ручки или как развивать мелкую моторику у дошкольников». Эта программа обеспечивает коррекцию негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка.

        Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание,  связная речь. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действия руки. Еще  В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

        Программа «Очумелые ручки или как развивать мелкую моторику у дошкольников» предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

     Программа «Очумелые ручки или как развивать мелкую моторику у дошкольников» является модифицированной, в основе которой лежит программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веркасы и программа «Эстетического воспитания детей 2-7 лет» Комарова Т.С.

      Программа «Очумелые ручки или как развивать мелкую моторику у дошкольников» имеет художественно-эстетическую направленность, в системе работы используются методы и приемы обучения : наглядные , словесные, практические.

      Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

        Цель программы - развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

       Задачи программы:

  1. Формировать навыки графического письма.
  2. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию в продуктивной деятельности.
  3. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

      Новизна программы: подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой.

Отличительные особенности данной программы:

      Данная  программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к развитию у  детей предпосылок  к школьному обучению. НОД направлена на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Формы и режим занятий:

Программа  рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (10-15 человек) по 20-30 минут и предполагают использование следующих форм: 

  • беседа
  • экскурсия
  • дидактическая игра
  • ролевая игра
  • физические упражнения
  • коллективное творчество
  • индивидуальная корректировка действий.

             Педагогическая целесообразность  заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • оригами
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

        В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

      В разделе “Оригами”  дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

      В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

       В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  • Овладение нормами этики поведения.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год  обучения.

К концу года обучения дети

должны знать: 

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • понятие “оригами”, “шаблон”;
  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»
  •  виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
  • виды штриховки (простая и комбинированная);
  • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь: 

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать детали по шаблону;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку.
  • вырезать симметричные детали;

Формы подведения итогов реализации программы:

        В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • тестирование по индивидуальным карточкам,
  • самостоятельные работы,
  • беседа, выступления
  • выставки графических работ
  • участие в конкурсах

      Условия реализации программы. Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки для  проветривание помещения происходит в перерывах между занятиями.

      Общее освещение кабинета лучше обеспечить люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при отборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ребенка.

        Наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий руководитель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов.

          Развивающая среда кабинета должна быть построена с учетом решения следующих задач:

  • - обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
  • - формирования творческого начала личности ребенка;
  • - развитие его индивидуальности;
  • - формирование интегративных качеств, как средства полноценного развития личности;
  • - сотрудничество с детьми.

  1. Учебно-тематический план работы

№ п/п

Тема

Программное содержание

Срок реализации

Количество занятий, время

1.

Весёлые пальчики. «Детский сад и игрушки»

Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому». Фигурки из палочек «Качели». Игра «Чудесный мешочек». Дорисовка узора

1-я неделя сентября

1 занятие – 30 минут

2

Тема: «Ягоды»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка». Фигурки из палочек «Корзина». Рисование пластилином «Земляничка». Дорисовка узора.

2-я неделя сентября

1 занятие – 30 минут

3

Тема: «Грибы»

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами». Фигурки из палочек. Рисование пластилином «Грибы». Дорисовка узора.

3-я неделя сентября

1 занятие – 30 минут

4

Тема: «Овощи и фрукты».

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин». Фигурки из палочек «Машина», «Банка для варенья». Рисование пластилином «Яблоко». Дорисовка узора.

4-я неделя сентября

1 занятие – 30 минут

5

Тема «Деревья и кустарники».

Пальчиковая гимнастика «Елка». Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии на ёлочке. Раскрашивание ёлочки.

1-я неделя октября

1 занятие – 30 минут

6

Тема «Перелетные птицы».

Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник». Соединение точек одной линией. Игра «Узнай меня!» Раскрашивание лебедя.

2-я неделя октября

1 занятие – 30 минут

7

Тема «Домашние птицы».

Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок и курочка». Обведение по точкам цыпленка. Штриховка по образцу.

3-я неделя октября

1 занятие – 30 минут

8

Тема «Семья».

Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?». Фигурки из палочек «Рожица», «Очки». Соединение точек одной линией «Веселый человечек».Дорисовка узора.

4-я неделя октября

1 занятие – 30 минут

9

Тема «Наш город».

Пальчиковая гимнастика «Газон засох». Фигурки из палочек «Башня», «Колодец». Обведение по точкам солнышко, волны. Штриховка тучки. Раскрашивание рисунка.

1-я неделя ноября

1 занятие – 30 минут

10

Тема «Наша Родина»

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!», «Обогрей». Фигурки из палочек «Солнце».Рисунок пластилином «Березовая роща».Дописать по образцу.

2-я неделя ноября

1 занятие – 30 минут

11

Тема «Зима».

Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед». Аппликация «Льдинки». Дорисовка узора.

1-я неделя декабря

1 занятие – 30 минут

12

Тема «Зимующие птицы»

Пальчиковая гимнастика «Голуби», «Воробьи», «Птички». Обвести изображение птички, дорисовать незаконченный рисунок. Раскрашивание.

2-я неделя декабря

1 занятие – 30 минут

13

Тема «Зимние забавы».

Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». Фигурки из палочек «Санки». Обведение узоров по точкам. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. Обведение по точкам линий с петлёй внизу.

3-я неделя декабря

1 занятие – 30 минут

14

Тема «Новый год».

Пальчиковая гимнастика «Праздник», «Елочка». Аппликация «Елочка». Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.

4-я неделя декабря

1 занятие – 30 минут

15

Тема «Посуда»

Пальчиковая гимнастика «Шалун». Фигурки из палочек «Конфета». Игра «Чудесный мешочек». Дорисовка узора.

1-я неделя января

1 занятие – 30 минут

16

Тема «Одежда и обувь».

Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». Аппликация «Укрась одежду». Дорисовка узора

2-я неделя января

1 занятие – 30 минут

17

Тема «Домашние животные».

Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза». Фигурки из палочек «Кисонька». Нарисуй по точкам щенка и раскрась

3-я неделя января

1 занятие – 30 минут

18

Тема «Дикие животные».

Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка», «Мышка», «Ежик». Фигурки из пальчиков «Ежик». Соединение точек одной линией. Дорисовка узора. Раскрашивание.

1-я неделя февраля

1 занятие – 30 минут

19

Тема «Животные жарких стран».

Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил».  Обведи рисунок по точкам «Слоненок» и раскрась. Дорисовка узора.

2-я неделя февраля

1 занятие – 30 минут

20

Тема «Защитники Отечества».

Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы». Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». Аппликация «Салют». Дорисовка узора.

3-я неделя февраля

1 занятие – 30 минут

21

Тема «Рыбы»

Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука». Фигурки из палочек «Рыбка», «Ракушка». Обвести рисунок по точкам и дорисовать

4-я неделя февраля

1 занятие – 30 минут

22

Тема «Мамин праздник».

Пальчиковая гимнастика «Мамочка». Фигурки из палочек «Тюльпан». Аппликация «Пион». Дорисовка узора

1-я неделя марта

1 занятие – 30 минут

23

Тема «Строительные профессии».

Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе». Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно». Игра «Отгадай загадку и нарисуй отгадку».

2-я неделя марта

1 занятие – 30 минут

24

Тема «Транспорт».

Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить.

3-я неделя марта

1 занятие – 30 минут

25

Тема «библиотека».

Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш». Рисование по контуру сказочного героя. Раскрашивание

4-я неделя марта

1 занятие – 30 минут

26

Тема «Весна».

Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц». Обвести по точкам солнышко. Штриховка тучки

1-я неделя апреля

1 занятие – 30 минут

27

Тема «Космос»

Игра ладонями. Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета». Аппликация «Звездное небо»

2-я неделя апреля

1 занятие – 30 минут

28

Тема «Откуда хлеб пришел»

Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь». Фигурки из палочек «Мельница», «Колос». Упражнение в написании с чередованием изученных элементов

3-я неделя апреля

1 занятие – 30 минут

29

Тема «Цветы».

Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». Фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». Обвести рисунок по точкам. Раскрасить

4-я неделя апреля

1 занятие – 30 минут

30

Тема «Насекомые»

Пальчиковая гимнастика «Божья коровка», «Осы», «Бабочка», «Жук». Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук». Обвести по точкам рисунок «Комарик». Дорисовать картинку в зеркальном

1-я неделя мая

1 занятие – 30 минут

3. Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

«Безопасность»

Учить правильно, пользоваться карандашом, ножницами..Соблюдение основ безопасности жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

«Социализация»

Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.
Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений). Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей.

«Труд»

Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными. Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

«Физическая культура»

Формировать правильную осанку. Приучать к выполнению действий по сигналу. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками

«Чтение художественной литературы»

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Их использование для обогащения художественного творчества.

«Музыка»

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Способствовать развитию художественного творчества, через музыкально-игровые упражнения

«Здоровье»

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат). Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

«Коммуникация»

Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность ихпродуктовой деятельности. Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину.

4.Методическое обеспечение программы

Перечень технологий и методик

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера. 2006. – 64 с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: « Издательство Скрипторий 2003 », 2008.- 80 с.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-  М.: « Издательство Скрипторий 2003 », 2008.- 72 с.

4. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.- 32 с.

5.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Сайганова Т. И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В./ М.: ТЦ Сфера, 2004. -126 с.

6. Кол М.-Э. Дошкольное творчество / /Пер. англ. Бакушева.- Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 256 с.

7. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

8. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников./ Посевина Г.Н./  Изд. 2-е.- Ростов н/ Д : «Феникс», 2004.- 288 с.

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с.

10.Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: Сфера, 2007. – 64 с.

11. Никитина А.В. Рисование верёвочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах.- СПб.: КАРО, 2010.- 96 с.

12. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. / Чернова Е.И./ СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином – Пресс. 2006. – 128 с.

13. Фатеева А.А.  Рисуем без кисточки./ худож. Селиванов А.А.- Ярославль: Академия развития,2007.- 96.:

14. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,

2003. -176 с.

Материалы:

  • различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
  • различные виды ткани;
  • картон;
  • соленое тесто (соль, мука);
  • пластилин;
  • природные материалы;
  • вторичное сырье;
  • фольга;
  • клей ПВА;
  • нитки;
  • пуговицы.

Оборудование:

  • баночки для воды;
  • крупа мелкая и крупная;
  • счетные палочки;
  • бусы;
  • ленты;
  • шнурки;
  • строительный материал;
  • шаблоны;
  • салфетки;
  • образцы готовых изделий;
  • массажные мячи

Инструменты:

  • ножницы;
  • линейка”
  • стеки;
  • кисточки;
  • карандаши, фломастеры, краски;
  • скалка;
  • гладилка;
  • иголки;
  • крючок;
  • циркуль;
  • трафареты.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • муляжи;
  • игрушки;
  • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
  • конструктор;
  • набор геометрических тел;
  • коллекции бумаги, картона, ткани;
  • образцы штриховок

Дидактические материалы

  • детская художественная литература;
  • памятки по технике безопасности;
  • тексты песен и потешек;
  • образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки);
  • диагностические задания

4.Ожидаемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы

«Очумелые ручки или как развивать мелкую моторику у дошкольников»

К концу года обучения дети

должны знать: 

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • понятие “оригами”, “шаблон”;
  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»
  •  виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
  • виды штриховки (простая и комбинированная);
  • виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
  • понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
  • понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь: 

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • работать с трафаретами;
  • изготавливать детали по шаблону;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
  • пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку.
  • вырезать симметричные детали.

Результатом реализации данной программы является:

  • развитие последовательного целостного художественного восприятия произведения искусства;
  • развитие индивидуальных способностей детей к творческой речевой  деятельности;
  • освоение способов различного наложения цветого пятна: тушевка, штриховка,
  • выставки детских работ;
  • использование поделок – сувениров в качестве подарков.

         Мониторинг детского развития проводится три раза в год (в начале, в середине и в конце года).  Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и ее влияние на развитие ребенка.


Мониторинг детского развития в подготовительной группе
Образовательная область «Художественное творчество»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности
Дата проведения мониторинга________________________________________________

Уровень развитие интегративных качеств

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Формирование навыков  графического письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление творческой активности в продуктивной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление фантазии в продуктивной деятельности

Способен выполнять задание аккуратно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способен сосредоточенно действовать в течение 30 минут.


Способы проверки результатов

Методика “Домик”

      Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

       Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

      Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;

б) замена одного элемента другим;

в) отсутствие элемента;

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

д) сильный перекос рисунка.

Методика “Дорожки»:

     Перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа — карандаш.

     В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.

        По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки

Графический диктант

          Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области персептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

       На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

         Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.

Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

• 10-12 баллов - высокий;

6-9 баллов - средний;

3-5 баллов - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

.

Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

         Инструкция. "Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."

      Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.

За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.

           Методика Керна – Йерасека

      Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

Методика состоит из трех заданий:

1. Срисовывание письменных букв.

2. Срисовывание группы точек.

3. Рисование мужской фигуры.

      Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

1) Копирование фразы "Ей дан чай"

     Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

      Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши так же."

10 баллов - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

8-9 баллов - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

7-6 баллов - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

5-4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

3-2 балла - каракули.

2) Срисовывание группы точек

      Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

        Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где).

10-9 баллов - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

8-7 баллов - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

6-5 баллов - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

4-3 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

1-2 балла - каракули.

3) Рисунок человека.

       Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

           При оценке рисунка человека учитывается:

- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

10-9 баллов - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

8-7 баллов - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4-3 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

1-2 балла - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Литература

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
  6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.

Мониторинг детского развития в подготовительной группе
Образовательная область «Художественное творчество»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности
Дата проведения мониторинга________________________________________________

Уровень развитие интегративных качеств

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение создавать художественный образ своего изделия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение приемами работы с разными инструментами

Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение нормами этики поведения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зачем нужно развивать мелкую моторику у дошкольников?"

Часто родители не могут понять причину того, почему ребенок плохо разговаривает. Этих причин может быть много,но как правило, одной из них является недостаточно развитая ручная умелось, а это связано ...

"Зачем нужно развивать мелкую моторику у дошкольников?"

Сухомлинский В.А. сказал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые  питают источник творч...

Консультация "Зачем нужно развивать мелкую моторику у дошкольников?"

Консультация поможет Вам понять как, зачем и для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у дошкольников....

"Массаж ручек, как способ развития мелкой моторики рук дошкольников"

Пальчиковый массаж и самомассаж - один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования.Игровой...

Развиваемся играя или как родителям развивать мелкую моторику рук дошкольника

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Консультация на тему: «Зачем нужно развивать мелкую моторику у дошкольников?"

Сухомлинский В.А. сказал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые  питают источник творче...

Консультация для родителей по теме:«Как и зачем развивать мелкую моторику у дошкольников»

Консультация для родителей по теме: «Как и зачем развивать мелкую моторику у дошкольников»...