Консультация для педагогов «Метод проектов в деятельности ДОУ»
консультация на тему
Современному педагогу присущи такие качества как эрудированность-владение современными методами и технологиями, творчество и т.д. В свою очередь, метод проектов инновационный метод в дошкольной педагогике и в настоящее время широко используется и для реализации его в собственной работе важны творческие качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_proektnyy_metod_v_deyatelnosti_dou.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Консультация для педагогов
Тема:
«Метод проектов в деятельности ДОУ»
Бийск 2014 г.
Метод проектов в деятельности ДОУ.
Современному педагогу присущи такие качества как эрудированность-владение современными методами и технологиями, творчество и т.д. В свою очередь, метод проектов инновационный метод в дошкольной педагогике и в настоящее время широко используется и для реализации его в собственной работе важны творческие качества личности.
Ответьте на вопросы:
- Что Вы знаете о методе проектов, Ваше отношение к данному методу, используете ли (либо использовали) в работе. Успешно или нет?
Существует несколько определений.
Проект- план, замысел; это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
Проектировать - составлять проект, делать предположения, намечать план действий.
Участие в проектирование ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяя самого себя (Евдокимова Е.С.).
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Как показала практика, метод проектов актуален и очень эффективен. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В проектной деятельности ребенок по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявить свою самостоятельность, особенно когда необходимо:
-заявить свои цели, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
-открыто и четко сказать о своих трудностях;
-уметь находить компромисс.
Характер участия ребенка в проектировании постепенно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем - эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем переходит к сотрудничеству.
Все проекты классифицируются по типу и виду.
Типы проектов (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект) -технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный.
- Какой тип проектов чаще реализуется в ДОУ?
Классификация видов проектов (Е.С. Евдокимова)
1.По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творчекие, игровые, приключенческие, практико-ориентировачные.
Подробнее остановимся на них.
Исследовательские требуют структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования. В процессе данного проекта дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. (примерные темы: «Мир воды», «Почва», «Питание и здоровье» и т.).
Информационные. Их цель собрать информацию о каком-либо объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Его структура получение и обработка информации (доклад, альбом с рисунками и фотографиями). Примерная тематика: «Промыслы Алтая» и т.д.
Творческие.Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и подчиняется конечному результату и интересам участников.
Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность), по доминирующему виду творчества (изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное), по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, концерт, праздник).
Примерные темы: «В тридесятом царстве в нашем государстве» (создание книги сказок для малышей нетрадиционными техниками рисования) и т.п.
Игровые (приключенческие) проекты. Структура также только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Степень творчества в таких проектах высокая, доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.
- Как Вы думаете, часто ли встречаются проекты, в которых доминирующим является один метод?
Чаще встречаются смешанные виды проектов: исследовательско - творческие, ролево- игровые, информационно-практико-ориентировочные и т.п.
2.По составу участников: индивидуальные, парные, групповые, межгрупповые.
3.По сроку реализации: краткосрочные (от 1 до 4 недель), средней продолжительности (от 1 до 6 мес.) и долгосрочные (более 6-ти месяцев).
4.По характеру содержания: экологические, художественно-эстетические, физкультурно-оздоровительные и т.п.
5.По характеру участия ребенка в проекте - заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по фазам и этапам проекта (табл. 1, Н.А. Виноградова).
Этапы реализации проекта
Таблица 1
Фаза | Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Проектирования | 1.Изучение программного содержания по разделам программы, в рамках которой будет реализован проект. 2.Разработка проекта. 3.Подготовка учебно-методической базы для реализации проекта. 4.Определение способов оценки эффективности проекта. | ||
Технологическая | 1 этап Целеполагание. Игровая мотивация. Выявление проблемы. | 1.Формулирование проблему (цель)- при постанове цели определяется результат проекта. 2.Ввведение в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Определение задачи. | 1.Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи 4.Дополнение задач проекта |
2 Этап Организация работы над проектом | 1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность. | 1.Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение амплуа. 3.Систематизирует информацию. | |
3 Этап Выполнение прокта | 1.Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта | 1.Участие в совместной и занятийной деятельности 2.Формирование специфических знаний, умений навыков. | |
4 Этап Презентация продукта проекта | 1.Подготовка к презентации. Презентация | 1.Продукт деятельности готовят к презентации. 2.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности | |
5 Этап Подведение итогов. Обсуждение нового проекта решения другой проблемы | 1.Помогает детям сформулировать выводы о решении проблемы. 2.Постановка новой проблемы | 1.Делают выводы о решении проблемы. 2.Определяют цель нового проекта | |
Рефлексивная | 1.Оценка эффективности проекта. 2.Обобщение материалов проекта. 3.Обсуждение результатов проекта на заседании творческой группы. |
Представляя содержание технологической фазы реализации проекта возможно в виде таблицы:
Содержание технологической фазы реализации проекта
Таблица 2.
Этап | Срок | Место проведения | Формы работы, тема, цель |
Техническое оформление проекта:
1.Титульный лист- это заглавная страница проекта, которая является первичным источником информации. Сверху указывается полное название учреждения. Далее приводятся название проекта, возрастная группа, должность, ФИО составителей проекта. Внизу страницы - дата составителей проекта.
Название - яркое, оформление заметное.
2.Оглавление проекта.
3.Тип, вид: по доминирующему методу, сроку реализации, составу участников.
4.Актуальность: дается пояснение относительно необходимости реализации «здесь» и «сейчас», приводятся аргументы в пользу. В актуальности раскрывается важность, положительное влияние на развитее дошкольников, вывод, начинающийся со слов, таким образом, следовательно…. (+ аннотация: краткое изложение особенностей проекта, его достоинств).
5.Цель: фиксирует направленность проекта на решение поставленной проблемы.
6.Задачи: определяют конкретные шаги по достижению цели
7.Формы, методы и приемы работы: перечень используемых во время реализации проекта.
8.Принципы
9.Предполагаемый результат (отражает желаемый результат деятельности детей и взрослого).
10.Оцека эффективности проекта (по результатам диагностики и срезов знаний).
11.План реализации проекта.
12.Список литературы.
13.Приложение (конспекты занятий и различных видов детской деятельности, фотографии (цветная печать приветствуется), модели, схемы, диагностический материал).Предоставляемые в приложении материалы (конспекты) должны соответствовать требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ»
Консультация для педагогов«Метод проектов в ДОУ»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "МЕТОД ПРОЕКТОВ"
Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребё...
Консультация для педагогов. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
Консультация для воспитателей о методе проектов в работе с детьми дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Метод проектов как способ реализации ФГОС дошкольного образования"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов " Метод проектов как средство разработки и внедрение педагогических инноваций"
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практи...
Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»...
Консультация для педагогов "Метод проектов как эффективный инструмент всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Метод проектов как эффективный инструментвсестороннего развития детей дошкольного возраста Метод проектов представляет собой активный подход к обучению и развитию, который ориентирован на совмест...