Развитие речи у детей раннего возраста.
консультация на тему
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. Прежде чем малыш произнесет свои первые слова, он должен научиться пониманию речи. Для этого рекомендуется разговаривать с крохой с самого первого дня его жизни, а малышу 5-6 месяцев уже можно называть предметы обстановки, показывать картинки, вместе с ним листать детские книжки. Это поможет накопить пассивный словарный запас.
С детьми самого раннего возраста лучше разговаривать простыми фразами без использования сложных оборотов. Хорошо проговаривать все ваши совместные с малышом действия: умывание, еду, ходьбу. И уже вскоре ребенок наверняка попытается повторить за вами простые слова: «топ-топ», «ам-ам» и другие.
Всем известные детские игры, такие как «Ладушки», «Ку-ку» и другие, способствуют развитию общей моторики, что также является стимулом к появлению речи. Уже в 8-10 месяцев малыш начинает вовсю подражать окружающим, в это время полезно учить малыша высовывать язычок, облизывать им губки или ложку — это отличные артикуляционные упражнения. Обязательно читайте ребенку детские стишки.
Развитие мелкой моторики у детей влияет на зоны мозга, отвечающие за речь. С полугода можно массировать ребенку ладошки и играть в пальчиковые игры. Годовалому малышу можно давать пластилин, пусть мнет его в ручках. Детям чуть постарше под присмотром взрослых полезно рисовать специальными пальчиковыми красками, нанизывать на шнурок крупные бусины, раскладывать узоры из зерен фасоли и так далее. Сегодня предлагается много различных игрушек, способствующих развитию мелкой моторики.
На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:— четко произносили все звуки и слова;
— говорили с ним, не торопясь;
— следили за своим произношением.
Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Родители должны вести активные речевые игры с ребенком, читать разные стишки, прибаутки, сказки. Это самая благоприятная среда для развития речи детей 2-3 лет.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.
Для того, чтобы научить ребенка правильному построению предложения, можно предложить поиграть в следующие игры: «Кто что делает?», «Кто где живет?», «Кто это?». К данным играм можно самим приготовить сюжетные картинки, соответственно уже по ним задавать вопросы ребенку.
Если ребенок ошибается, отвечая на вопросы, не стоит реагировать агрессивно или нервно, спокойно объясните малышу, что он ошибся, и предложите попробовать ответить еще раз. На третьем году жизни ребенок уже начинает усваивать падежи и порядок слов в предложении. Ситуативная речь становится более развитой. Дети начинают понимать большие объемы и усваивают сложные обороты речи. Все это говорит о совершенствующемся мышлении.
Описательная речь ребенка на данном этапе становится все более обширной, так как сам ребенок узнает много новых сообществ — соседи, друзья во дворе, детский сад. На третьем году жизни речь у детей становится более осмысленной и они уже понимают не только инструкцию взрослого, но и осознают прочитанные им рассказы.
В раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи у детей раннего возраста.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. Прежде чем малыш произнесет свои первые слова, он должен научиться пониманию речи. Для этого рекомендуется разговаривать с крохой с самого первого дня его жизни, а малышу 5-6 месяцев уже можно называть предметы обстановки, показывать картинки, вместе с ним листать детские книжки. Это поможет накопить пассивный словарный запас.
С детьми самого раннего возраста лучше разговаривать простыми фразами без использования сложных оборотов. Хорошо проговаривать все ваши совместные с малышом действия: умывание, еду, ходьбу. И уже вскоре ребенок наверняка попытается повторить за вами простые слова: «топ-топ», «ам-ам» и другие.
Всем известные детские игры, такие как «Ладушки», «Ку-ку» и другие, способствуют развитию общей моторики, что также является стимулом к появлению речи. Уже в 8-10 месяцев малыш начинает вовсю подражать окружающим, в это время полезно учить малыша высовывать язычок, облизывать им губки или ложку — это отличные артикуляционные упражнения. Обязательно читайте ребенку детские стишки.
Развитие мелкой моторики у детей влияет на зоны мозга, отвечающие за речь. С полугода можно массировать ребенку ладошки и играть в пальчиковые игры. Годовалому малышу можно давать пластилин, пусть мнет его в ручках. Детям чуть постарше под присмотром взрослых полезно рисовать специальными пальчиковыми красками, нанизывать на шнурок крупные бусины, раскладывать узоры из зерен фасоли и так далее. Сегодня предлагается много различных игрушек, способствующих развитию мелкой моторики.
На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:— четко произносили все звуки и слова;
— говорили с ним, не торопясь;
— следили за своим произношением.
Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Родители должны вести активные речевые игры с ребенком, читать разные стишки, прибаутки, сказки. Это самая благоприятная среда для развития речи детей 2-3 лет.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.
Для того, чтобы научить ребенка правильному построению предложения, можно предложить поиграть в следующие игры: «Кто что делает?», «Кто где живет?», «Кто это?». К данным играм можно самим приготовить сюжетные картинки, соответственно уже по ним задавать вопросы ребенку.
Если ребенок ошибается, отвечая на вопросы, не стоит реагировать агрессивно или нервно, спокойно объясните малышу, что он ошибся, и предложите попробовать ответить еще раз. На третьем году жизни ребенок уже начинает усваивать падежи и порядок слов в предложении. Ситуативная речь становится более развитой. Дети начинают понимать большие объемы и усваивают сложные обороты речи. Все это говорит о совершенствующемся мышлении.
Описательная речь ребенка на данном этапе становится все более обширной, так как сам ребенок узнает много новых сообществ — соседи, друзья во дворе, детский сад. На третьем году жизни речь у детей становится более осмысленной и они уже понимают не только инструкцию взрослого, но и осознают прочитанные им рассказы.
В раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Специальные игры и занятия по развитию речи у детей раннего возраста учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малыше...
Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...
Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...
«Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста» (консультация для родителей младших дошкольников по развитию речи).
Автором представлен материал по развитию речи у младших дошкольников....
ПРОГРАММЫ по развитию речи для детей раннего возраста, детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР "МАЛЕНЬКИЕ ГОВОРУНЫ"
Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством дидактической игры....
«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...