Педагогический опыт
проект на тему

Занина  Наталья Александровна

Педагогический опыт

«Дидактическая  игра  как средство сенсорного  развития  детей младшего  дошкольного  возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_zaninoy_n.a.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

«Дидактическая  игра  как средство сенсорного  развития  детей младшего  дошкольного  возраста»

Заниной Натальи  Александровны,

воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

     В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети  гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.  Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.  В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.

      В группах младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владея педагогическими знаниями и методами, я  пытаюсь  работу  по сенсорному развитию детей строить на материале авторских дидактических игр и пособий. Авторские игры и пособия направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность.

      Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

       Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

          Таким образом, актуальность опыта заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

      Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.

     Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.                    

Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач:

  • изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;
  • определение правильной последовательности в планировании работы;
  • изучение динамики уровня сенсорного развития детей;                        
  • создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;
  • создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;
  • обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.

     Я считаю, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:

• создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;

• раннее начало обучения дошкольников;

• включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.

Формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

    Для сенсорного воспитания детей были созданы нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

      Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Теоретическая база опыта.

В своей работе я использую:

  • Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений /авт. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, др.  
  • Сенсоиоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты/ авт. Т.П. Высокова
  • Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для педагогов/ авт. Т.В. Башаева
  •  Академия раннего развития.Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому/ авт. В.Г. Дмитриева
  • 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики: пособие для педагогов и родителей/ авт. Е.А. Солнцева

   Кроме вышеизложенного применяю работы отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежных педагогов: Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,             содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

     Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

    Для того, чтобы достичь поставленной цели – сенсорное развитие дошкольников, мною были поставлены задачи:

1.        Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта  детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке, в  умывальной.

2.        Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.

3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

 4.  Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

•        Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» М.  Пришвин, «Синичкин календарь» В. Бианки, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.

•        Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулите.)

 5.  Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

•        Учить ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко круглое.

•        Учить ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

•        Учить ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

   6.  Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

   1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

   2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

   3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

   4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

   5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

     Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

     Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

Методика проведения дидактических игр в младшей группе.

1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.

     Особое внимание для развития зрительного восприятия   обращается на эстетическую сторону дидактического материала. При проведении игр и в подборе предметной среды формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждали детей проводить ряд целенаправленных действий по его  обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т.е. использовали сенсорно-моторные движения. Развивалась рука и  при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. Именно пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук, работа с мозаикой, рисование красками планировались нами каждую неделю.

     В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются  игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».

      В дидактической  игре «Помоги рыбкам» прошу  помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показываю, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».

       В другой игре «Собери капельки в стакан», раскладывала перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просили собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладывали в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые». Постоянно использовали разнообразный дидактический материал. Но все, же часть детей  оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания  «Помоги козляткам спрятаться от волка», цель, которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор рамок – домиков из красного, синего, желтого, зеленого цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками. Перед детьми ставилась задача: закрыть окошечко дверцей тождественного цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку, спешили закрыть ею окошечко козленочка от волка, Для других детей задания в дидактических играх усложнялись,  так в игре «Сыр и мыши» нужно было подобрать по цвету, хвостики мышек и тарелочку (мышка с зеленым хвостиком кушает сыр на зеленой тарелочке).

      Наши дети также полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

       В «Домике карандашиков» детям нравились игры на сортировку карандашей, счетных палочек. Интересны задания, которые дети могут выполнять на минифланелеграфе. Например, выложить дорожку-ниточку ( ленточку, шнурок), по которой пройдет матрешка в красном ( синем, белом и т.д.) платье. Побуждали детей к действиям с различными фигурами. Фигуры раскладывала, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму зеленый квадратик, к нему положу еще такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая длинная дорожка зеленого цвета. По ней побежит зайчик. Вот он». Привлекали детей к обыгрыванию действий: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке. Прыг скок». Старались дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке каждому ребенку, приговаривая: «Вот как зайчик бежит по зеленой дорожке». Дети выполняли и другие задания: «Разложи красные шарики друг за другом на дорожке»; «построй из желтых квадратиков башенку» и т.д. Очень нравилось малышам оставлять отпечатки своих пальчиков на листах бумаги, которые мы затем обыгрывали, дополняя рисунок, получая образ и даже придумывая сказку вместе с ребенком.

Уборка строительного материала тоже становилась замечательной игрой. Детям нравится раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету.

      Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них), «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие), «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера), «Собери пирамидку», «Построй башенку».

       Работая над развитием осязательных ощущений детей, мы ставили перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Например, мягкий, как киска. Используя методику Монтессори, изготовили игру «Дощечки» для развития тактильной памяти. Большую роль в изготовлении этой игры внесли родители. По просьбе воспитателей подбирали дома разнообразные ткани и материал для дощечек. На презентацию игры были приглашены самые активные мамы-участники.

Так же были подобраны игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей.

    Игра «Кто что услышит?». Ставила перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Дети с удовольствием играли в эти игры.

    Игра «Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, ложка и т.д.). Дети сидели спиной, а мы за ширмой производили шумы и звуки различными предметами. Дети догадывались, чем был произведен звук.

Игра «Тихо-громко» развивала умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирались игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).

    Для развития слухового ощущения использовались аудиокассеты с записью детских песенок и загадок. Технические средства повысили интерес детей, сделали процесс обучения более занимательным.

    Развивалось сенсорное представление в центре воды и песка, где детям предлагались следующие игры: «Найди шарик», «Найди кубик».Дети самостоятельно прятали предметы и с радостью искали их. Также играли в центре воды и песка с большими и маленькими игрушками, а иногда даже проводились с детьми игры с тазами разного цвета. Воду наливала в тазы разного цвета. Ребятки пускали в зеленый тазик больших рыбок, а в красный тазик маленьких. Дети сравнивали на ощупь песок, пшено, рис, фасоль, горох. Они замечали,  что все (камешки) разного размера, играя с песком дети пересыпали его, делали из него постройки.

       Для обогащения чувственного опыта детей осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений были привлечены  и члены семей наших воспитанников.  В осенний период родители приносили в группу яблоки. Яблоки были разного размера, цвета, и даже вкуса (антоновка – кислое, звездочка – сладкое). Яблоки были шершавые, гладкие, душистые, кислые, сладкие, красные, желтые, зеленые. На родительском собрании по теме «Давайте познакомимся» совместно с детьми было проведено чаепитие. Родители принимали активное участие в его организации. По предложению воспитателей были принесены блюда из яблок (пирог, варенье, яблоки печеные, сушеные).

      Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Пособия, дидактические игры, тренажеры мы изготовили только благодаря помощи наших родителей. Смастерив какую-либо игру, мамы сами проводили презентацию для детей, участвовали в играх. Брали дидактический материал домой.

        Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по организации сенсорного воспитания с детьми  способствовала решению поставленных задач: были созданы условия в детском саду, в группе, разработан перспективный план по схеме для решения задач сенсорного развития детей, был обогащен слуховой, обонятельный, осязательный, тактично-двигательный чувственный опыт детей.

      В результате моего опыта по сенсорному воспитанию дети научились: находить, называть и различать цвета; различать громкую и тихую музыку; называть на ощупь предметы.

Анализ результативности

        Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей младшего  дошкольного  возраста - это данные диагностического обследования детей. В конце учебного года после проведения диагностического обследования  я получила следующие результаты: вторая младшая группа: 2011-2012 гг.- высокий – 15%. средний- 70 %, низкий – 15%;  2012-2013 гг.- высокий -18%, средний - 69%, низкий-13%. 2013-2014 гг.- высокий - 20%, средний – 70 %, низкий - 10%.  

        Для диагностики  использую схемы экспертной оценки, разработанной Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной. Лобасковой М.М.

     Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной  системы методической работы по проблеме сенсорное  развитие  детей младшего  дошкольного  возраста.

    Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями проблемного обучения:

Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

Адресные рекомендации по использованию опыта

     Данный  инновационный педагогический опыт «Дидактическая  игра  как средство сенсорного  развития  детей младшего  дошкольного  возраста» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.

Свой материал я разместила на сайте  http://nsportal.ru/ovchinnikova-natalya-aleksandrovna 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....